Методы педагогического исследования.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 07.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методы педагогического исследования.
Иконка файла материала урок 2.doc

 

Открытый урок по педагогике.

Тема: Методы  педагогического исследования.

Цели: 1. Познакомить  студентов с  методами   педагогического  исследования и их   

               характеристикой.

           2. Развивать у  будущих учителей умения  и  навыки  исследовательской                                             

               работы, способность к  самообразованию и  самовоспитанию.

           3. Воспитывать  интерес к научно- исследовательской   деятельности.

Литература: Подласый И.П. Педагогика, ч.1; Коджаспиров Г.М., Педагогика; Загвязинский В.И. Методология  и методы психолого –педагогического исследования.

Оборудование: плакат с темой урока; карточки с заданиями; 9 конвертов; листы цветной бумаги; плакат с высказыванием В.А.Сухомлинского; опорные карточки.

                                    Ход  урока:

          I.  Оргмомент.

          II.   Активизация  знаний.

    У.   Василий Александрович  Сухомлинский сказал « Если вы  хотите ,чтобы

педагогический  труд давал  учителю радость, а не  превращался в  скучную однообразную повседневность, ведите каждого учителя  на тропку  исследователя.»

У. Как вы  понимаете это  высказывание?

У.  Какая  область  знаний в  педагогике занимается научным  педагогическим  

 исследованием?

О.  Методология – система знаний об  отправных положениях педагогической теории,  о  принципах подхода  к  рассмотрению педагогических явлений и

Методов  их  исследования, а  также путях внедрения  добытых  знаний в практику воспитания, обучения  и  образования.

У. Дайте  определение методов  исследования?

О. Способы  получения информации с  целью установления закономерных  связей , зависимостей ,  отношений  и  построения  научных  теорий .

У. Вы  уже  догадались,что  тема  нашего  урока  : методы  педагогического  исследования.  ( на  доске  плакат с  темой  урока).

 

 

III . Новый  материал.

 1.У. Вспомните еще  раз  определение  методов и ответьте на  вопрос :

 Для чего  используются  методы  исследования ?

Та группа  методов ,что устанавливает закономерные  связи  , зависимости и отношения  называется  эмпирическими  методами, а  та группа , которая служит  для  построения  научных  теорий – теоретические ( на  доске карточки с  названиями ).

2. Группа делится  на  3  подгруппы:

1-я подгруппа готовит выступления  о    теоретических  методах;

2-я подгруппа  готовит выступления  об эмпирических методах;

3-я  подгруппа  составляет  вопросы по  текстам.

( на  столах  у  каждой  подгруппы  конверты  с  карточками,  на  которых  описываются  методы  исследования,   учебники, памятки для  подготовки  выступлений.

3. Выступления  от  каждой  группы ( на доске , по  ходу  выступления,    вывешиваются  опорные  карточки с  названиями  методов) . Студенты записывают в тетрадях.

IV. Закрепление нового материала. 

1. Студенты  III подгруппы  задают  вопросы   остальным  студентам. 

2. У. Обратите внимание, у  вас  на  столах лежит  конверт № 2 .В  нем  лежат  карточки  с заданиями, прочитайте, обсудите  в  подгруппе, один  представитель от  группы  отвечает  на  вопрос. Остальные  слушают  внимательно, если  нужно,  дополняют.

У. К  какой  группе  методов  относятся  методы, о  которых  мы  сейчас  говорили?

О. Эмпирические.

3.У. В  этом  полугодии вы  ходите на  практику  в  школу. Какой  вид  практики?  

О. Психолого- педагогическая.

У. Что  входит  в  отчет  по  этой  практике?

О. Дневник по  практике, два  зачетных  мероприятия, характеристика школьника.

У. Для  написания  характеристики вы будете использовать различные  методы  исследования. Посмотрите  сюжет  и  определите какой  метод  исследования использует  учитель   и студенты.

О. Метод  опроса – беседа.

У. Какой это  метод?

О. Эмпирический.

У. Какие  еще  методы  будете  использовать  для  исследования  личности  ученика? Будете ли  вы  использовать теоретические  методы? Какой  вывод  можно  сделать? А  где  вам  еще  пригодится  знание  методов  исследования, для  чего мы их  изучаем?

О. В  исследовании  не  может  использоваться  только  одна  группа методов.

V. Итог  урока .

У. Сегодня  мы  с вами  учились  сообща. Более  подробно   и  глубже  с  методами  педагогического  исследования  вы  познакомитесь  на  3 курсе на  дисциплине « Организация  научно- исследовательской  деятельности»

Запишите  домашнее  задание.

1.     Повторить  теорию, связанную  с  методами  исследования.

2.     Подобрать педагогический  инструментарий для  исследования  личности ребенка  на  психолого-педагогической  практике ( анкеты, тесты, опросники).

3.     У. Говорят, что  существует  прямая зависимость между  любимым  цветом и  

 настроением. На  столах  у  вас  лежит  конверт №3, откройте  его . Возьмите    карточку с цветом , который  вам ближе. А теперь  поднимите их.

Мне  радостно и я вам скажу  почему. Доминируют у  вас  цвета  красный, зеленый, желтый, а с точки  зрения  немецкого  психолога Макса Люмера они  означают : активность, радость, внимание, бодрость. Какой метод исследования  я  применила?

О. Тест.

У. Молодцы! Я благодарю вас  за  работу, наиболее  активными  на  уроке были   ….  .