ЧАСТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОТКРЫТЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная работа
вариант:____________3__________________
Выполнил:
Битюцкая Ирина Викторовна
Группа: КПвНО.11-182
Москва 2020 г.
1. Содержание принципов специального образования.
ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Принципы — это система наиболее общих, существенных и
устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации
коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной
деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
Принципы специального образования реализуются при помощи
специальных методов, приемов и технологий. Перечислим их.
Каждый ребенок имеет право на обучение. Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат. Этот принцип поддерживается знаниями об уровне современного развития педагогических возможностей.
В развитии каждого ребенка существуют так называемые сензитивные периоды, благоприятные для развития каких-либо психических процессов. Коррекционно-педагогическая помощь будет более продуктивна, если нарушение будет выявлено как можно раньше и необходимые меры приняты своевременно, в этом заключается принцип ранней педагогической помощи.
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся. При этом образование ребенка с нарушениями учитывает его индивидуальные особенности развития.
Принцип социально-адаптирующей направленности образования заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
Принцип развития мышления, языка и коммуникативных способностей. Большинство детей с нарушениями развития имеют проблемы в развитии речи, мышления и в общении с другими детьми. Коррекционная работа должна быть направлена на преодоление этих недостатков развития для дальнейшей социализации и адаптации человека в обществе.
Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционно-воспитательной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы.
Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи.
2. Классификация методов обучения
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Принципы специального образования в коррекционно педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах и приемах, а также в образовательных технологиях.
Специальная
педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными
потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения
и методы воспитания.
Методы обучения и учения различаются тем, что первые являются упорядоченными
способами взаимодействия учителя и обучающихся, направленными на передачу
знаний и умений и развитие познавательных способностей; вторые — способами
учебно-познавательной деятельности самих учащихся.
Методы обучения:
В соответствии с
принятой в дидактике и наиболее распространенной классификацией методов
обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей
с отклонениями в развитии выделяются методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы
контроля и самоконтроля.
Общепедагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом
сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и
подкрепляется одним -двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как
общепедагогические, так и специальные приемы. Важным является
взаимодополняемость методов. Так, на начальных этапах обучения при объяснении
нового материала ведущими могут быть наглядно-практические методы с элементами
словесного объяснения или беседы. На более поздних годах обучения ведущее место
могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.
Значительное своеобразие в отборе, композиции и применении методов обучения
детей с отклонениями в развитии существует в группе методов организации
и осуществления учебно-познавательной деятельности. Как известно, в
эту группу входят следующие подгруппы методов:
- перцептивные- методы словесной передачи и слухового и (или)
зрительного восприятия учебного материала и информации по организации и способу
его усвоения; наглядные, практические методы
- логические(индуктивный и дедуктивный);
- гностические (репродуктивные, проблемно-поисковые
исследовательские).
- методы стимулирования и контроля
- методы контроля и самоконтроля
Отбор методов из указанных групп для коррекционно-педагогической работы с
лицами, имеющими отклонения в развитии, определяется рядом факторов.
Во-первых, в связи с отклонениями в развитии персептивной сферы (слух, зрение, опорно-двигательная
система и др.) у обучающихся значительно сужены возможности полноценного
восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации,
выступающей в качестве учебной. Отклонения в умственном развитии также не дают
возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому
отдается методам. Помогающим наиболее полно передавать, воспринимать,
удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся
виде, опираясь на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т. е. в
соответствии с природой особых образовательных потребностей данного человека.
В подгруппе перцептивных методов на начальных этапах обучения детей с
отклонениями в развитии на первом месте находятся практические и наглядные
методы, формирующие сенсомоторную основу представлений и понятий о познаваемой
действительности, дополнением к этим методам являются методы словесной передачи
учебной информации. Позднее словесные методы будут занимать одно из значимых
мест в системе применяемых методов.
Во-вторых, при любых отклонениях в развитии, как известно, нарушено развитие
речи. Это означает, что особенно на начальных этапах обучения речь учителя, его
словесные объяснения, словесные методы в целом не могут использоваться как
ведущие.
