Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:
— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире
Тема «Методы художественно эстетического воспитания
дошкольников».
Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов,
способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений,
оценок, практических действий:
— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки,
первоначальных проявлений вкуса;
— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для
преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
— метод побуждения к сопереживанию, эмоциональноположительной отзывчивости на
прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.
Особенность метода убеждения применительно к эстетическому воспитанию состоит в
том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление —
прекрасно. Эмоциональный отклик возникает у ребенка при непосредственном
соприкосновении с произведениями искусства, при участии его в общественных праздниках
и т. д. Этот метод, можно считать в равной мере как методом наглядного приобщения, так
и словесным, поскольку любое наблюдение детей сопровождается одновременным или
последующим комментарием воспитателя, будящим чувства и мысль ребенка. Важно умело
отобрать наиболее яркие и впечатляющие художественные произведения, создать
соответствующую ситуацию и душевный настрой. Педагогу необходимо хорошо освоить
предлагаемый детям материал. Речь его должна быть точной, выразительной. Привлекая
внимание ребенка к проявлениям прекрасного в различных формах, воспитатель на
конкретных примерах убеждает его в том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Сущность метода приучения, упражнения в том, чтобы ребенок научился вслушиваться,
вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать.
Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в
практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей.
Метод приучения, упражнения требует многократного повторения. Он применяется в
различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными
навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в
изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.
Приучая, например, детей к штриховке рисунка, воспитатель в одном случае предлагает
не выходить за границы контура рисунка, в другом — штриховать так, чтобы получились
«пушистая травка», «острые стебельки». Другой пример. Развивая правильную певческую
дикцию у ребенка, педагог предлагает поразному прочитать текст: сначала вполголоса,
затем ритмично выговаривая слова под фортепьянное сопровождение или выделяя
отдельные «трудные слова» и т. д.
Пример, воспитатель предлагает ребенку: «Давай сочиним стихи про котенка. Я начинаю,
а ты продолжаешь. Подарили нам котенка. Ростом ровно с... (два опенка). Не умеет кушать
он, а кричит как... (телефон). Вот замечательно! Послушай, что у нас получилось». В этом
примере творческое задание подкреплялось приемами подсказки, побуждения и
положительной поддерживающей оценкой.
Можно использовать и чтение художественного произведения, например главы «Как
Незнайка сочинял стихи» из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». З.А.
Гриценко рекомендует для закрепления понятия «рифма» и умения ее находитьиспользовать известное стихотворение Д. Хармса.
Оченьочень вкусный пирог
Я захотел устроить бал
И гостей к себе...(позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый... (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но чтото гости...(не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек... (откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек... (не нашли).
Творческие задания можно использовать и при обучении детей танцевальным движениям, в
театрализованных играх, при создании музыкальноигровых образов, в рисовании при
подборе материалов для изображения и др. Это очень эффективный педагогический прием,
так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и интерес.
Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с
обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками
рисования, он не сможет создать чтото творческое при всей условности понимания
данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого
обучения: показ, упражнение, обследование предметов, описание. В этих случаях обучение
становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают
обучению развивающий характер.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям
свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.
Например, тема «Цирк», чтобы нарисовать ее творчески, детям в группе много
рассказывается о цирке, во время беседы дети делятся своими впечатлениями от похода в
цирк, делают зарисовки клоунов, животных с воспитателем, а затем на занятии дети,
проявляя творчество, создают работы лепят, рисуют и т.д.
Учитывая особенность темы занятия, могут проходить в изостудии, а могут и в
музыкальном зале. Например, если занятие итоговое в виде развлечения.
Например, на занятиях «В гостях у короля Палитры» дети решают немало проблем, чтобы
попасть в волшебную страну: складывают портрет короля (моделируют), сообща строят
мост из радуги, решают ребусы и т.д.
Во время занятия детям задаются вопросы: а как ты думаешь? А как ты бы поступил? А
как ты представляешь, опиши и т.д.
Готовясь к занятиям, нужно постоянно думать, как поступить, чтобы обучение
изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно
изобразить чтолибо?
Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а
новому видению, новому пластическому пониманию пространства.В старших группах детского сада убеждение и разъяснение нередко принимает форму
беседы, специально организованного воспитателем обсуждения определенной этической
темы. Обычно такие беседы идут вслед за чтением художественных произведений на
этические темы. Например, после чтения рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» (из
книги «Малыши») естественно задать детям вопрос «А как играют?» и обсудить, как
поступают дружные ребята, как они договариваются в играх, делятся игрушками и т. д.
Такие беседы помогают дошкольникам усвоить нравственные понятия «добрый»,
«скромный», «отзывчивый», «вежливый» и др., уточнить ранее сформировавшиеся
представления об этих качествах, связать их со своим опытом, правильно оценивать
собственное поведение и поступки сверстников.
Метод проблемных ситуаций.
Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные
эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения
социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его
действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами
совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4
лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку
и помощь. Приведем примеры проблемных ситуаций, которые мы применяли на практике:
Строитель
В игре участвуют двое детей и взрослый. Перед началом строительства взрослый
предлагает детям рассмотреть конструктор и рассказать, что можно из него построить. По
правилам игры один из детей должен быть строителем (т.е. осуществлять активные
действия), а другой — контролером (пассивно наблюдающим за действиями строителя).
Дошкольникам предлагается самостоятельно решить: кто будет строить первым и,
соответственно, будет исполнять роль строителя, а кто будет контролером — следить за
ходом строительства. Конечно, большинство детей хочет сначала быть строителем. Если
дети не могут самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает им воспользоваться
жребием: угадать, в какой руке спрятан кубик конструктора. Угадавший назначается
строителем и строит постройку по собственному замыслу, а другой ребенок назначается
контролером, он наблюдает за строительством и вместе со взрослым оценивает его
действия. В ходе строительства взрослый 2—3 раза поощряет или порицает ребенка
строителя. Например: «Очень хорошо, отличный дом, ты замечательно строишь» или «Что
то у тебя странный дом получается, таких не бывает».
Метод побуждения к сопереживанию – побуждает детей сочувствовать не только тем,
кого они видят, но и тем, кого представляют в воображении. Эти особенности проявления
сочувствия, сострадания, эмпатии обеспечивают содержательную основу данного метода.
Только сопереживая, ребенок постигает явления социальной жизни, величие труда, красоту
природы, произведений искусства. Педагог должен поддерживать субъективную позицию
ребенка, развивать его образное мировоззрение.
Заслуживает внимания эмоциональносмысловое общение — это три неразрывно связанные
составные, включающие эмоциональный настрой, смысловую и продуктивнотворческую
части.
Задания на развитие творческих способностей у детей
1. «Хорошоплохо» или «Цепочка противоречий».Воспитатель начинает «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает «Б»
плохо, потому что «В». Следующий говорит «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.
Пример: гулять хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце плохо, потому
что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
2. «На что похожи наши ладошки»
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или
две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.).
Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
3. «Дорисуй фигуры»
Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо
подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
4 «Разные сказки».
Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность
изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь,
лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их
последовательность.