Методы эмоциональной драматургии и создания игровых ситуаций на уроках музыки в различных ступенях
Оценка 4.9

Методы эмоциональной драматургии и создания игровых ситуаций на уроках музыки в различных ступенях

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
музыка
1 кл—6 кл
14.05.2023
Методы эмоциональной драматургии и создания игровых ситуаций на уроках музыки в различных ступенях
Уроки музыки, проводимые в соответствии с вышеописанными методиками, направленными на формирование эмоциональной отзывчивости; включающие в себя методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в процессе восприятия музыки, пения, элементы музыкально-игровой драматизации, как основного вида деятельности, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.
методы эмоциональной драматургии и создания игровых ситуаций на уроках музыки.docx

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству. В содержание урока музыки входят произведения, различные по характеру, настроению. Продумывая эмоциональный рисунок урока, переход от одного произведения к другому, учитель стремиться поддержать необходимый эмоциональный настрой, найти приемы переключения внимания учащихся. На основе принципов эмоционального контраста или последовательного обогащения и развития одного эмоционального тона решается задача соотнесения прелагаемого в программе варианта построения урока с конкретными условиями, уровне музыкального и общего развития учащихся, определяется наилучшая последовательность форм и видов музыкальных занятий в условиях данного класса.

Применение словесных методов (рассказ, беседа, объяснение) помогают раскрыть содержание произведений, подготавливают осознанное их исполнение, направляют эмоциональные переживания учащихся. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие образы картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, - писал В.А.Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника…Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души…» [Сухомлинский].

Использование словесных методов зависит от возрастных особенностей учащихся, их музыкальной подготовки, а также от своеобразия музыкального произведения. Рассказ учителя используется для того, чтобы настроить учащихся на восприятие музыкального произведения, сообщения интересных сведений из жизни композитора, событий, связанных с его творчеством. Важно найти образные сравнения, яркие выражения, объясняющие глубину или разнообразие человеческих чувств, переданных в произведении. Созданию эмоционального настроя способствуют умело подобранные отрывки из литературных произведений. Необходимо отметить, что в педагогической практике повсеместно наблюдается обилие слов и недостаточная их выразительность и точность, очень редки случаи недосказанности на уроке музыке.

Еще одним из методов, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости, является создание музыкально-игровых ситуаций, включающих творческие задания для проявления эмоциональной отзывчивости младших школьников. Игровые ситуации можно создавать во всех видах музыкальной деятельности. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Дидактические игры акцентируют внимание детей на изобразительных возможностях музыки и стимулируют их эмоциональную отзывчивость на произведении различного характера. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре. Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку. Все музыкальные игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, материал, правила. Игры с речью развивают вокально-слуховую координацию, нормализуют процессы регуляции темпа и ритма. Артикуляционные игры укрепляют мышцы языка, губ, щек, голосовых связок, активизируют подвижность верхней и нижней челюсти. Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие, формируют творческие способности. Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям. Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и его законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.

В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации. Игровые ситуации помогают поддержать интерес детей к уроку, предупредить переутомление. Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает эмоциональную отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Система вопросов и творческих заданий помогают раскрывать в детях образное содержание музыкального искусства. Она должна представлять собой, по сути, диалогическое общение и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностно-эмоциональная окрашенность.

В музыкально-ритмической деятельности создается творческая ситуация, при которой у младшего школьника движения могут возникнуть сами. Например, три состояния: легкой зыби на море, разыгравшейся стихии и успокоения после бури. Ребенок последовательно переживает эти три состояния: состояние душевного покоя, постепенно переходящее в тревогу, затем взволнованность и опять умиротворение в душе. Каждое эмоциональное состояние «руководит» выбором учащегося соответствующего движения – их характера, амплитуды, пластики, экспрессии и т.д. Младший школьник сам пробует найти меру движений, т.е. проявляет творчество, учитель только уточняет, подправляет, советует, как можно улучшить образ. Содержание человеческого чувства продиктовало форму своего выражения, что способствует формированию эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыку.

Таким образом, уроки музыки, проводимые в соответствии с вышеописанными методиками, направленными на формирование эмоциональной отзывчивости; включающие в себя методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в процессе восприятия музыки, пения, элементы музыкально-игровой драматизации, как основного вида деятельности, способствуют развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках музыки.


 

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству

Метод эмоциональной драматургии активизирует эмоциональную отзывчивость учащихся на музыку, а также способствует созданию увлеченности и живого интереса к музыкальному искусству

Важно найти образные сравнения, яркие выражения, объясняющие глубину или разнообразие человеческих чувств, переданных в произведении

Важно найти образные сравнения, яркие выражения, объясняющие глубину или разнообразие человеческих чувств, переданных в произведении

В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации

В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество, инсценировки, драматизации

Таким образом, уроки музыки, проводимые в соответствии с вышеописанными методиками, направленными на формирование эмоциональной отзывчивости; включающие в себя методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в…

Таким образом, уроки музыки, проводимые в соответствии с вышеописанными методиками, направленными на формирование эмоциональной отзывчивости; включающие в себя методы эмоционального сопереживания, метод эмоционального воздействия в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023