Методы оценивания и проверки домашнего задания по географии
Оценка 5

Методы оценивания и проверки домашнего задания по географии

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
география
08.11.2022
Методы оценивания и проверки домашнего задания по географии
Домашняя работа по географии должна стать неотделимой частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплением ранее изученных вопросов, следовательно, её можно проверять с помощью различных методов.
Методы проверки домашнего задания по географии.docx

 

 

 

 

 

 

 

Методы оценивания и проверки домашнего задания

по географии

 

 

 

Исполнитель:

учитель географии

МБОУ ЗАТО г.Североморск «Лицей №1»

Евдокимова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурманск

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1.                 Роль домашнего задания в развитии личности учащегося.

2.                 Цели, задачи и функции проверки домашнего задания.

3.                 Методы оценивания и проверки домашнего задания на уроках географии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение. Работая дома (в группе), ученики не только закрепляют полученные на уроке знания, совершенствуют умения и навыки, но и приобретают навыки самостоятельной работы.       

Процесс обучения – это процесс управления, связанный с передачей определённого объёма и определённого качества информации от педагога к ученику и обратно (осуществляется обратная связь).

Проверка домашнего задания, замыкая круг взаимодействия учителя и учащегося, является важнейшим звеном учебного процесса. Без «обратной связи» учитель не сможет адекватно руководить учебной деятельностью учащегося.

Значение «обратной связи» не исчерпывается функцией управления учебным процессом. Проверка носит не только контрольную, но и одновременно обучающую и развивающую функции. Во время ответа школьник учиться логически мыслить, развиваются его воображения, внимание, другие психические познавательные процессы. Именно благодаря «обратной связи» учитель может получить информацию об эффективности программ, по которым работает; выявить недочеты и пробелы в знаниях и умениях обучающихся и вовремя их ликвидировать. Результаты проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить дальнейшее направление в совершенствовании методов и средств обучения.

Одной из главных задач в работе учителя географии является постоянная проверка полученных знаний и умений, разработка форм и методов её проведения, анализ результатов этой проверки, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности обучающихся на уроках.

Учитывая вышесказанное и то, что домашняя работа должна стать неотделимой частью урока, т. е. служить либо подготовкой к изучению нового материала, либо закреплению ранее изученных вопросов, её можно проверять с помощью различных методов.

Объект исследования: методы оценивания и проверки домашнего задания.

Предмет исследования: методы оценивания и проверки домашнего задания на уроке географии.

Целью данной курсовой работы является выявление методов оценивания и проверки домашнего задания по географии.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1.        Проанализировать педагогическую литературу и выявить роль домашнего задания в развитии личности учащегося.

2.        Определить цели, задачи и функции проверки домашнего задания.

3.        Сравнить различные методы оценивания и проверки домашнего задания на уроках географии.

Для решения поставленных задач использовались методы анализа педагогической и методической литературы по теме исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

 

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока и активизации учащихся на уроке, является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место в организации современного процесса обучения, потому что приобретенные учеником знания в процессе личной самостоятельной учебной деятельности более глубоко оседают в его сознании.

Одной из составляющих самостоятельной учебной работы является домашняя учебная работа. Она дополняет деятельность учащихся на уроках, служит связующим звеном между прошедшим и предстоящим уроками, отличается большей самостоятельностью учащихся, во многом предопределяемой отсутствием учителя при выполнении домашних заданий.

Домашняя учебная работа, в отличии от работы в классе, носит характер сугубо индивидуальной самостоятельной деятельности, отличается отсутствием непосредственного руководства учителем. Исходя из дидактического требования учить учащихся на уроке, некоторые педагоги отрицают необходимость домашних заданий ученикам. Такая точка зрения несостоятельна, так как, во-первых, изучение программного материала нельзя ограничить работой в классе, особенно с учащимися старшего школьного возраста, а, во-вторых, домашняя учебная работа имеет большое значение для формирования навыков самостоятельного умственного труда, чувства ответственности за порученное дело, за результаты своего труда.

Учебная домашняя работа способствует формированию воли, характера, учит преодолевать препятствия. Таким образом, самостоятельная домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

Велика роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности учащегося. Учитель, сообщая сумму некоторых фактов, одновременно формирует у учащихся умение производить определенные мыслительные операции; знакомя учащихся с мыслительными операциями, он использует для этого фактический материал. Разъединить эти процессы невозможно: они представляют собой единое целое. Изучение - есть одновременно усвоение фактов, с одной стороны, и формирование, и совершенствование операций мышления, с другой стороны. Необходимо специально учить детей выполнять мыслительные операции на всех этапах учебного процесса, в том числе и при подготовке, выполнении и проверке домашних заданий.

Операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и другие, обеспечивают решение почти всех возможных задач. Обучая этим операциям и приёмам мыслительной деятельности, используя для этого домашнее задание, учитель тем самым способствует формированию и развитию многих качеств мышления учащихся. Немалую роль здесь играет система постепенно усложняющихся самостоятельных письменных домашних работ для учащихся: репродуктивных, познавательно-поисковых, творческих, познавательно-практических. Они развивают у учащихся потребность и умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, самим выявлять вопрос или задачу, находить подходы к решению, критически относиться к ним, выражать собственное мнение.

Любое домашнее задание - если ученик выполняет его сам, оказывает комплексное воздействие на развитие личности. Но не каждый вид деятельности в равной степени обуславливает и развивает определенные качества личности. Прежде всего, развиваются те черты личности, которые испытывают особую нагрузку в данной деятельности. В этом ключ к целенаправленному воспитанию личности. Если цель домашнего задания состоит в том, чтобы развить конкретные личностные качества, то, прежде всего, следует определить, какой именно вид деятельности требует интенсивного проявления этих качеств.

Если рассуждать о необходимости задавания домашнего задания, можно выделить некоторые положения, склоняющие к утвердительному ответу на затронутый вопрос:

 

1) домашнее задание служит развитию свойств личности, что входит в задачи обучения;

2) если предлагаемые задания отвечают объективным требованиям, то они соответствуют уровню развития класса или (при дифференцированном домашнем задании) отдельного ученика и стимулируют формирование именно необходимых качеств;

3) на дом задается задание, которое нежелательно или нецелесообразно выполнять на уроке.

Каким образом лучше использовать потенциал урока и домашнего задания, чтобы наряду с умениями и знаниями развивать и личностные качествам учащихся и прежде всего те, которые потребует от них жизнь? Любое домашнее задание, направленное на усвоение всеми учащимися основных знаний и умений, влияет также и на становление различных качеств личности; регулярные домашние задания независимо от их специфики - способствуют развитию у учащихся самодисциплины, чувства долга и силы воли. Необходимо также знать о комплексном влиянии отдельных дидактических функций домашнего задания. Тренировка и повторение развивают память и автоматизируют навыки. Если при выполнении упражнений школьникам приходится преодолевать трудности, это развивает выдержку и настойчивость. Процесс применения знаний оказывает аналогичное воздействие, а, кроме того, повышает гибкость мышления и, в зависимости от вида применения, развивает конструктивно-творческую фантазию, умение аргументировать. Контроль, оценка и самоконтроль формируют чувство долга и ответственности, укрепляют трудовую дисциплину, воспитывают скромность, самокритичность.

Творческие способности развиваются в творческой деятельности. Другого пути нет. Творческая деятельность предполагает выполнение репродуктивных и рецептивных действий, но не ограничивается ими, а требует самостоятельных поисков, оригинального мышления в отношении знаний или событий, являющихся новыми для школьника. Самостоятельность в постановке и решении проблемы - существенный признак творческой деятельности. Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей. Большинство школьников говорят о таких заданиях, что они приносят им удовольствие. Однако на практике такие задания применяются редко.

Нельзя забывать и о потребностях общественного развития, характеризующегося ускорением научно-технической революции, которые диктуют требования к современному уроку, а, следовательно, и к домашнему заданию. К этим требованиям относятся следующие:

· понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, так как нарастающий темп научного прогресса требует систематического повышения квалификации;

· наличие моральной установки, побуждающей к личному участию в общественном развитии.

Итак, при постановке домашнего задания необходимо не забывать о его важной роли в развитии личности. Поэтому, необходимость домашнего задания должна быть строго обоснована, а именно, должны иметь место четкая постановка целей, определение содержания и формы, мотивация учащихся через дифференцированный подход в обучении. Если школьник понимает, зачем он выполняет домашнее задание и где оно ему пригодится, то он работает совсем по-другому, повышается интерес к такому виду деятельности как самостоятельная домашняя учебная работа.

Стремясь к повышению качества и эффективности урока, важно учитывать, следующее - нет необходимости задавать на дом то, что уже достигнуто на уроке, но и без повторения усвоенные навыки могут быть утрачены (забыты)! Тем не менее, домашнее задание - неизбежная составляющая часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели, и, конечно, следует стремиться к тому, чтобы домашнее задание носило творческий характер, содержало проблему и было предусмотрено на уровень каждого учащегося, то есть носило бы элементы дифференцированности.

