Методы и формы построения здоровьесберегающего урока химии
Оценка 5

Методы и формы построения здоровьесберегающего урока химии

Оценка 5
Документация
docx
химия
8 кл—11 кл
05.04.2020
Методы и формы построения  здоровьесберегающего урока химии
Здоровьесбережение - актуальная тема на данный момент для всех преподавателей
Методы здоровьесбережения.docx

Краснова О.В.

Учитель химии

I квалифик. Категория

МОУ СШ № 125

г. Волгоград

 

Методы и формы построения  здоровьесберегающего урока химии

Здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды:

I вид:

Это может быть запланированный "Урок здоровья" по предмету, проводимый в конце изучения темы, урок повторения, урок обобщения. Такие предметные специальные уроки здоровья продумываются заранее и включаются учителями в тематическое планирование, для этого в начале учебного года корректируется программа по предмету. Например:

         9 класс: « Химия и Здоровье»  , «Химия  и пища»

         10 класс : « Ферменты» , « Витамины, гормоны, лекарства, минеральные воды»

         11 класс : « Химия и здоровье »

II вид:

Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

- учитель связывает дату урока с событием, имеющим отношение к здоровью,

- это ежеурочные минутки здоровья, возникающие из наблюдений учителя, связанные с вредными привычками: "Почему нельзя долго жевать жевательную резинку"; по обучению учащихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, по развитию внимания, памяти, логического мышления и т. д.,

- это тренировочные упражнения, связанные с темой здоровья,

- это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III вид:

            Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

- полноценно выполняет учебную программу, формирует у учащихся интерес к своему предмету;

- устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;

- предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;

- максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения,

- это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока для будущего и творчески работает на нём, используя свои способности.

Через уроки химии стараемся культивировать потребность в здоровом образе жизни, в котором немаловажную роль играет правильное рациональное питание, легкоусвояемыми, богатыми ценными питательными компонентами продуктами.  Например, при изучении темы «Полисахариды» в 10 классе заостряем внимание на трудном усвоении организмом человека пищи богатой крахмалом. Показываем, что процесс расщепления крахмала начинается уже при тепловой обработке крахмалсодержащих продуктов и затем еще не одна стадия расщепления протекает непосредственно в организме человека, пока не образуется глюкоза. На эти процессы человеческий организм затрачивает жизненную энергию и быстро изнашивается. Поэтому куда полезнее употреблять в пищу овощи и фрукты, содержащие глюкозу, фруктозу и другие моносахариды, которые в организме легко окисляются, питают его и служат источником энергии.

 В последнее время многие люди становятся вегетарианцами, отказываясь от мяса животных. Ходит много споров по этому поводу. Однако  растущему организму использование в питании разнообразных белков очень важно. Поэтому при изучении темы «Белки» указываем на важную роль белковой пищи в организме. Нужны белки самые разнообразные и растительные, и животные. Они являются источником аминокислот, из которых организм человека синтезирует необходимые ему белковые структуры. Белки мяса животных содержат и такие аминокислоты, которые не содержатся в растительных белках, но необходимы организму человека. Наш белковый запас постоянно надо возобновлять, поэтому без белковой пищи не обойтись. Напоминаем, что «Жизнь есть способ существования белковых тел». Мясо животных является также важным источником необходимых организму жирорастворимых витаминов. Поэтому оно обязательно должно входить в питательный рацион школьника.

Для здоровья человека важным является дыхание, которое отвечают за окислительные процессы в организме. При изучении в курсе 8 класса процессов окисления указываем на большое значение кислорода в этом процессе. Поэтому окружающий воздух всегда должен содержать необходимое количество кислорода. В закрытых помещения, где прибывают люди, очень важно соблюдать режим проветривания. Напоминаем о немаловажной роли зеленых растений в поддержании баланса между кислородом и углекислым газом. Поэтому озеленение школьных кабинетов, уход за растениями не только эстетически развивает детей, но и способствует оздоровлению окружающей их среды. Нельзя недооценивать роль загородных прогулок на природе на улучшение общего состояния организма.

 «Здоровый образ жизни предусматривает отказ от вредных привычек. Употребление спиртного, наркотических средств, табакокурение недопустимо как для взрослых, так и для детей.  Однако в реальной жизни мы наблюдаем часто негативный пример взрослых. Поэтому школе приходится переубеждать детей, доказывать, что вредные привычки губят здоровье, укорачивают жизнь». [1]

 Через свои уроки мы тоже проводим пропаганду жизни без вредных привычек. Например, при изучении темы «Спирты» в курсе органической химии неустанно подчеркиваем, что спирт – это яд, это наркотическое средство,  вызывающее зависимость. Спирт -  сильнейшее водоотнимающее средство, приводящее к обезвоживанию организма. При систематическом употреблении его  происходит денатурации белков, а  поэтому  нарушение многих физиологических процессов и в конечном итоге  гибель организма.

В ходе урока «Спирты» я стремлюсь познакомить  учащихся с биологической ролью спиртов .  Даю понятие о мутагенной и канцерогенной активности.

