Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога. Конспект упражнений по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ОВЗ
Оценка 4.8

Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога. Конспект упражнений по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ОВЗ

Оценка 4.8
docx
06.10.2021
Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога. Конспект упражнений по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ОВЗ
Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога.docx

Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога

Конспект упражнений по нейропсихологической коррекции психических процессов для учащихся с ОВЗ

 

Цель: оптимизация мышечного тонуса, развитие произвольности, самоконтроля.

Растяжка "Половинка". 

Цель: оптимизация тонуса мышц.
И.п. – сидя. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение верхней половины тела, напряжение нижней половины тела), левостороннее и правостороннее (напряжение правой и затем левой половин тела), напряжение левой руки и правой ноги, а затем правой руки и левой ноги.

Дыхательное упражнение.

Цель:  развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма. 

И. п. - сидя, скрестив ноги, с прямой спиной (!). Поднять руки вверх над головой с вдохом и опустить вниз на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище. Это упражнение хорошо тем, что оно автоматически заставляет ребенка дышать правильно, у него просто нет возможности дышать по-другому.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

Цель:  развитие межполушарного взаимодействия.

Упражнение "Змейки". 

Предложите ребенку представить, что его пальцы - это маленькие змейки. Они могут двигаться-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала "смотрят" от ребенка, потом - друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноименные пальцы рук, а затем разноименные (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).

Упражнение "Лягушка". 

Положить руки на пол (стол). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно (реципрокно) менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Упражнение "Замок".

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

Упражнение «Колечки».

1 вариант: прямые колечки.

Смыкать большой палец руки поочерёдно со всеми остальными пальцами, двигаясь вперёд, затем – назад. Выполнять сначала на одной, затем на другой руке, затем на обеих руках одновременно.

2 вариант: обратные колечки.

И. П.: левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая - большой и мизинец.

В такт счёту левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочерёдно со средним, безымянным и мизинцем, а правая одномоментно начинает смыкать большой палец, двигаясь в обратном направлении, т.е. с мизинцем, безымянным, средним. Затем следуют движения в противоположном направлении.

При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики важно обращать внимание не только на правильность движений пальчиков, но и на положение всей руки. Желательно чтобы локти не опирались на стол или колени, а были приподняты и разведены в стороны.

Упражнение «Перекрёстные шаги».

Выполняется перекрёстно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба). Соединить правое колено с левым локтем и наоборот. Шаги должны выполняться очень медленно, сохраняя равновесие, на счёт “1-10”-соединить колено и локоть, за такое же время вернуться в исходное положение. Это задействует максимально большое количество мышц тела и развивает, активизирует лобную долю мозга, ответственную за мышление.

Функциональное упражнение "Парад". 

Цель:  развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания программы. 

И.п. - стоя. Марширование на счет "Раз-два-три-четыре". В первом цикле шагов хлопок руками на счет "раз", во втором - на счет "два", в третьем - на счет "три", в четвертом - на счет "четыре". Раз (хлопок)-два-три-четыре. Раз-два (хлопок)-три-четыре, Раз-два-три (хлопок)-четыре. Раз-два-три-четыре (хлопок). Повторить несколько раз.

Зеркальное рисование.

На чистом листе бумаги, одновременно двумя руками, нарисовать зеркально-симметричные рисунки: буквы, геометрические фигуры и т.п.

При выполнении этого упражнения расслабляются глаза, руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий, активизируется работа всего мозга.

Когнитивное упражнение “Буратино”.

Цель: развитие концентрации внимания, двигательного контроля, элиминация импульсивности, развитие навыков удержания вербальной программы.

Ребенок стоит  лицом к взрослому. Взрослый озвучивает алгоритм движений, который ребенок как можно быстрее должен осознать, запомнить и воспроизвести.

Инструкция: правая рука вверх + прыжок на левой ноге;

левая рука вверх + прыжок на правой ноге;

правая рука вверх + прыжок на правой ноге;

левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Релаксация “Волна”.

Цель: учить соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них. Доброжелательно реагировать на промахи, получить положительные эмоции.

Под сопровождение спокойной музыки ребенок и взрослый, стоя и, взявшись за руки, поочерёдно поднимают руки вверх т.о., чтобы движение рук было плавным, как – бегущая волна.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения и тревожности.

 

Список использованной литературы 

1.     Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред Л.С.Цветковой. – М., 2001.

2.     Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М., «Восхождение», 1997.

3.     Зегебард Г.М., Ильичева О.С. Формирование графоматорных навыков. Методическое пособие. – М., 2008.

4.     Цветкова Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М, 2002.

5.     Цветкова Л. С., Цветков А. В. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М., 2008.

6.     Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 2002.

7.     Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., 2002.

8.     Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., ВНИИФК, 1999.

9.     Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. М., «Восхождение», 1998.


 

Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога

Методы нейропсихологии и кинезиологии в работе школьного психолога

Упражнение "Лягушка". Положить руки на пол (стол)

Упражнение "Лягушка". Положить руки на пол (стол)

Выполняется перекрёстно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба)

Выполняется перекрёстно-латеральная ходьба на месте (осознанная ходьба)

Релаксация “Волна”. Цель: учить соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них

Релаксация “Волна”. Цель: учить соотносить свои действия с действиями окружающих, подстраиваться под них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2021