Методы и приемы работы по изобразительной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта.
Оценка 4.7

Методы и приемы работы по изобразительной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта.

Оценка 4.7
Лекции
docx
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
21.04.2020
Методы и приемы работы по изобразительной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта.
В системе обучения и воспитания, учащихся с нарушениями интеллекта важное значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.
Методы и приемы работы по изобразительной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта.docx

Методы и приемы работы по изобразительной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта.

 

        В системе обучения и воспитания, учащихся с нарушениями интеллекта важное значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное коррекционно-развивающее действие на учащихся с особенностями в интеллектуальном развитии: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом моторику рук), развитие личностных качеств. Способствуют формированию эстетического восприятия и воспитанию эстетических чувств.

         Задача учителя состоит не только в том, чтобы научить учащихся рисовать (хотя это тоже важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий изобразительным искусством преодолеть или сгладить присущие им недостатки.

У учащихся коррекционных школ имеются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц, пальцев и кисти рук, что затрудняет овладение техникой письма. В процессе занятий изобразительной деятельностью указанные недостатки развития моторики сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы к более точным и координированным движениям, придают гибкость и твердость руке.

 

Рассмотрим общую характеристику деятельности учащихся в процессе занятий рисованием.

Учащиеся младших классов, не могут самостоятельно полностью осмыслить поставленные перед ними изобразительные задачи. Только благодаря учителю они выполняют начальную стадию рисунка в соответствии с инструкцией. Может показаться, что их действия будут осуществляться вполне осознанно и на последующих этапах работы. Однако вскоре обнаруживается, что школьники руководствуются своей собственной, далекой от целевой установки задачей.

      Характерно, что у учащихся нет потребности увидеть, свой рисунок в законченном виде. Обычная краткая инструкция, понятная и доступная нормальным детям, оказывается малопонятной и недоступной умственно отсталым. Педагогический опыт свидетельствует о том, что наиболее правильное изображение учащиеся делают тогда, когда учитель использует показ всех этапов построения рисунка, сопровождая его подробным объяснениями и указаниями. Как уже отмечалось ранее, чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо иметь о нем четкие представления. Такие представления можно сформировать путем специальной организации восприятия предмета. Наблюдения говорят об ограниченных возможностях учащихся коррекционной школы в отношении проведения самостоятельного анализа натуры (или образца в декоративном рисовании). Характерно, что, получив задание рассмотреть какой-либо предмет, учащиеся делают это беспорядочно, без всякого плана. Типичным для учащихся коррекционной школы является и то, что, посмотрев на объект изображения, но, не разобравшись в особенностях его строения, они сразу же приступают к рисованию. Кроме того, хотя изображаемый объект и находится перед глазами учащихся, они обычно не смотрят на него и рисуют по памяти, передавая, таким образом, лишь самые общие свойства данных предметов. ...

На уроках изобразительного искусства детям даются различного рода инструкции: а) устные объяснения, указания, рекомендации; б) демонстрация готовых рисунков, схем; в) выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала.

Планирование изобразительной деятельности – одна из более сложных интеллектуальных операций. Это отчетливо проявляется в изобразительной деятельности учащихся коррекционной школы. Так как они нередко испытывают большие затруднения в определении структуры предмета или образца, то и спланировать свои действия также не в состоянии.

Снижение целенаправленности деятельности приводит к тому, что учащиеся слабо ориентируются в задании, плохо соотносят форму, величину, взаимное расположение элементов объекта. Неумение планировать работу проявляется не только в построении рисунка, но и в отсутствии рациональной организации деятельности в целом. Отсутствие плана работы приводит к тому, что некоторые ученики, не закончив рисунок, приступают к его раскраске, а затем, спохватившись, начинают дорисовывать недостающие детали.

       Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало работы осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос и о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность детей. Чтобы уроки не сводились к простому, скучному для большинства учеников рисованию, а несли в себе заряд положительной энергии даже для тех, кто не может или не умеет рисовать. Необходимо каждый урок превращать в игру. Добиться этого можно очень простым способом. Для нас, учителей, это не трудно. А для детей - хорошая умственная гимнастика.

Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры. Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:

1. “Что лишнее?”. Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.

2. “Разложи цвета”. Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово – тема урока. Слово тоже можно собрать.

3. “Пирамида”. Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены, верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости – бледности оттенков одного цвета.

Цель таких упражнений привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.

После того как тема урока будет объявлена, этап урока – рассматривание образца. При рассматривании образца можно использовать следующие игры:

1.      “Найди отличия”. Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, учитель объявляет, что сегодня мы будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, “Матрешка”. Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.

2.      “Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель – треугольник, береза – овал, садовое дерево – круг).

3.      “Подбери цвета”. Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.

После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.

1.      “Собери картину”. Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.

2.      “Найди самое простое”. На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному, Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.

3.      “Собери мозаику”. При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.

После того как вся работа распланирована, учитель должен показать на доске, как выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например, какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети “помогают” учителю рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети со сложным диагнозом нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру “Закончи рисунок”, “Что забыл нарисовать художник”, “Обведи по пунктирной линии”, “Соедини точки”. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Часто предлагается самостоятельно оценить свою работу и работу соседа.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. Уроки рисования несут очень большую коррекционную нагрузку. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель обязательно должен иметь в своем запасе несколько интересных развивающих игр, которые помогут ему в работе, привьют интерес детей к его предмету. Качество и результативность труда обязательно будут расти, дети будут стараться и развиваться. Удачи всем учителям изобразительного искусства!

ЛИТЕРАТУРА

1. Б.П. Никитин. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.

2. Димитр Павлов. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 1992.

 3. А. Зарецкий, А. Труханов, Л. Зарецкая. Энциклопедия профессора Фортрана.

 4. З. М. Бугуславская, Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.

5. З.А. Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1990. 6. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. Математика для дошкольников.


 


 

Методы и приемы работы по изобразительной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

Методы и приемы работы по изобразительной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта

На уроках изобразительного искусства детям даются различного рода инструкции: а) устные объяснения, указания, рекомендации; б) демонстрация готовых рисунков, схем; в) выполнение учителем на доске зарисовок…

На уроках изобразительного искусства детям даются различного рода инструкции: а) устные объяснения, указания, рекомендации; б) демонстрация готовых рисунков, схем; в) выполнение учителем на доске зарисовок…

Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно

Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020