  • Обеспечить усвоение учащимися возможностей применения наиболее значимых для человека спиртов
  • Создать условия для определения связей между свойствами веществ и их применения
  • Способствовать развитию форм мышления(умозаключения, аналогии)
  • Содействовать воспитанию интереса к предмету
  • Содействовать воспитанию экологической и нравственной культуры

В качестве проверки домашнего задания идет заслушивание сообщений с сопровождающихся презентаций по теме «Антиалкогольная профилактика»

Примерные темы ученических сообщений -  презентаций:

• Физиологическое действие алкоголя на организм человека.
• Образы жертв алкоголизма в русской литературе.
Алкоголь и преступность в нашем районе (городе).
• Хроника происшествий: жертвы употребления поддельных спиртных напитков, метанола, денатурата, технических жидкостей.
• Алкоголь и здоровье подростка.
• Алкоголь в истории России.
• Отношение к алкоголю в мировых религиях.

Учащиеся, при подготовке к уроку подбирают отдельные факты (по материалам  печати) уголовных происшествий, связанных с употреблением алкоголя, с отравлением суррогатными алкогольными продуктами и техническими жидкостями, метиловым спиртом. [2]

Материал темы удобно дополнять учебным пособием «Химия. 1С: Репетитор- онлайн  (http:// www. repetitor. 1c. ru / online). Диск удобен в применении, состоит из четырех частей « Основы теоретической химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия». Достаточно полно изложена теория, материал хорошо иллюстрирован, имеются удобные гиперссылки, анимации, в том числе и интерактивные, видеоролики с  химическими экспериментами. В конце каждого параграфа приведены контрольные вопросы и задачи для самостоятельного решения. Ресурс содержит обстоятельные справочные материалы. [3]

Разработаны и требования к такому уроку:

- гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места),- наличие мотивационной деятельности на уроке;

- количество видов учебной деятельности должно быть 4 - 7 за урок продолжительностью 7 - 10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач, просмотр презентации, компьютерное тестирование  и т.д.);

- не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);

- плотность урока - на учебную работу должно тратиться 60-80%;

- наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);

- оздоровительные моменты на уроке.

В арсенал педагога, проводящего такой урок, могут входить:

- создание оптимальных санитарно - гигиенических условий обучения в классах;

- разнообразие видов и форм уроков - удивление нестандартностью проведения;

- формулирование целей урока вместе с учащимся, определение ими задач, которые следует решить для достижения целей;

- гибкость структуры урока в соответствии не только с целями урока и спецификой учебного материала, но и с особенностями класса;

- использование привлекательной мотивации (кроме оценок), способствующей активной самореализации учеников;

- разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом;

- при появлении признаков утомления у ребят - изменение интонации и громкости речи, привлечение внимания учеников, например, неожиданным примером;

- использование работы в парах постоянного и переменного состава и в малых группах (2-4 ученика);

- подведение итогов урока на последних 4 -5 минутах, и лучше всего вместе с учащимися;

- рефлексия;

- во избежание гиподинамии у детей обеспечение хотя бы небольшой организованной двигательной активности;

- ежеурочные разминки в начале урока (10 - 15 секунд);

- для слуха - различение слов, акцентов, тихой речи;

- для речевого аппарата - произнесение слогов, слов, скороговорок, тихо, громко, с разной акцентировкой;

- для кистей пальцев рук - сгибание и разгибание пальцев, круговые движения в лучезапястном и локтевом суставах;

- для зрения - поисковые движения для глаз, различение цвета, размера;

- физкультминутки на 15 - 25-ой минутах урока на снятие мышечного утомления с плечевого пояса, мышц спины, кистей рук; зрительного утомления, минуты релаксации, массаж активных точек, чередование поз, дыхательная гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литературный обзор

 

1.     Вульфов Б.З., Синягина Н.Ю. - Мир образования.- К проблеме сохранения и укрепления здоровья  школьников.- №3.-2007.-С.4-12.

2.     Титова И.М., Мартынова М.А. Решение проблем наркомании в процессе обучения химии. Химия в школе, 2002, № 5, с. 49;

3.     Дорофеев М.В. «Информатизация школьного курса химии» Первое сентября 2002г. № 3

 

 

 

 


 

Краснова О.В. Учитель химии

Краснова О.В. Учитель химии

III вид: Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это…

III вид: Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это…

В последнее время многие люди становятся вегетарианцами, отказываясь от мяса животных

В последнее время многие люди становятся вегетарианцами, отказываясь от мяса животных

При систематическом употреблении его происходит денатурации белков, а поэтому нарушение многих физиологических процессов и в конечном итоге гибель организма

При систематическом употреблении его происходит денатурации белков, а поэтому нарушение многих физиологических процессов и в конечном итоге гибель организма

Основы теоретической химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия»

Основы теоретической химии», «Неорганическая химия», «Органическая химия»

- разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом; - при появлении признаков утомления у ребят…

- разрешение в некоторых случаях при выполнении заданий, ответах на вопросы, контрольных работ пользоваться вспомогательными средствами, например, конспектом; - при появлении признаков утомления у ребят…

Литературный обзор 1.

Литературный обзор 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020