Методы и приёмы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе
Оценка 4.9

Методы и приёмы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русская литература +1
1 кл—4 кл
22.01.2021
Методы и приёмы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе
Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования и требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС. Одним из показателей общего развития личности является развитие речи ребёнка. Это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Так же речевая способность является основой любой деятельности человека. Развивать речь – значит постоянно работать над ее содержанием, систематически учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Методы и приёмы по развитию речи.docx

   Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе

  

Тема по самообразованию, над которой я работаю уже пять лет: «Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе».

·         Место апробации: МОБУ Лицей №8 г. Тынды Амурской области.

·         Период становления системы: с 2017 года.

·         Актуальность выбранной темы:

    Сегодня приоритетным направлением в обучении русскому языку и литературному чтению в условиях введения ФГОС в начальной школе является развитие устной и письменной речи учащихся. Поэтому формирование навыков речевой деятельности младших школьников определяется задачами образования и требованиями к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, которые заявлены в программе для общеобразовательных учреждений и требованиях ФГОС.   Одним из показателей общего развития личности является развитие речи ребёнка. Это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Так же речевая способность является основой любой деятельности человека. Развивать речь – значит постоянно работать над ее содержанием, систематически учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

     О необходимости работы над речью, создания системы работы, последовательной организации речевой практики говорили и крупнейшие психологи и лучшие педагоги.

        «Язык есть удивительное и совершеннейшее творение народного духа…Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи является могущественнейшим орудием умственного развития человека»

К. Д. Ушинский

«Уроки по развитию речи создают прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение и речь»

В. А. Сухомлинский

              «Развитие связной речи определяет уровень речевого и умственного

                                                                                                      развития ребёнка»

                                                                                                       Л. С. Выготский 

      Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения, или коммуникации. Второе условие речевого развития ребенка – создание речевой среды. Третье условие – речевая активность самого ребенка.

     Конечная цель моей работы над темой по самообразованию: создать условия для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией.

    Задачи по достижению цели:

·         формировать функционально грамотную личность, которая осознаёт себя носителем языка; различные виды речевой деятельности и механизмы речи, УУД, необходимые для работы с текстом;

  • развивать способность самостоятельно определять возможности языковых средств;

·         воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • развивать интерес и потребность к чтению, к ведению диалога;
  • расширять понятийную базу о лексике и словообразовании русского языка  с помощью практических заданий;

·         повышать качество обучения и успеваемости.

      Гипотеза: устная и письменная речь учащихся совершенствуется, становится логически последовательной и выразительной, если вести постоянную специальную работу по развитию речи.

     Объект исследования- методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе. Предмет исследования- показатели общего развития устной и письменной речи ребёнка.

    Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь школьника – показатель его умственного развития. Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер, так как в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда…

     Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе.

     Словарная работа. Дети заводят тетрадь – словарь, в который записывают новые словарные слова определённым образом. Задания направлены не только на запоминание нового слова, но и ведется систематическая работа по развитию речи. Слова разбиты на блоки, у каждого блока свое название. Например: «Глаголы», «Наречия» «Имена существительные женского рода» «Россия», «птицы» и т.д. Ребенок записывает слово, делит на слоги, ставит ударение и подбирает картинку или самостоятельно рисует цветными карандашами. Цвет дает возможность лучше запомнить словарное слово наизусть.

     Игры со словами развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм. Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам. Например, «урок - звонок», «мимоза - заноза», «колобок - уголок» и т.д. Далее работа усложняется. На доске записываются две стихотворные строчки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Получается у всех не сразу, поэтические неожиданности рождаются постепенно, незаметно. Наиболее интересная работа по сочинению собственных хокку. Игровые упражнения по подбору рифм помогут детям сочинять загадки. В ходе совместного обсуждения с детьми нужно выявить важные признаки загадки:

- предмет не называется, но он сравнивается, описывается, противопоставляется или называется по-другому;

- называются главные признаки предмета, отличающие его от всех других;

- в некоторых загадках можно использовать рифму.

     Пословицы и поговорки. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. Например, игра «Переведи на русский язык». Известно, что в языках многих народов немало пословиц и поговорок, сходных по смыслу, т.к. мудрость не знает границ. Дети любят «переводить» такие пословицы.

     Словесное рисование - способность выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Последовательно от класса к классу усложняю речевые умения, включая:

- умение воплощать в слове фантазии и творчества учащихся;

- умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты,

метафоры, олицетворения;

- умение устно словесно описать предмет.

 Эти умения развиваю целенаправленно и в системе.

     Написание различных сочинений. Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного объекта или явления.     Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы.

      Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях. Они основаны на личном опыте учащихся.

     Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления. Написание сказок требует глубокого анализа смысла понятий. Ведь по ходу сказки героев нужно описать.

