Методы научно-педагогического исследования

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 Методы научно-педагогических исследований.pptx

Методы научно-педагогических исследований

Методология педагогики

Учение о принципах, формах и методах научного познания педагогической действительности

Методы научно-педагогического исследования

Путь учения и овладения сложными психолого-педагогическими процессами формирования личности, установление объективной закономерности воспитания и обучения.

Эмпирические методы

Группа методов направлена на познание действительности, внешних связей и отношений.

Наблюдение

Специально организованном восприятии педагогических процессов в природных условиях.

Виды: прямое и опосредованное, открытое и закрытое, самонаблюдение.
Организация: план, время проведения, фиксация результатов, систематичность.

Беседа

Обеспечивает познание педагогического явления через непосредственное общение с личностями, которых исследователь изучает в природных условиях.

Организация: план, основные и дополнительные вопросы, создание благоприятной атмосферы, учет индивидуальных особенностей собеседника, запись беседы.

Интервью

Беседа по заранее разработанному плану с личностью или группой людей, ответы которой является материалами для научных обобщений.
Организация: заранее продуманные вопросы, запись ответов.

Анкетирование

Опрос в виде вопросов без вариантов ответов.

Виды:
открытые (произвольные ответы на вопросы),
закрытые (готовые ответы на выбор),
полуоткрыта (кроме выбора одного из предложенных вариантов, можно высказать и собственную мысль);
полярными (требуют выбора одного из полярных ответов – «да» или «нет», «хорошо» или «плохо» и т.д.)

Эксперимент

Инициация исследователем процессов и явлений в конкретных условиях.

Виды эксперимента:
Контрастирующий – изучение имеющихся педагогических явлений;
Проверочный, уточняющий – проверка гипотезы;
Творческий, превращающий, формирующий – конструирование новых педагогических явлений.


Метод изучения школьной документации и ученических работ

Изучение личных дел учеников, классные журналы, контрольные работы, тетради по отдельным дисциплинам и др.

Метод рейтинга

Оценка отдельных сторон деятельности опытными экспертами (компетентность, креативность, самокритичность и т.д.)

Метод обобщения независимых характеристик

Обобщение информации полученной с помощью других методов.

Метод тестирования

Определение у ученика уровень знаний, умений, общую интеллектуальную развитость.

Метод социометрии

Проведение опроса о взаимодействии с коллективом

Метод анализа результатов деятельности ученика

Теоретические методы

Анализ – разложение целого на части.
Синтез – соединение частей в единое целое.
Индукция – исследование от частного к общему.
Дедукция – изучение от общего к частному.

Сравнение – сопоставление полученных результатов с предположением.
Классификация – распределение педагогических фактов, явлений по группам.
Обобщение – от единичного к общему.
Абстрагирование – выделение из совокупности признаков, которые являются важным для исследования.
Конкретизация – придание предмету конкретного выражения.

Математические и статистические методы

Метод регистрации – определение количества явлений.
Метод ранжирования – размещение показателей в определенной последовательности.

Метод моделирования – модель, система которая отражает предмет исследования.
Метод измерения – количественное и качественное определение.