МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН» ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыльджинская основная общеобразовательная школа
имени Владимира Николаевича Ляшенко»
Рассмотрена на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 31 августа 2021 г.
|
Утверждаю Директор ОО ________________ (Белохвостова Н.П.) Приказ № ______ от ______________ |
Дополнительная общеразвивающая программа по хореографии «Ассорти» Направление художественно-эстетическое для 5 -9 классов.
Составила: Рыбина Л.Л.
Учителем химии и технологии.
Срок реализации программы: 2021 – 2022 учебный год.
с. Мыльджино, 2021 г.
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.
Пояснительная записка. |
Танцы на современном этапе в обществе более чем популярны. Они становятся формой проведения досуга, полезного для морального и физического здоровья. Танцевальный бизнес сегодня один из самых прибыльных. Растет интерес молодежи к танцевальным клубам, кружкам, программам, соревнованиям и марафонам. Именно поэтому появилась необходимость создавать данные программы. Образовательная область занятиями в кружке призвана формировать у учащихся потребности в бережном отношении к своему здоровью. В процессе усвоения учебного материала в кружке формируются движения органически связанные с музыкой, содействующие воспитанию эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, развитие музыкального слуха, памяти, ритма и совершенствования основных движений. Танцы - один из любимых и популярных видов искусства - дают широкие возможности в деле физического, эстетического и этического воспитания детей. Планомерные систематические тренировки с постепенно возрастающей нагрузкой развивают мышцы, укрепляют связки, придают гибкость, подвижность суставов, помогают гармоничному росту детей. У них вырабатывается правильная осанка, походка, исправляются физические недостатки. Танцы развивают естественную грацию, музыкальную ритмичность. Занятия в танцевальном коллективе приучают детей к самодисциплине, ответственности, культуре внешнего вида. Занятия в кружке раскрывают индивидуальные возможности детей их творческие способности. Актуальность. Танцы в наши дни являются одним из популярных и любимых видов деятельности многих детей. Среди множества форм художественного воспитания детей хореография занимает особое место. Через танцы происходит формирование и закрепление интереса к танцевальному искусству, развиваются хореографические и творческие способности, совершенствуются физические и пластические данные детей. Занятия хореографией учат понимать и создавать прекрасное. Развивают образное мышление и фантазию, дают возможность гармоническому развитию и укреплению здоровья ребенка. В наше время, когда большинство людей страдает от гиподинамии, заболеваний сердечно - сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата, занятия хореографией особенно актуальны в детском возрасте. Занятия танцам учат учащихся красоте и выразительности движений, силе и ловкости, развивают и совершенствуют их мышечно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы.
Дополнительная общеразвивающая хореографическая программа «Ассорти» имеет художественно-эстетическую направленность. Рабочая программа «Ассорти» адресована обучающимся 11 -14 лет. Занятия проходят во второй половине дня исходя из санитарно-гигиенических норм(СанПиН 2.44.3172-14). Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации программы – 9 месяцев. Проведение занятий по средам с 16. ч 30 мин. – 17 ч. 10мин. Численность посещающих – 8 -10 человек. Набор в группу осуществляется на добровольной основе, то есть принимаются все желающие заниматься. К занятиям допускаются дети на основании личного заявления их родителей (законных представителей). Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах. Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические занятия (беседы, изучение истории развития и появления танцев). Практические занятия по хореографии и танцам.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах.
Теоретические сведения- это объяснение нового материала, информацию познавательного характера о стилях танцев. Практические занятия включают разучивание видов танцев.Цель программы - развить творческие способности подростков через включение их в танцевальную деятельность, а так же формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.
Приобщение школьников к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память;
· развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода;
· привить любовь к танцевальному искусству;
· развивать воображение и фантазию в танце;
· познакомить подростков с различными музыкально-ритмическими движениями в соответствии с характером музыки;
· познакомить подростков с простейшими правилами поведения на сцене;
· закрепить приобретенные умения посредством выступления на мероприятиях школы.
Основное содержание программы.
Учебный план.
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов (всего) |
Кол-во часов (теория) |
Кол-во часов (практика) |
1 |
Введение. |
1 |
|
1 |
2 |
«Чарльстон» (танцевальная композиция) |
10 |
1 |
9 |
3 |
Народный танец |
11 |
1 |
10 |
4 |
Элементы эстрадного танца |
6 |
1 |
5 |
5 |
Выступление на школьных мероприятиях |
4 |
|
4 |
6 |
Резерв. |
2 |
|
2 |
|
Итого |
34 |
3 |
31 |
Содержание учебного плана.
Тема: 1 Введение.
Практика. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и правило поведения на кружке. Понятие об основных танцевальных движениях.
Тема: 2 «Чарльстон» (танцевальная композиция)
Теория: Знакомство с танцевальным и музыкальным материалом.
Практика:
Основное движение «Чарльстона» (разучивание)
Тройной шаг с выбросом ноги и поворотом.
«Кросс – степ» с вращением рук. Скользящий шаг с выпадом в сторону.
Основной шаг танца по кругу с выпадом вправо и влево.
«Волна», закручивание с поворотом.
Синкопированное шоссе (разучивание).
Четвертные повороты по одному в парах.
Променадный бег (разучивание).
Обобщающий урок. Повторение выученных движений.
Тема: 3 Народный танец.
Теория: Беседа: Манера русского танца - плавность, игривость, открытость.
Практика:
Позиции и положения рук. Движение кисти.
