Педагогический проект
«Методы и приемы работы с текстом на уроках русского языка»
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам.
Содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить и писать в разных условиях общения.
Умение понимать и создавать текст формируется прежде всего на уроках русского языка и литературы.
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком. Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Актуальность данной темы определяется необходимостью прежде всего научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая культура в России находится на низком уровне, отмечается бурная либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи.
Цель проекта: анализ эффективности различных методов и приемов работы с текстом на уроках русского языка.
Задачи проекта:
1.Рассмотреть различные методы и приемы работы с текстом.
2.Проанализировать работы учащихся в начале учебного года и на конец 3 четверти.
3.Определить на практике наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития речи обучающихся.
Работа с текстом на уроках.
В начале своей работы, исходя из ВПР детей за 4 класс, я столкнулась с проблемой: низкий уровень умения работы с текстом. Некоторые дети даже не приступали к заданиям, связанным с ним. На слайде вы можете обратить внимание на некоторые задания детей и проследить их ответы. (фото работ детей). Исходя из написания ВПР я составила диаграмму «Уровня работы с текстом» (Далее идет диаграмма)
И тогда я заинтересовалась, а какие методы и приемы помогут ученикам достичь хороших результатов, повысить свой уровень работы? После изучения методической литературы я пришла к выводу, что особое внимание на уроках русского языка должно уделяться тексту, как единице языка и речи, как единице общения. Основной прием работы с текстом – его анализ.
Ведущая педагогическая идея – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
На уроках русского языка
работа с текстом ведется по трем
направлениям: во-первых, изучение системы языка на основе
заданий к
текстам (в этом случае применяются тексты небольшого объема,
позволяющие проиллюстрировать языковые факты); во-вторых, развитие
речи при анализе текстов-образцов, при создании учащимися собственных
высказываний в письменной форме с их последующей редакцией на
специальных уроках развития речи и, в-третьих, это
осуществление контроля знаний, умений и навыков.
Задания по ГИА и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением. Не менее важное место в системе заданий ЕГЭ отводится проверке уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка.
Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.
Поэтому я подобрала задания на основе текста. В свою работу включаю следующие виды работ, которые можно применять на уроках русского языка. Я в свою очередь пользовалась не всеми, а лишь теми, которые мне показались наиболее действенными и подходящими именно для моего класса.
1)Работа со зрительной опорой.
Виды работ со зрительной опорой:
а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ.
2) Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений:
- читательские;
- жизненные;
- фантазийные
3) Устные дискуссии.
Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.
4) Устная или письменная газета.
5) Языковые игры:
- «Корректор»
- «Вставь слово»
- Продолжи рассказ по его началу…
- Собери текст.
- Распространи предложение.
- Найти «третье лишнее» и др.
6) Минутки поэзии
7) Мини-изложения, мини-сочинения.
8) Творческие диктанты на основе картин.
9) Почему так, а не иначе.
10)Пересказ художественного текста от лица героя.
11.Сообщения.
Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.
12.Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет и к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. «Дети, постарайтесь отразить свое, неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» - обращаюсь я к ребятам.
К сочинению-миниатюре учащихся нужно готовить. Использую несколько приемов при подготовке учащихся к написанию небольшой творческой работы.
Один прием: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды.
Также одним из разделов работы с текстом является работа над изобразительными средствами языка - эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Особую роль в этом процессе играет изучение изобразительных средств речи, которые выступают и как способ познания нового, и как форма осмысления окружающей действительности, и как логическая модель построения языковых структур.
Необходимо научить ребенка выражать словами все красивое, что он увидит, передать свое восприятие и видение мира. Важно показать детям, что наш родной язык - это не только правила, грамматические формы, орфограммы. Но прежде всего Слово, которое рассматривается со всех сторон: эстетической, грамматической, семантической.
Работа с текстом направлена на постижение закономерностей его построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:
● нахождение границ предложений в тексте;
● деление текста на абзацы;
● восстановление деформированного текста;
● собирание текста из фрагментов;
● определение темы, главной мысли, идеи;
● озаглавливание;
● дописывание концовки текста;
● создание текстов разных стилей, разных типов речи.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.
1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста.
2. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
3. Синквейн. (стихотвоение из пяти строк, которое строится по правилам). К этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа не вызывает интерес учащихся, но по-своему нужная и важная.
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
Реализация методов и приёмов на практике
Вывод: именно эти методы и приемы, которые я использовала непосредственно при работе с детьми, помогли повысить умение ребят при работе с текстом. В апреле мы будем снова писать ВПР по русскому языку, и я уверенна, что в этот раз ребята справятся намного лучше, чем в начале года, их уровень подготовки в разы улучшился и будет улучшаться дальше.
На этом моя работа в данном направлении не закончена. Я ставлю перед собой глобальные цели на будущее. Эффективность использования текста как основной дидактической единицы на уроках русского языка в рамках деятельностного подхода очевидна.
Текст можно использовать не только с целью правописно-орфографической направленности, но и для развития речевой культуры учащихся. Он способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся. В процессе лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.
Текст является одним из средств создания на уроках словесности речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове – выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира.
Умения работать с различными текстами влекут за собой повышение качества знаний по всем общеобразовательным предметам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.