В-третьих, разные типы нарушений развития приводят к преобладанию наглядных
видов мышления, затрудняют формирование словесно-логического мышления, что, в
свою очередь, значительно ограничивает возможности использования в
образовательном процессе логических и гностических методов, в связи с чем
отдается предпочтение индуктивному методу, а также методам
объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.
Психологические особенности восприятия дошкольников с отклонениями в развитии,
наиболее характерными из которых для всех категорий являются замедленность
восприятия, существенная зависимость от прошлого опыта, меньшая точность и
расчлененность восприятия деталей объекта, неполнота анализа и синтеза частей,
трудности в нахождении общих и отличающихся деталей, недостаточно точное
различение объектов по форме и контуру, обусловили специфику в реализации наглядных
методов обучения. Так, педагог не только демонстрирует объект, о котором
идет речь, но и должен организовать наблюдение, изучение объекта, научить детей
способам и приемам такого изучения.
Эффективность
коррекционно-педагогической работы повышается, если наглядные методы сочетаются
с практическими методами. В условиях специального образования детей
младшего возраста с отклонениями в развитии существует органическое единство
наглядных и практических методов обучения, реальным воплощением которого
является предметно-практическое обучение: для развития сенсомоторного и
социального опыта, навыков учебно-познавательной деятельности, языка и речи в
ее коммуникативной функции создается специально организованная дидактическая
среда, вызывающая познавательный интерес и естественную потребность в речевом
общении в процессе совместной деятельности, являющейся привлекательной для
ребенка. В данном случае целесообразно говорить не о простой комбинации
методов, а о специальной коррекционно-образовательной технологии.
Разновидностью практического метода обучения является использование
дидактических игр и занимательных упражнений. Они же выступают как метод
стимулирования учения.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно-педагогического эффекта. Комбинации таких сочетаний и их адекватность той или иной педагогической ситуации и определяют специфику процесса специального образования. Можно говорить о том, что специальный образовательный процесс протекает с применением специальных образовательных (коррекционно-педагогических) технологий, а не просто отдельных сочетаний методов и приемов работы.
3. Специальные средства обучения для одной из категорий детей с нарушениями в развитии
СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-познавательная
деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда
возможна и эффективна при использовании традиционных, применяемых в обучении
нормально развивающихся детей средств. Поэтому необходимо применение
специфических приемов и средств обучения и воспитания.
Любой учебный предмет характеризуется большим разнообразием содержания. Это
обстоятельство вызывает необходимость применения при его усвоении различных и в
каждом отдельном случае специфических приемов и средств обучения, бесконечного
варьирования способов их сочетания.
Средства обучения
должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим
ценность использования того или иного средства определяется тем, насколько оно
делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их
познавательные возможности на различных возрастных этапах; обеспечивает
необходимый уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;
приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков
систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; предоставляет
возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального
сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к
обучению; содействует развитию речи, мышления; обеспечивает деятельностную,
наглядно-практическую основу освоения материала; обеспечивает
коррекционно-компенсирующую направленность обучения; содействует развитию
знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации; ведет не только к
усвоению знаний и формированию способов действий, но и обеспечивает надлежащее
воспитание, общее развитие личности.
Словесная речь является средством передачи знаний. Оно
должно быть воспринято детьми.
Поэтому к речи педагога, работающего в системе специального образования, в силу
специфики контингента обучаемых предъявляются особые требования. Речь должна
звучать внятно, отчетливо, естественно. В специальном образовании помимо
словесной речи учителя используются и другие ее виды. К ним
относятся дактильная и жестовая речь, применяемые в обучении
лиц, имеющих нарушения слуха. Жестовая речь применяется в обучении и других
категорий лиц с отклонениями в развитии.
Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая
буква алфавита изображается пальцами руки знака — дактилемы.
Система жестового общения имеет сложную структуру. Она включает две
разновидности жестовой речи — разговорную и калькирующую. Область применения
разговорной жестовой речи — неофициальное межличностное общение. Она
представляет собой самостоятельную систему. Калькирующая жестовая речь имеет
иное строение. В ней каждый жест эквивалентен слову, порядок следования жестов
идентичен порядку следования слов в обычном предложении.
Еще одно средство, упрощающее процесс
восприятия неслышащими информации — зрительноевосприятие
устной речи — «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве
литературных источников принято называть чтением с губ.
