лучшедома
«Методы и приемы формирования навыка смыслового чтения, как выполнение программы ФГОС НОО.

«Методы и приемы формирования навыка смыслового чтения, как выполнение программы ФГОС НОО.

Педсоветы
doc
чтение
4 кл
16.01.2020
«Методы и приемы формирования навыка смыслового чтения, как выполнение программы ФГОС НОО.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

смысловое чтение.doc

Слайд.

«Методы  и приемы формирования навыка смыслового чтения, как выполнение программы ФГОС НОО.»

 

Слайд. Читать – это ещё ничего не значит;

что читать и как понимать читаемое –

вот в чём главное дело.

К.Д.Ушинский

В последние годы читательская грамотность граждан нашей страны стала объектом пристального внимания и президента, и правительства (Государственная программа РФ "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы). Это связано с тем, что в России идет процесс падения уровня читательской культуры, как у взрослых, так и у детей.

  Одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование  приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А для этого необходимо создать такую образовательную среду, которая будет способствовать активным формам познания окружающего мира. Младший школьник должен научиться, не только добывать необходимую информация, но и понимать, анализировать, структурировать и представлять ее.

Слайд.

Анализ  ВПР в 4 классах 2016 года по России показал невысокие результаты, можно сказать не сформированы  такие навыки, как понимание текстовой информации , распознавание основной мысли текста при его письменном предъявлении.

Умение работать с текстом, выделять главную информацию и оценивать её, является одной из ключевых составных успешного обучения.

 

Слайд.

Работа с информацией является составной  частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

В программе выделены   следующие  разделы:

        Получение, поиск и фиксация информации,

        Понимание  и преобразование информации,

        Применение  и представление информации

        Оценка достоверности получаемой информации

С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

 

 

Слайд.

Как научить младшего школьника "смысловому чтению"? Этот вопрос требует комплексного решения, поскольку речь идет о реализации всех функций родного языка в реальной жизни.

     Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.

Слайд. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)  выделены действия смыслового чтения, связанные:

·               с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

·               определением основной и второстепенной информации;

·               формулированием проблемы и главной идеи текста.

      Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Слайд.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?

  «Стратегии смыслового чтения»   -  различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

     Стратегия  смыслового  чтения  обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Слайд.

     Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Методика работы с текстом

Слайд.

1 этап. Восприятие

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок).

Формирование эмоциональной оценки текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием)

2 этап. Структурно-функциональный анализ

Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации.

3 этап. Реконструкция смысловых структур 

 Анализ языка произведения (средства выразительности). Как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею?

Слайд.

 Приемы работы с текстом на уроках русского языка

Понимание прочитанного текста может быть достигнуто при помощи следующих приемов.

Наиболее эффективным средством развития оперативной памяти второклассников стали зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко.

Слайд.

Одной из целей проведения зрительных диктантов И.Т. Федоренко является формирование навыка  чтения.

Они состояли из наборов по шесть предложений в каждом. Каждое предложение было длиннее предыдущего  на 1-2 буквы (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами - примерно два месяца. За это время оперативная память второклассников развилась настолько, что каждый  ребенок мог запомнить предложение из 8-9 слов, не забывая первого. Ученик легко улавливал смысл, читать ему становилось интересно, процесс обучения чтению шёл гораздо быстрее.

Слайд.

- Работа со словом: без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке русского языка и ей надо уделять должное внимание.

 - Словарную работу можно разделить на 3 вида:

Слайд.

1. Работа с незнакомыми словами: очень часто дети, читая текст, не осознают, что в тексте есть слова с непонятным значением.

Слайд.

2. Работа с ключевыми словами: серьезно страдает понимание текста от того, что ученики не видят ключевых, наиболее важных слов в тексте. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится.

Слайд.

3. Работа со словами-образами: слова - образы или по-другому художественные средства помогают увидеть красоту текста. Знакомство со словами - образами в начальной школе начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ более ярким.

Следующий приём понимания текста.

Слайд.

- Диалог с текстом: диалог с текстом происходит в результате внимательного чтения текста, с целью разгадать текст, увидеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.

«Чтение с остановками»

Приемы смыслового чтения:

- Направленное чтение - формирование умения целенаправленно читать текст, задавать вопросы и вести обсуждения в группе:

Слайд.

а) прием «Ассоциации» или «Ассоциативный куст»:

 учащиеся высказывают свои ассоциации к ключевому слову или заголовку текста. Этот прием позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу, актуализировать знания.

Попробуем его на практике. Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга» назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

 

А сейчас послушайте притчу «Книга» и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

 

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

 

- Чтение в парах - формирование умения выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. Учитель объединяет учащихся в пары, где каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик - читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент - слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит  смена ролей. В паре по формированию смыслового чтения можно выполнять разные задания.

Слайд.  - Читаем и спрашиваем - формирование умения самостоятельно работать с информацией, формулировать вопросы, работать в парах. Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем; ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте; один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.

- Дневник двойных записей - формирование умения задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части; в процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких - то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой - написать лаконичный комментарий, почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал.