 

2.      Цели, задачи и функции проверки домашнего задания

 

Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

Выделяют шесть главных целей и задач домашних заданий:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

6. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.

Проверка и оценка домашнего задания, т. е. контроль уровня усвоения содержания образования, достигнутого учащимися, являются неотъемлемой составной частью процесса обучения вообще и обучения географии в частности. Поэтому контроль призван выполнять следующие функции:

1.        Обучающая функция заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизации. В процессе проверки, учащиеся повторяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.

Проверка помогает школьникам выделить главное, основное в изучаемом материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.

2.        Диагностическая функция — получение информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся, и порождающих их причинах затруднений в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.

3.        Прогностическая функция служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала (раздела, темы).

Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося.

Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.

4.        Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, и мышление школьников, формируются мотивы познавательной деятельности.

5.        Ориентирующая функция — получение информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом — насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.

6.        Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Проверка побуждает школьников более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении домашнего задания.

Реализация выделенных функций на практике делает проверку домашнего задания более эффективной, а также эффективней становится и сам учебный процесс.

 

3.      Методы оценивания и проверки домашнего задания на уроках географии

 

Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования и к содержанию и направленности методов оценивания и проверки домашнего задания по географии.

На уроках проверку домашнего задания можно осуществлять в виде фронтальной и индивидуальной форме.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами, которой являются:

- обращение с вопросом ко всему классу,

- конструирование ответа,

- рецензирование ответа,

- оценка ответа и ее обоснование,

- постановка вопросов ученику самими учащимися,

- взаимопроверка,

- самопроверка.

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Географические диктанты являются широко распространенным методом проверки домашнего задания. Однако под этим термином скрывается довольно обширная группа различных методов, наиболее распространенной формой которых является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты.

Второй тип диктанта - диктант по терминологии. В этом случае ученики в тетради пишут несколько географических терминов, а учитель вслух читает их определения под номерами. Ученики должны напротив каждого термина поставить соответствующий номер. Возможны и другие варианты диктовки, допустимы и комбинированные диктанты.

Один из способов проверки домашнего задания – тестирование. Преимущества тестирования хорошо известны. К главным из них относятся:

-объективность оценивания;

-возможность проводить тестирование в массовом порядке;

-высокая точность получаемых результатов.

Тесты можно использовать на любом этапе урока, так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала, учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания.

Традиционная форма проверки домашнего задания по географии - самостоятельная работа, которая по своему назначению делится на обучающую и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного обсуждения новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу; контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Традиционных форм оценивания и проверки домашнего задания по географии достаточно много. Но возникают вопросы - как сделать так, чтобы проверка домашнего задания не превратилась в стандартную обязаловку, в банальное сплошное чтение учеником записанных дома слов или предложений «по цепочке»? Как с помощью домашней работы и контроля за ее выполнением развивать мыслительную деятельность обучающихся, самоанализ и самооценку детей?

На достижение этих целей направлены нестандартные формы проверки домашнего задания, способствующие развитию пытливости, любознательности, творческому отношению к делу.

Прием «Активного слушания» заключается в том, что во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней плюсы или минусы. Затем учитель собирает карты «активного слушания» и видит по ним проблемы учащихся по теме. Такой прием повышает не только активность учеников, но и эффективность проверки домашнего задания.

«Блиц-опрос по цепочке». Первый ученик ставит короткий вопрос второму. Второй - третьему, и так до последнего ученика. Время на ответ- несколько секунд. Учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц-турнире; поэтому, чтобы процедура не сорвалась, учитель выясняет заранее, кто из учеников хотел бы принять участие в этом действии.

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая цепочку, правильно и быстрее других ответит на вопросы. При этом надо выбрать рефери, которые будут контролировать правильность ответов и время, за которое ученики справляются с задачей.

«Верю- не верю» - этот прием можно использовать на любом этапе урока. Каждый вопрос начинается словами: «Верите ли вы, что…» Учащиеся должны согласиться с этим утверждением или нет.

«Да-нет» - это универсальная игра, которая очень нравится детям. Учитель загадывает что-либо. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает словами «да» - «нет», «да и нет». Вопрос надо ставить так, чтобы сужать круг поиска. Преимуществами приема является то, что он учит систематизировать известную информацию, связывать воедино отдельные факты в общую картину, учит внимательно слушать и анализировать вопросы. В старших классах к составлению вопросов привлекаются учащиеся. Главное в этом приеме - научить вырабатывать стратегию поиска, а не забрасывать учителя бесчисленным количеством вопросов.