       Сочинения-загадки. Цель-описать объект, его свойства, чтобы его можно было узнать. Для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого предмета. Затем дать ему словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

     Данные формы работы ориентированы на развитие творческих способностей, воображения, на формирование положительных эмоций в обучении.

      Ребусы, кроссворды. Подбор синонимов, антонимов, омонимов. При использовании данных приёмов можно не только узнать много интересных вещей из разных областей культуры и науки, обогатить свой словарный запас, но и помочь себе развить свою собственную речь.  Данные методы и приемы помогают в тренировке памяти и правописания.

     Артикуляционные гимнастики – скороговорки, чистоговорки.    Во время скороговорного общения школьники имеют возможность ощутить гордость за богатство своего языка, почувствовать силу русской речи, создать пространство творческого взаимодействия, порадовать друг друга и порадоваться самим.  

       Читательский дневник. На протяжении всего обучения в начальной школе дети ведут читательские дневники, где фиксируют число выполненной работы, автора и название прочитанного произведения, затраченное время работы. В этом дневнике записывают свои рассуждения о прочитанном произведении, показывая свое отношение к главным героям.

       Упражнения по развитию речи имеют место на каждом уроке и не могут быть ограничены только уроками русского языка и литературы. Каждый устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания.  Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор, работу можно продолжить во внеклассных мероприятиях.

      В 2018 году я стала победителем городского конкурса методических разработок «Внеурочная деятельность по русскому языку в начальной школе - программы, опыт». Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности по русскому языку «По ступенькам грамматики» разработана мною и направлена на решение одной из социальных проблем современной речевой культуры. Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодого поколения. Использование различных организационных форм учебной работы является основой формирования учебной деятельности, которая закладывает систему учебных и познавательных навыков. Сегодня особенность учебного процесса состоит в том, что центром деятельности выступает ученик. Он сам выстраивает процесс познания. Учитель лишь помощник и консультант, стимулирующий активность и самостоятельность.

Как формировать познавательный интерес? Как развивать любознательность? Как воспитывать любовь и уважение к родному языку? Этого можно добиться не только на уроке, но и используя дополнительную внеурочную деятельность. Программа «По ступенькам грамматики» позволяет выйти за рамки учебной литературы, удержать интерес к предмету «Русский язык» ответить на вопросы детей, раскрыть «тайны» языка, расширить словарный запас и раскрасить речь выразительными оттенками.

Программа курса «По ступенькам грамматики» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Новизна программы состоит в том, что она позволяет расширить базовый курс русского языка, дает возможность познакомить учащихся с интересными, нестандартными темами. Строится на принципах системно-деятельностного подхода исследовательского и творческого характера. Занятия проводились во внеурочное время.  Программа прошла апробацию в 2018-2019 учебном году в 4 классе. Я наблюдала положительные результаты, заинтересованность, активность детей в ходе занятий.  Дети моего класса активно участвовали в школьных и городских олимпиадах по русскому языку, занимая места победителей и призеров. В 2018 году тур школьных олимпиад: I место – Проскурина Виолетта, Кожан Ольга; II место – Деханова Юлия; III место – Серова Александра. В 2018, 2019 году туры городских олимпиад – два года III место - Кожан Ольга. В 2019 году дети принимали участие во   Всероссийской дистанционной олимпиаде «Увлекательный русский язык». Результаты были такими: 5 дипломов I степени; 5 дипломов II степени; 2 диплома III степени. Дети были участниками во Всероссийском дистанционном конкурсе к Международному дню родного языка от проекта megatalent.com. Дипломы призеров получили 5 учеников.

      Новые образовательные стандарты подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  

Вывод: если вести постоянную специальную работу по развитию устной и письменной речи учащихся можно добиться повышения интереса детей к обучению, повышения качества образования.

      Список литературы, изученной по данной теме:

1.Архипова Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников. Москва, 2005г.

2. Богуславская Н.Е., Капинос В.И. Методика развития речи на уроках русского языка. Москва, 1991г.

3.Никитина Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. Москва. Просвещение, 1991

4.Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов. Москва. Просвещение, 1984

5.Речь, речь, речь. Москва. Педагогика, 1990

6.Фомичева Г.А. Работа над словосочетанием и предложением в начальных классах. Москва. Просвещение, 1981. 


 

Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе

Методы и приёмы работы по развитию речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения и во внеклассной работе

Задачи по достижению цели: · формировать функционально грамотную личность, которая осозна ёт себя носителем языка; различные виды речевой деятельности и механизмы речи,

Задачи по достижению цели: · формировать функционально грамотную личность, которая осозна ёт себя носителем языка; различные виды речевой деятельности и механизмы речи,

Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое

Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое

Данные методы и приемы помогают в тренировке памяти и правописания

Данные методы и приемы помогают в тренировке памяти и правописания

Строится на принципах системно-деятельностного подхода исследовательского и творческого характера

Строится на принципах системно-деятельностного подхода исследовательского и творческого характера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021