МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
Бачурина Е.С.
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа №72 г.Макеевки»
г. Макеевка, ДНР
Василий Александрович Сухомлинский: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Плохое чтение – как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно».
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:
ü правильность
ü беглость
ü сознательность
ü выразительность
Как же научить детей
читать правильно, быстро,
выразительно и осознанно?
Процесс чтения имеет техническую и смысловую сторону.
Задачи технической стороны чтения:
• развивать дыхание учащихся;
• развивать артикуляционный аппарат;
• развивать дикцию.
Группы упражнений, способствующие развитию техники чтения:
-упражнения на развитие речевого аппарата и четкости произношения;
-упражнения на расширение оперативного поля чтения, развитие памяти и внимания;
-упражнения на развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
-упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях;
-упражнения на развитие скорости чтения.
Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата и развивающие четкость произношения
Дыхательная гимнастика
Первый этап речевой разминки – дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.
Упражнения для развития речевого дыхания:
1. Чтение на одном дыхании слогов, слов, предложений, количество которых постепенно увеличивается.
2. «Обрызгайте белье водой». Сделайте глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё (в один прием, три, пять).
3. «В цветочном магазине». Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
4. «Прокати карандаш». Ребенку предлагается, вдыхая через нос и выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. Упражнение выполняется в паре.
5. «Листочки». Тонкие полоски цветной бумаги вырезать в форме листьев и прикрепить к ветви. По сигналу «порыв ветра», ребенок осторожно дует на листики так, чтобы они «зашелестели».
6. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Речевая разминка
Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, и самое главное - осознание читаемого текста. Вместо «Мишина машина» ученик читает «мыши на машине», что приводит к непониманию прочитанного.
Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка (разминка). Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.
Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.
1. Чтение чистоговорок
У
Сони сани с горки едут сами.
Сеня в лесу встретил лису.
У нас газ погас.
Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
2. Чтение скороговорок
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Наш дуда и туда, и сюда.
Речевые разминки целесообразно разнообразить использованием дополнительных заданий:
• восстановить порядок слов в тексте;
• прочитать текст, вставив пропущенные буквы;
• разгадать текст, прочитав в нём только заглавные буквы.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата.
Она необходима, так как укрепляет мышцы, стимулирует полноценные, правильные движения основными органами, участвующими в говорении (губы, язык, челюсти). Неверно мнение, что занятия нужны только детям с нарушениями в речи.
Задачи упражнений на развитие артикуляции:усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении; тренировать четкость произношения звуков; развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей; подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных, сложных звуков.
Учащиеся будут увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство, детские стихи и потешки.
И Э А О У Ы
1. Чёткое прочитывание
2. Напугай –О-
3. Спроси –А-
4. Удивись – У-
5. Расстроимся – Ы-
6. Похвастайся – Э-
Ба-бя
бо-бё бу-бю бэ-бе бы-би
Тра-тро-тру-три бра-бро-бру-бри
И-э-а-о-ч-ы-тихо
И-е-я-ю-и-громко
Ди дэ да до ду ды-высоко
Би бе бя бю би-отрывисто
Смысловая сторона чтения:
• восприятие текста;
• интерпретация текста;
• воспроизведение текста;
• восстановление деформированного текста;
• нахождение в тексте информации для решения разных учебных задач.
В процессе обучения смысловому чтению младшие школьники должны научиться тексты:
Ø понимать;
Ø анализировать;
Ø сравнивать;
Ø видоизменять;
Ø генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи)
Одним из важных аспектов беглого, правильного и осмысленного чтения вашего ребенка является его умение предугадывать дальнейшее развитие событий только по началу предложения. Такая способность называется антиципацией, или смысловой догадкой.
Умение быстро антиципировать помогает не только узнавать знакомые конструкции, типичные обороты, улавливать содержание текста по главным, опорным фразам, но и «опускать» избыточную информацию, которая не несет смысловой нагрузки и не является важной для понимания сути прочитанного. Каким же образом развивать это свойство мышления у младших школьников?
Упражнения на развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях
Упражнение «Пол-арбуза».
Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем.
Вариант упражнения «Пол-арбуза» для первоклассников: нужно найти и соединить части слова.
Упражнение «Дед Буквоед»
Дед Буквоед съел некоторые буквы. Но даже без них мы можем читать. Попробуем? Хороший способ тренировать антиципацию букв – заполнение буквенных пропусков, догадываясь о значении слов. Данное задание полезно выполнять и для профилактики орфографических ошибок.
Упражнение «Решетка»
Использование «решетки» из картона, которая при наложении на текст будет закрывать, например, каждую четвертую букву или две буквы из пяти. Альтернативой «решетки» может стать прозрачная бумага с нанесенными краской на ней точками, полосками и т.д., которые спрячут часть букв или слов.
Упражнения на расширение оперативного поля чтения,
развитие памяти и внимания
Для беглого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Известно, что при движении взгляда человека по строчкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия происходит только в центральной зоне ясного видения. Все, что находится вне этой зоны, человек видит неясно, а то и вообще не видит. Значит, для того, чтобы ребенок читал быстро, необходимо работать над развитием оперативного поля чтения детей и одновременно над развитием памяти ребенка.
Помогут в этом специальные упражнения:
Работа по таблицам Шульте
Как можно быстрее назови все числа (буквы) по порядку, указывая их карандашом.Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
Цифровые пирамиды
Фиксируем взгляд на числах среднего ряда. Распознаем цифры, расположенные по краям. Или фиксируем взгляд на последнем столбике и читаем число в ряду.
Упражнение «Шерлок»
На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.
Упражнения на развитие правильности, безошибочности восприятия текста
Упражнение «Карусель»
Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.
Чтение «По-арабски» (чтение слов в тексте справа налево).
Чтение текста, напечатанного разными буквами (различного размера, цвета, стиля).
Упражнения для развития скорости чтения
Упражнение «Партизан»
Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Прикусили язычок». По этому сигналу школьник зажимает язычок зубами и продолжает читать про себя. По сигналу «Язычок освободился» снова читаем вслух. И так несколько раз.
Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда язычок зажат, проговаривать не получится.
Упражнение “Буксир”
Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове. Читать можно не только за взрослым, но и за хорошо читающим учеником.
Многократное чтение
Ребенку предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. При переходе на незнакомую часть текста ребенок продолжает читать ее в том же повышенном темпе.
Бросок – засечка
Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “бросок”. Когда раздается команда “засечка” ,читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
Молния
Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости, чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд (вначале) до 2 минут (после освоения упражнения).
Спринт
Если к ребенку пришли друзья, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
Как заниматься?
ü Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
ü Жужжащее чтение.
ü Пятиминутки чтения на каждом уроке.
ü Чтение перед сном.
ü Режим щадящего чтения.
ü Многократность чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.