«Интеллектуальная разминка» - это 2-3 не очень сложных вопроса для разминки. Основная цель такой разминки - настроить ребенка на работу.

Прием «Карандашные пометки на полях» («Л» - легко, «Т»- трудно, «С»- сомнение, сделанные учеником дома на полях тетради во время выполнения домашнего задания) помогает учителю быстро увидеть проблемы каждого ученика до начала урока, а ученика учит рефлексии. В дальнейшем содержание урока корректируется с учетом выявленных проблем.

«Найди ошибку». Вариант 1. Если материал, который проверяется, хорошо знаком ученикам, то этот методический прием провоцирует возникновение ситуации успеха на уроке. А если материал новый, то успешные поиски ошибки, сдобренные похвалой и восхищением учителя, позволяют детям почувствовать себя исследователями и экспертами. Учитель в своем сообщении допускает ошибки, которые нужно найти, или раздаются тексты, в которых явно искажена информация, запутаны определения, даются неверные толкования событий и процессов. Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок.

Вариант 2. Этот же методический прием можно применять как командную игру. Каждая команда готовит дома (или на уроке) текст с ошибками по определенной теме и предлагает его другой команде. Для экономии времени можно обменяться текстами, которые были заготовлены заранее. Польза двойная и обоюдная - чья команда лучше спрячет свои ошибки, и кто больше и быстрее найдет.

«Пинг-понг». Вариант 1. К доске выходят 2 ученика и поочередно ставят друг другу вопросы по домашнему заданию. В этой игре можно задействовать небольшой яркий мяч. Ученик говорит вопрос и бросает мяч своему сопернику. Учитель оценивает их ответы.

Вариант 2. Один из учеников подготовил вопросы по домашнему заданию. Ответы на них должны быть односложными. Он выходит к доске, бросает мяч любому из учеников класса и одновременно задает ему вопрос. Звучит ответ и мяч возвращается к первому ученику. Учитель оценивает качество и оригинальность вопросов и правильные ответы.

«Рыцарский турнир». Ученик выходит к доске и по пройденной теме ставит учителю заранее подготовленные вопросы, на которые он хотел бы получить ответ. В свою очередь учитель задает вопрос ученику. Все действие длится не более 5 минут. Проведение турнира объявляется заранее. Вопросы должны быть сжатыми, ответы - короткими и по существу. Рефери может снять неконкретный вопрос. Учащиеся аплодисментами или поднятием руки (или проставляя оценки на листе) оценивают действия ученика и учителя.

«Узнай меня». На уроке можно предложить учащимся выступить от имени известной персоны (ученого, путешественника), при этом не называя ее, но описывая поступки, открытия, рассуждения.

Прием «Учебный диалог с автором учебника» - прекрасное средство, которое ставит ученика в позицию субъекта обучения и собственного развития. Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом. Ученики после его самостоятельного прочтения записывают вопросы, возникающие по ходу, обращенные к автору. Затем на уроке одна группа учеников зачитывает их вслух, а другая группа выступает в роли автора, пытаясь найти ответ на страницах учебника, а если прямого ответа нет, то звучат предполагаемые ответы. Такой прием позволяет диалогу стать средством обучения и обратной связи, в результате которого решаются учебные задачи и проблемы, прием учит анализировать, сравнивать, спорить или соглашаться с автором учебника, дает возможность осуществить обратную связь.

«Экипаж» - класс делится на 4-5 групп. Каждый член группы получает «должность»: капитан, 1-й помощник, 2-й помощник, боцман, матросы. На подготовку отводится 4-5минут, а затем проводится опрос по жребию- кому достанется вопрос, тот и отвечает, оценка ставится всей команде. Кроме того, есть еще выбор «Отвечают все» и особенно нравится ученикам, когда им достается «Доверие», в данном случае команда освобождается от ответа и все получают положительное оценки.

Применение таких методов оценивания и проверки домашнего задания помогает формировать ряд ключевых компетентностей учащихся:

•        Мотивировать учеников на внимательное изучение темы;

•        Развивает интеллектуальные компетенции: анализ, синтез, сравнение, выделение главного;

•        Творческий характер заданий позволяет развивать креативность мышления;

•        Ученик учится правильно формулировать вопросы, предлагая возможные ответы, то есть общаться посредством рефлективного диалога с предполагаемым собеседником;

•        Помогает самовыражению личности ученика (личностные компетенции).