Позиции ног. Положение стопы и подъема.
Танцевальный шаг с носка, переменный шаг. Притопы.
Ковырялочка без подскоков.
Припадание на месте, с продвижением в сторону.
«Веревочка» простая.
«Маятник».
Отработка танца, ритмичности, слаженности. Репетиция танца.
Репетиция танца.
Генеральная репетиция.
Тема: 4 Элементы эстрадного танца.
Теория: Беседа.Знакомство с танцевальным и музыкальным материалом. Особенности эстрадного танца.
Практика:
Позиции рук.Простейшая композиция.
Работа рук, тела.
Головы, корпуса, в разных направлениях эстрадного танца.
Репетиция танца.
Генеральная репетиция.
Тема: 5 Выступление на школьных мероприятиях.
День матери.
Новогодний вечер.
8 Марта.
День Победы.
Тема 6: Резерв.
Повторение изученных танцевальных движений.
Повторение изученных танцев.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
· понимание ценности хореографического искусства в жизни человека и общества;
· уважительное отношение к хореографическому наследию России и народов других стран;
· развитие эмоционально-волевых качеств и коммуникативных навыков, способствующих социальной самореализации ребенка;
· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в коллективе;
· способность формулировать собственное мнение и позицию;
· владение основами самоконтроля, самооценки;
· ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты.
· развиты хореографические способности (физические данные, хореографическая память, координация, музыкальное и артистическое исполнение и т.д.) ;
· развиты образное и ассоциативное мышление, фантазия и творческое воображение, эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественных образов.
Предметные результаты.
· понимание хореографической культуры, как неотъемлемой части человеческой жизни;
· знание характерных особенностей хореографических направлений;
· владение основами хореографии;
· владение своим телом во время исполнения хореографического номера;
· приобретение умений и навыков группового исполнительства хореографических номеров;
· способность реализации собственных творческих замыслов в хореографической импровизации.
Обучающие должны знать:
· понятия и термины простейших движений (поклон, приседание, подскоки, повороты);
· правила исполнения движений (красивая, ровная осанка, легкость, музыкальность);
· понятие о пространстве зала (где зрители, центр зала, линии танца; самостоятельно находить свободное место в зале).
Уметь:
· артистично и эмоционально исполнять танцевальные движения;
· запоминать последовательность танцевальных движений в композиции;
· ориентироваться в пространстве зала (знать точки зала);
· воспринимать задания и замечания педагога.
2. Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Ассорти» проводится на базе школы. Занятия организуются в спортивном зале, соответствующему требованиям СанПиН и технике безопасности.
В спортивном зале имеется следующее учебное оборудование:
· Ноутбук;
· USB - флеш - накопитель;
· Аудиоаппаратура.
· Видеокамера, фотоаппарат для анализа.
· Спортивная обувь и одежда.
· Сценические костюмы и обувь.
Методы и формы обучения и воспитания.
Используемые методы:
Метод повторения.
Метод коллективного творчества.
Метод объяснения.
Метод заучивания.
Метод многократного повторения всевозможных движений.
Беседы.
Формы учебной работы:
Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется и индивидуальный подход.
Специфика структуры занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей –подготовительную, основную, заключительную.
Подготовительная:
Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния; умеренное разогревание организма.
Строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки;
короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др.
Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.
Основная
Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций
Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современногоритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа.
На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.
Заключительная
Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов.
Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Отслеживание результатов освоения программы осуществляется через концертное выступление на школьных мероприятиях:
· День Матери.
· Новогодний вечер.
· 8 марта.
· День Победы.
Перечень учебно-методического образовательного процесса.
Нормативно-законодательная основа внеурочной деятельности:
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. №09-1672 «О направлении методических рекомендаций»
- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14 декабря 2015 г. №09-3654 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (далее – Письмо № 09-3564), в которое внесены уточнения в существующие рекомендации Минобрнауки России по организации внеурочной деятельности.
Нормативно-правовые акты школьного уровня
- Приказ «Об утверждении учебного плана»
- Положение «О структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ»
- Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО.
Список литературы.
1. 3 Барышникова Т. «Азбука хореографии» (М.: Айрис Пресс, 1999)
2. Ваганова А. Я. «Основы классического танца» (С.-П., 2000)
3. Васильева Т. К. «Секрет танца» (С.-П.: Диамант, 1997)
4. Воронина И. «Историко-бытовой танец» (М.: Искусство, 1980)
5. «Игровые и рифмованные формы физических упражнений». Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина. (Волгоград: Учитель, 2008)
6. Климов А. «Основы русского народного танца» (-М.: Искусство, 1981)
7. Алекс Мур, «Пересмотренная техника европейских танцев», Москва, Санкт-Петербург, 2009 г.
8. Имперское общество учителей танцев, «Пересмотренная техника латиноамериканских танцев», Москва, Санкт-Петербург, 2002г.
Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов освоения программы.
Степень выраженности оцениваемого качества.
Минимальный уровень (невыполнение показателей и заданий данного возраста), возможное количество баллов – 1;
Средний уровень (недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих данному возрасту), возможное количество баллов - 5.
Максимальный уровень (выполнение всех показателей и заданий педагога, соответствующих данному возрасту), возможное количество баллов – 10.
Приложение 2
Таблица освоения общеразвивающей программы.
Ф. И. Класс. |
Практические навыки. |
Теоретические знания. |
Итог. |
||
1п |
Год. |
1п |
Год. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.