Слайд.  - Чтение с пометками - формирование умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание промаркировать текст знаками: «V»-знакомая информация: «+» - новая информация; «–» - я думал (думала) иначе; «?» - это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. Этот прием дает возможность учителю создать климат, который соответствует активной учебной деятельности, а ученику - классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

Слайд. - Синквейн - формирование умения выделять ключевые понятия и идеи в прочитанном тексте, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову  текста. Структура синквейна: одно существительное (тема), два прилагательных (описание), три глагола (действие), фраза из четырех слов (описание), существительное (перефразировка темы).

 - Восстанови деформированный  текст - формирование умения видеть последовательность расположения частей текста. Учитель предлагает расположить перепутанные фрагменты текста, собрать правило или алгоритм в правильной последовательности.

 - Найди ошибку - формирование умения находить и исправлять ошибки. (Мал соловей, да колос велик).

Слайд. - Работа с многозначными словами - формирование умения находить хорошо знакомые слова в непривычном употреблении.

 - Работа с фразеологизмами. Учитель предлагает дополнить предложение одним из записанных фразеологизмов, например, Ручеёк высох, деревья и кусты, и травы засохли, и люди… (Бить тревогу. Не знал, куда глаза девать).

 - Расшифруй предложение и составь по нему рассказ - формирование умения понимать фактуальную и подтекстовую информацию.

Методы и приемы, используемые при групповой работе:

Слайд.               Метод  «Шесть шляп критического мышления

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление – это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

           Шесть шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

         Цель  - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

·        Прием «Учебный мозговой штурм»

Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

·        Прием «Письмо по кругу»

Предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

Слайд. Прием самопостановки вопросов к тексту

  • Позволяет рассматривать чтение и понимание учебного текста как решение мыслительной задачи, суть которой заключается в умении обнаруживать и решать те проблемы, которые составляют содержание текста.

Слайд. Сплошные тексты (без визуальных изображений)

  • описание (художественное и техническое);
  • повествование (рассказ, отчет, репортаж);
  • объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
  • аргументация (научный комментарий, обоснование);
  • инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы).

Слайд. Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

  • информационные листы (расписания, каталоги и др.);
  • расписки (билеты, накладные, квитанции);
  • призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
  • таблицы и графики; списки; карты.

Слайд.

Итогом работы являются ВПР в 4 классах, где идёт  работа с текстом.

Обычно в ВПР идёт работа с текстом во второй части -это вопросы 6, 7,8,9,10

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

Слайд. На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

Слайд.  На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).  

Использование стратегии  смыслового чтения на уроках математики при решении текстовых задач.

Слайд.

Этапы решения текстовых задач и их связь рассмотрим на примере задачи из математика 4 класс

Слайд. В данных задачах применяем виды чтения:  ознакомительное, затем смысловое, так как требуется точное понимание содержащейся в тексте информации.

Слайд. На первом этапе «поиск информации и понимание прочитанного» определяем: чтобы решить все задачи, необходимо решить первую, так как в ней содержатся недостающие данные.

Слайд. Рисунок-чертеж к задаче можно преобразовать и представить в виде знакомой схемы.

Впервые встречается схема на встречное движение (чертеж). Можно применить преобразование и представить в виде знакомой схемы. 

При фронтальном устном обсуждении возможен прием составления вопросов к задаче (что нужно найти).

Слайд. Учимся задавать вопросы разных типов.

Слайд. Тонкие и толстые вопросы

Возможен прием толстые и тонкие вопросы.

Слайд  Примеры на задаче толстых и тонких вопросов

Содержательный потенциал обучения различным видам математической деятельности, который способствует формированию универсальных учебных действий

Деятельность учителя при обучении различным видам математической деятельности: делится на несколько этапов.

Этап 1. Анализ задачи

 Умение читать инструкцию,  используя приемы смыслового чтения.

Этап 2. Схематическая запись условия задачи

Этап 3. Поиск способа решения задачи (Возможны два основных пути поиска способа решения задачи: синтетический и аналитический)

Этап 4. Осуществление решения задачи

Этап 5. Проверка решения задачи

Этап 6. Исследование решения задачи

Этап 7. Формулировка ответа на вопрос задачи

Этап 8. Анализ решения задачи

 

 

 

Практическая работа

Перед тем как зайти в аудиторию вы получили стикеры разного цвета, распределитесь пожалуйста, по цветовым группам

Розовый цвет-1 группа

Желтый-2 группа

Зеленый-3 группа

Оранжевый- 4группа

 

Каждой группе  сейчас будет выдана книга с итоговыми тестами за 4 класс по разным предметам

 

Вы познакомились с разными приемами смыслового чтения, сейчас Вам необходимо в тестах найти 5 заданий с инструкцией, где вы можете применить данные приемы и методы, Вам в помощь на ваших столах лежат листы-помощники.

Главная ваша задача  применить эти приемы именно к инструкции, так как правильности выполнения задания зависит, от четкого  понимания и инструкции.

Регламент 10 минут, затем представитель от Вашей группы должен будет защитить Вашу работу.

В целях коллективного закрепления данной темы, мы предлагаем Вам внимательно прочитать следующую притчу «Два волка».

 (Участники мастер-класса читают текст притчи на слайде).

 

Слайд. Притча «Два волка»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину.

- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

         Внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

         При знакомстве с данной притчей был использован приём «Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

- Назовите ключевые слова в притче «Два волка» (добро и зло)

 

Слайд. Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.      

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни, в период, когда необходимо сформировать метапредметные умения учеников. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)