Методология педагогики
Учение о принципах, формах и методах научного познания педагогической действительности
Методы научно-педагогического исследования
Путь учения и овладения сложными психолого-педагогическими процессами формирования личности, установление объективной закономерности воспитания и обучения.
Эмпирические методы
Группа методов направлена на познание действительности, внешних связей и отношений.
Виды: прямое и опосредованное, открытое и закрытое, самонаблюдение.
Организация: план, время проведения, фиксация результатов, систематичность.
Беседа
Обеспечивает познание педагогического явления через непосредственное общение с личностями, которых исследователь изучает в природных условиях.
Организация: план, основные и дополнительные вопросы, создание благоприятной атмосферы, учет индивидуальных особенностей собеседника, запись беседы.
Интервью
Беседа по заранее разработанному плану с личностью или группой людей, ответы которой является материалами для научных обобщений.
Организация: заранее продуманные вопросы, запись ответов.
Виды:
открытые (произвольные ответы на вопросы),
закрытые (готовые ответы на выбор),
полуоткрыта (кроме выбора одного из предложенных вариантов, можно высказать и собственную мысль);
полярными (требуют выбора одного из полярных ответов – «да» или «нет», «хорошо» или «плохо» и т.д.)
Виды эксперимента:
Контрастирующий – изучение имеющихся педагогических явлений;
Проверочный, уточняющий – проверка гипотезы;
Творческий, превращающий, формирующий – конструирование новых педагогических явлений.
Метод изучения школьной документации и ученических работ
Изучение личных дел учеников, классные журналы, контрольные работы, тетради по отдельным дисциплинам и др.
Метод рейтинга
Оценка отдельных сторон деятельности опытными экспертами (компетентность, креативность, самокритичность и т.д.)
Метод социометрии
Проведение опроса о взаимодействии с коллективом
Метод анализа результатов деятельности ученика
Теоретические методы
Анализ – разложение целого на части.
Синтез – соединение частей в единое целое.
Индукция – исследование от частного к общему.
Дедукция – изучение от общего к частному.
Сравнение – сопоставление полученных результатов с предположением.
Классификация – распределение педагогических фактов, явлений по группам.
Обобщение – от единичного к общему.
Абстрагирование – выделение из совокупности признаков, которые являются важным для исследования.
Конкретизация – придание предмету конкретного выражения.
Математические и статистические методы
Метод регистрации – определение количества явлений.
Метод ранжирования – размещение показателей в определенной последовательности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.