Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка
Оценка 4.8

Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка

Оценка 4.8
docx
11.01.2023
Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка
Проект Настя .docx

                                           Педагогический проект

  «Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка»

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам.

Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить и писать в разных условиях общения.

Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.

Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

Актуальность данной темы определяется необходимостью прежде всего научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне, отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи.

 Цель проекта: анализ эффективности различных методов и приемов работы с текстом на уроках русского языка.

Задачи проекта:

1.Рассмотреть различные методы и приемы работы с текстом.

2.Проанализировать работы учащихся в начале учебного года и на конец 3 четверти.

3.Определить на практике наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития речи обучающихся.

Работа с текстом на уроках.

В начале своей работы, исходя из ВПР детей за 4 класс, я столкнулась с проблемой: низкий уровень умения работы с текстом. Некоторые дети даже не приступали к заданиям, связанным с ним.  На слайде вы можете обратить внимание на некоторые задания детей и проследить их ответы. (фото работ детей). Исходя из написания ВПР я составила диаграмму «Уровня работы с текстом» (Далее идет диаграмма)

 И тогда я заинтересовалась, а какие методы и приемы помогут ученикам достичь хороших результатов, повысить свой уровень работы? После изучения методической литературы я пришла к выводу, что особое внимание на уроках русского языка должно уделяться тексту, как единице языка и речи, как единице общения. Основной прием работы с текстом – его анализ.

Ведущая педагогическая идея – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

На уроках русского языка работа с текстом ведется по трем
направлениям: во-первых, изучение системы языка на основе заданий к
текстам (в этом случае применяются тексты небольшого объема,
позволяющие проиллюстрировать языковые факты); во-вторых, развитие
речи при анализе текстов-образцов, при создании учащимися собственных
высказываний в письменной форме с их последующей редакцией на
специальных уроках развития речи и, в-третьих, это осуществление контроля знаний, умений и навыков.

Задания по ГИА и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением. Не менее важное место в системе заданий ЕГЭ отводится проверке уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка.

Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. 

Поэтому я подобрала задания на основе текста.   В свою работу включаю следующие виды работ, которые можно применять на уроках русского языка. Я в свою очередь пользовалась не всеми, а лишь теми, которые мне показались наиболее действенными и подходящими именно для моего класса.

1)Работа со зрительной опорой. 

Виды работ со зрительной опорой: 

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.

2) Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:

   -   читательские;

   -   жизненные;

   -   фантазийные

3)  Устные дискуссии.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

4) Устная или письменная газета.

5) Языковые игры:

- «Корректор»

- «Вставь слово»

-  Продолжи рассказ по его началу…

-  Собери текст.

-  Распространи предложение.

-  Найти «третье лишнее» и др.

6)  Минутки поэзии     

7)  Мини-изложения, мини-сочинения.

8) Творческие диктанты на основе картин.  

9) Почему так, а не иначе.

10)Пересказ художественного текста от лица героя.

11.Сообщения.

Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.

12.Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет и к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. «Дети, постарайтесь отразить свое, неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» - обращаюсь я к ребятам.

К сочинению-миниатюре учащихся нужно готовить. Использую несколько приемов при подготовке учащихся к написанию небольшой творческой работы.

Один прием: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды.

Также одним из разделов работы с текстом является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.

Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш родной язык - это не только правила, грамматические формы, орфограммы. Но прежде всего Слово, которое рассматривается со всех сторон: эстетической, грамматической, семантической.

Работа с текстом направлена на постижение закономерностей его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

●     нахождение границ предложений в тексте;

●     деление текста на абзацы;

●     восстановление деформированного текста;

●     собирание текста из фрагментов;

●     определение темы, главной мысли, идеи;

●     озаглавливание;

●     дописывание концовки текста;

●     создание текстов разных стилей, разных типов речи.

 Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.

2. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

3. Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа не вызывает интерес учащихся, но по-своему нужная и важная.

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Реализация методов и приёмов на практике

Вывод: именно эти методы и приемы, которые я использовала непосредственно при работе с детьми, помогли повысить умение ребят при работе с текстом. В апреле мы будем снова писать ВПР по русскому языку, и я уверенна, что в этот раз ребята справятся намного лучше, чем в начале года, их уровень подготовки в разы улучшился и будет улучшаться дальше.

На этом моя работа в данном направлении не закончена. Я ставлю перед собой глобальные цели на будущее. Эффективность использования текста как основной дидактической единицы на уроках русского языка в рамках деятельностного подхода очевидна.

Текст можно использовать не только с целью правописно-орфографической направленности, но и для развития речевой культуры учащихся. Он способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся. В процессе лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.

Текст является одним из средств создания на уроках словесности речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове – выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира.

Умения работать с различными текстами влекут за собой повышение качества знаний по всем общеобразовательным предметам.

             


 

Педагогический проект «Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка»

Педагогический проект «Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка»

Основной прием работы с текстом – его анализ

Основной прием работы с текстом – его анализ

Устные дискуссии . Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их

Устные дискуссии . Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их

Работа с текстом направлена на постижение закономерностей его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка

Работа с текстом направлена на постижение закономерностей его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка

На этом моя работа в данном направлении не закончена

На этом моя работа в данном направлении не закончена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2023