Методы научного исследования в вопросах и ответах
Оценка 5

Методы научного исследования в вопросах и ответах

Оценка 5
doc
14.07.2020
Методы научного исследования в вопросах и ответах
Методы научного исследования в вопросах и ответах.doc

Методы научного исследования в вопросах и ответах

 

 

  1. Перечислите  средства познания (материальные, математические, логические, языковые)
  2. Что понимается под термином «Материальные средства познания»?  (приборы для научных исследований)
  3. На какие группы подразделяются методы исследования? ( на эмпирические и теоретические)
  4. Перечислите теоретические методы (познавательные действия: выявление и разрешение противоречий, постановка проблемы, построение гипотезы и т.д.; методы-операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т.д. )
  5. Перечислите эмпирические методы (методы – познавательные действия: обследование, мониторинг, эксперимент и т.д.; методы-операции: наблюдение, измерение, опрос, тестирование и т.д.)
  6. Что такое обобщение? (Обобщение – одна из основных познавательных мыслительных операций, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств объектов и их отношений)
  7. Что такое анализ? (Анализ – это разложение исследуемого целого на части, выделение отдельных признаков и качеств явления, процесса или отношений явлений, процессов)
  8. Какие элементы составляют структуру измерения?

( 1) познающий субъект, осуществляющий измерение с определенными познавательными целями; 2) средства измерения, среди которых могут быть как приборы и инструменты, сконструированные человеком, так и предметы и процессы, данные природой; 3) объект измерения, то есть измеряемая величина или свойство, к которому применима процедура сравнения; 4) способ или метод измерения, который представляет собой совокупность практических действий, операций, выполняемых с помощью измерительных приборов, и включает в себя также определенные логические и вычислительные процедуры; 5) результат измерения, который представляет собой именованное число, выражаемое с помощью соответствующих наименований или знаков)

  1. Охарактеризуйте понятие «сравнение»

 ( Сравнение – это познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются количественные и качественные характеристики объектов, осуществляется их классификация, упорядочение и оценка. Сравнение – это сопоставление одного с другим)

  1. Из каких процедур складывается научное наблюдение ?

(- определение цели наблюдения (для чего, с какой целью?);

- выбор объекта, процесса, ситуации (что наблюдать?);

- выбор способа и частоты наблюдений (как наблюдать?);

- выбор способов регистрации наблюдаемого объекта, явления (как фиксировать полученную информацию?);

 - обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?))

 

  1. Когда опытная работа становится методом научного исследования? (когда она поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой; когда она сопровождается глубоким анализом, из нее извлекают выводы и создаются теоретические обобщения)

 

  1. Что такое эксперимент? ( общий эмпирический метод исследования (метод-действие), суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях)

 

  1. Назовите виды эксперимента.

(В зависимости от характера и разнообразия средств и условий эксперимента и способов использования этих средств можно различать прямой (если средства используются непосредственно для исследования объекта), модельный (если используется модель, заменяющая объект), полевой (в естественных условиях, например, в космосе), лабораторный (в искусственных условиях) эксперимент)

  1. Расскажите о методе тестирования (эмпирический метод, диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов. Тесты обычно задаются испытуемым либо в виде перечня вопросов, требующих кратких и однозначных ответов, либо в виде задач, решение которых не занимает много времени и также требует однозначных решений, либо в виде каких-либо краткосрочных практических работ испытуемых, например квалификационных пробных работ в профессиональном образовании, в экономике труда и т.п. Тесты различаются на бланочные, аппаратурные (например, на компьютере) и практические; для индивидуального применения и группового)

 

  1. Что такое ретроспекция и прогнозирование?

(Ретроспекция – взгляд в прошлое, обозрение того, что было в прошлом.

Прогнозирование – специальное научное исследование конкретных перспектив развития изучаемого объекта)

 

  1. Перечислите правила доказательств

(1.   Тезис и аргументы должны быть ясными и точно определенными. 2. Тезис должен оставаться тождественным на протяжении всего доказательства. 3. Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие. 4. Доводы, приводимые в подтверждение тезиса, сами должны быть истинными, не подлежащими сомнению, не должны противоречить друг другу и являться достаточным основанием для данного тезиса. 5. Доказательство должно быть полным)

 

  1. На какие группы по степени глубины, детализации и систематизации подразделяют обследования?

(– пилотажные (разведывательные) обследования, проводимые для предварительной, относительно поверхностной ориентировки в изучаемом объекте; – специализированные (частичные) обследования, проводимые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемого объекта; – модульные (комплексные) обследования – для изучения целых блоков, комплексов вопросов, программируемых исследователем на основании достаточно подробного предварительного изучения объекта, его структуры, функций и т.д.; – системные обследования – проводимые уже как полноценные самостоятельные исследования на основе вычленения и формулирования их предмета, цели, гипотезы и т.д., и предполагающие целостное рассмотрение объекта, его системообразующих факторов)

 

  1. Перечислите критерии передового опыта

( 1) Новизна. Может проявляться в разной степени: от внесения новых положений в науку до эффективного применения уже известных положений. 2) Высокая результативность. Передовой опыт должен давать результаты выше средних по отрасли, группе аналогичных объектов и т.п. 3) Соответствие современным достижениям науки. Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки. 4) Стабильность – сохранение эффективности опыта при изменении условий, достижение высоких результатов на протяжении достаточно длительного времени. 5) Тиражируемость – возможность использования опыта другими людьми и организациями. Передовой опыт могут сделать своим достоянием другие люди и организации. Он не может быть связан только с личностными особенностями его автора. 6) Оптимальность опыта – достижение высоких результатов при относительно экономной затрате ресурсов, а также не в ущерб решению других задач)

 

 


Методы научного исследования в вопросах и ответах

Методы научного исследования в вопросах и ответах

Когда опытная работа становится методом научного исследования? (когда она поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой; когда она сопровождается глубоким…

Когда опытная работа становится методом научного исследования? (когда она поставлена на основе добытых наукой данных в соответствии с теоретически обоснованной гипотезой; когда она сопровождается глубоким…

Перечислите критерии передового опыта ( 1)

Перечислите критерии передового опыта ( 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2020