МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СЛУШАТЕЛЕЙ С ОВЗ
Основоположники коррекционной школы считали, что математика должна дать умственно отсталому ребенку только практические приемы счета. Они утверждали, что обучение математике должно быть индивидуализированным вследствие различных способностей детей, обосновывали необходимость использование конкретного материала, который должен быть хорошо знакомым и интересным ученикам.
Когда действия учеников мотивированы, когда они могут полученные на уроках математики знания применять в своей бытовой или трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает.
Развитие познавательного интереса к математике способствует использование дидактических игр, занимательных упражнений, предметно-практической деятельности детей, осознание практической значимости математических знаний.
Обучая математике учащихся с умственной отсталостью, надо учитывать, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировки. Знания, полученные учащимися, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способствует формированию таких черт личности, как аккуратность, настойчивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое дело до конца.
На уроках математики в процессе выполнения практических упражнений (лепка, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, наклеивание, конструирование и др.) корректируются недостатки моторики ребенка.
Обучение математике способствует решению и воспитательных задач. Материал арифметических задач, заданий по нумерации и по другим темам содержит сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране. Это расширяет кругозор учащихся, способствует воспитанию любви к Родине.
Для успешного обучения и воспитания умственно отсталых детей необходимо ещё в первые годы школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать познавательную деятельность.
Главные методы и приемы, направленные на развитие интереса к математике.
1.Доброжелательное отношение учителей к ученикам, стимулирования и поощрения.
Учитывая наличие у многих слушателей устойчивого негативного отношения к процессу обучения вообще и к математике в частности, пытаться создать у учащихся ощущение стабильных успехов. На неудачи, ошибки, трудности внимание почти не должно обращаться. Учитель постоянно акцентирует внимание на успехах как лично каждого ученика, так и коллектива в целом. Специально отмечается положительная тенденция не только в усвоении знаний, но и в стремлении к этому подавляющего большинства детей. Основной целью такого мероприятия является возрождение и укрепление веры учащихся в собственные силы.
2. Раскрытие перед детьми значение математики в жизни и деятельности человека.
В течение обучения необходимо постоянно расширять представления слушателей о значении математики в жизни людей (начиная с древних времен). Очень интересными для детей являются сведения из жизни выдающихся ученых-математиков. Например, учащиеся с увлечением слушают истории жизни Архимеда. Почти на каждом уроке, при первой возможности, детям нужно приводить факты из истории, географии, естествознания и других наук, которые тесно связаны с математикой (о строительстве храмов и других сооружений, морские экспедиции, торговлю, продолжительность жизни и особенности жизнедеятельности растений и животных и тому подобное).
3. Максимальная опора на практический опыт учащихся, поддержание связей между учебным материалом и жизнью.
Большое значение имеет раскрытие в доступной форме прикладного значения математики в жизни и трудовой деятельности человека (во время усовершенствования технологий и изготовления продукции, осуществления покупок и расчетов за коммунальные услуги, планирование и ведение семейного бюджета и тому подобное). Особое внимание отводится беседам и решением арифметических задач, направленных на развитие экономических знаний.
4. Использование дидактических игр.
Одним из самых эффективных способов развития интереса к математике является использование дидактических игр и других интересных видов деятельности (соревнований, математических праздников, викторин). Например, с большим интересом школьники считают "цепочкой", решают примеры "магическое поле", отгадывают кроссворды и др.
5. Постоянная активизация познавательной деятельности.
Как в общей, так и в специальной психолого-педагогической литературе подчеркивается, что развитие у детей познавательных интересов невозможно без активизации поисковой деятельности мышления. Решению этой проблемы способствует использование специальных заданий и упражнений.
В современной дидактике существуют приемы, которые повышают интерес к учебному материалу, некоторые из них я использую, в частности:
Прием "Дешифратор". На этапе актуализации знаний или при изучении материала с помощью примеров шифрую слово, которое связано или с названием темы, или с какой-то интересной исторической информацией.
Прием "Вопрос к тексту". Приступая к работе, ставлю перед учениками вопрос, на который они должны ответить, прочитав соответствующий текст.
Прием "Математический диктант". Такой вид работы развивает внимание, сообразительность, обеспечивает основательное знание учебного материала, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся.
Следовательно, можно утверждать: наличие интереса к учебному предмету способствует улучшению качества знаний учащихся. В целом учителями экспериментально доказано, что такие педагогические мероприятия по формированию интереса у учащихся, начиная с начальных классов, оправданы и значимы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.