В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые
нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой
деятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо.
Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще
обращается к различным видам искусства как к средству развития и
коррекции.
Существует несколько направлений в применении различных видов искусства
в коррекционно-педагогическом процессе: психофизиологическое (связанное с
коррекцией психосоматических нарушений), психотерапевтическое (связанное с воздействием
на когнитивную и эмоционально-волевую сферы), психологическое (выполняющее
катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции),
социально-педагогическое (развитие эстетических потребностей, расширение общего
и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в
практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих
направлений осуществляется через определенные методики, которые используются вартпедагогике
и в арттерапии.
Широкое распространение в системе специального образования получило
использование музыкальных средств воспитания. Во всех
типах образовательных учреждений как в учебное, так и во внеучебное время
существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на
использовании разнообразных музыкальных средств.
Изобразительные средствавыступают не только как
богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок,
образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего
внутреннего мира.
Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства
развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает
к культуре и искусству народа, края, страны, знакомит с искусством
художественных ремесел, расширяет кругозор и речевой запас.
Художественно-речевая деятельность помогает детям с
отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать
страх и неуверенность в процессе пользования речью, развивает способность
чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова, духовно
обогащает детей, вызывает у них интерес к литературному чтению.
Театрализованно-игровая деятельность. Велики
возможности этой деятельности в плане коррекционно-педагогического воздействия.
Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные
качества, нравственно-этические основы, развивать психические функции
(внимание, воображение, речь, память).
Наилучшим
средством для реализации
наглядно-практических методов обучения в специальном образовании является дидактический
материал. Дидактический материал, используемый в
коррекционно-образовательном процессе, бывает предметным, изобразительным и
словесным.
Предметный дидактический материал по мере продвижения по годам обучения
становится все более отвлеченным, абстрактным. Изобразительный дидактический
материал (рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты)
является более абстрактным по отношению к предметному. Словесный
дидактический материал — это раздаточные карточки с заданиями,
упражнениями, примерами, задачами, поручениями.
Для развития мыслительных операций учащихся, создания представлений об объектах
и явлениях окружающей действительности, поэтапного формирования умственных
действий, обобщения изученного учебного материала особую значимость приобретает
использование такого средства наглядности, как моделирование.
Под моделированием понимается система действий по построению, преобразованию и
использованию наглядно воспринимаемой системы (модели).
Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО).Применение их играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей. К ТСОотносится аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Достаточно широкое
использование в системе специального образования получили технические
средства обучения (ТСО).Применение их играет важную роль для коррекции
и компенсации недостатков развития детей. К ТСО относится аппаратура,
предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в
доступной форме предъявляемого учащимся материала. Использование ТСО позволяет:
знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, развитии;
выделить в сложном отдельные компоненты, раскрыть их взаимосвязь; рационально
использовать учебное время; обеспечивать наглядность обучения; создавать
действенные мотивы к получению знаний, а также к использованию их в практической
деятельности.
В настоящее время в системе специального образования технические средства
используются довольно эффективно и подчас без их применения вообще не
представляется возможным организовать учебно-воспитательный процесс.
В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются
разнообразные аудиовизуалыиые средства: кинофильмы, диафильмы,
кодопозитивы, диапозитивы и др.; а также средства, корригирующие проявления
дефекта: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного
использования (при обучении лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры и
бинокуляры, приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для обеспечения
возможности самостоятельного передвижения (для лиц с нарушениями зрения). Более
подробно остановимся на некоторых из них.
Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.),
демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры, используются с
целью активизации процесса восприятия учащимися учебного материала.
Литература для самостоятельной работы
Андреева Л. В. Сурдопедагогика. — М., 2005.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. — М., 1994.
Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5.
Грибова О.Е, Реализация принципа деятельностного подхода в процессе логопедического обследования // Дефектология. — 2004. — № 2.
Зыкова Т. С, Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. — М., 2003.
Малофеев Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России //Дефектология. — 2004. — № 6.
Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — ML, 1999.
Словесная речь — основа формирования личности глухого школьника: сб. ст. / под ред. Т.С.Зыковой. — М., 1994.
Специальная педагогика / под ред. Н.М.Назаровой. — М., 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.