И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений и навыков каждого ученика, начинают систематически готовиться к урокам, приобретают уверенность в себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проверка домашнего задания является важной составной частью процесса обучения. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся.

Основная цель проверки состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность.

Эта цель, в первую очередь, связана с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по географии. Конкретизация основной цели проверки и оценивания домашнего задания связана с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля. А также она предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Правильная методика проведения оценивания и проверки домашнего задания побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться.

В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки домашнего задания с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Использование в работе разнообразных форм и методов контроля знаний позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний.

Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению. Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся положительное отношение к учению при выполнении домашнего задания.

Кроме того, домашние задания имеют и необычайно большой воспитательный потенциал. Учитель дает школьникам знания, чтобы воспитать человека, неравнодушную и творческую личность, а незаменимым помощником в этом деле являются домашние задания. Если школьники видят, что учителю интересно как выполнено домашнее задание, как его преподносят, они будут любить и учителя, и его предмет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.            Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // география в школе, 2010 №5.

2.            Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // география в школе 2012 №4.

3.            Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // география в школе, 2012 №1.

4.            Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. - М.: Издатель РассказовЪ, 2012.-303 с.

5.            Душина, И. В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин –тов и ун –тов / И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. –М. : ООО «Издательство Астрель», 2002. –203 с.

6.            Душина И. В. Практикум по методике обучения геогрфии : Учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова. – М. : Прометей, 2013.– 164 с.

7.            Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении географии сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 2009. – 218 с.

8.            Новые технологии при обучении школьному курсу географии / под редакцией Савиной Н.Г. Брянск: БГПУ, 2008. – 215 с.

9.            Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 359 с.

10.        Таможняя, Е.А. Методика обучения географии. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И.В. Душина; под. общ. ред. Е. А. Таможней – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 321 с.

11.        ФГОС (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)

12.        Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. Пособие для студентов вузов / Д. П. Финаров. – М. : АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с.

13.        Формирование метапредметных умений средствами школьной географии в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ростовн/Д.: Издательство РО ИПК и ПРО, 2011.

14.        Хуторской А.В. Формы, методы и приемы обучения // «Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб: Питер, 2004. – 533 с.

 


 

Методы оценивания и проверки домашнего задания по географии

Методы оценивания и проверки домашнего задания по географии

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение

ВВЕДЕНИЕ Являясь одной из форм организации обучения в школе, домашняя работа имеет контролирующее, обучающее и воспитывающее значение

Учитывая вышесказанное и то, что домашняя работа должна стать неотделимой частью урока, т

Учитывая вышесказанное и то, что домашняя работа должна стать неотделимой частью урока, т

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Роль домашнего задания в развитии личности учащегося

Разъединить эти процессы невозможно: они представляют собой единое целое

Разъединить эти процессы невозможно: они представляют собой единое целое

Каким образом лучше использовать потенциал урока и домашнего задания, чтобы наряду с умениями и знаниями развивать и личностные качествам учащихся и прежде всего те, которые…

Каким образом лучше использовать потенциал урока и домашнего задания, чтобы наряду с умениями и знаниями развивать и личностные качествам учащихся и прежде всего те, которые…

Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей

Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для проблемных домашних заданий, направленных на развитие творческих способностей школьников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей

Цели, задачи и функции проверки домашнего задания

Цели, задачи и функции проверки домашнего задания

Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой

Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой

Прогностическая функция служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе

Прогностическая функция служит получению опережающей информации об учебно-воспитательном процессе

Методы оценивания и проверки домашнего задания на уроках географии

Методы оценивания и проверки домашнего задания на уроках географии

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно

Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся

Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая…

Как вариант для проверки домашнего задания или на обобщающем уроке можно предложить устроить соревнование между рядами на время, то есть, какая из групп, не прерывая…

Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок

Учитель просит найти в предложенном тексте ошибки, можно указать количество ошибок

Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом

Учащимся предлагается дома самостоятельно изучить объяснительный текст учебника с новым материалом

И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений…

И, наконец, самое важное- учащиеся, знающие, что учитель на каждом уроке с помощью имеющегося у него арсенала методов и приемов обязательно проверит уровень знаний, умений…

Заключение Проверка домашнего задания является важной составной частью процесса обучения

Заключение Проверка домашнего задания является важной составной частью процесса обучения

Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению

Гармоничное сочетание разных методов и форм подачи и проверки домашнего задания влияют на формирование самостоятельности учеников, повышения уровня их мотивации к обучению

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.

Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб

Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2022