Методы и приемы на этапе рефлексии
Оценка 5

Методы и приемы на этапе рефлексии

Оценка 5
Повышение квалификации
doc
администрации
Взрослым
31.03.2018
Методы и приемы на этапе рефлексии
Рефлексия стала неотъемлемой частью любого урока. С помощью рефлексии мы можем узнать что у нас получилось на уроке, а что нет. Что стоит использовать чаще на своем уроке, а что нужно заменить... Данный сборник методов и приемов на этапе рефлексии поможет подвести итог урока
рефлексия.doc
Методы и приемы работы на этапе рефлексии    Проблема организации и корректировки образовательной деятельности  связана с успешностью ее осмысления. Традиционная педагогика не требует  осмысления происходящего ни от учителя, ни от учеников, в ней нет места  рефлексивным видам деятельности. Личностно­ ориентированное обучение  предлагает решать проблему постановки целей обучения, разработки учебного  плана, конструирования системы занятий, форм рефлексии и оценки.     Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — это деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних  состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование  соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя,  контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир,  он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и  самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о  самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через  постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и  теперь».                                                                                                                               Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты  деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Без понимания способов своего учения, механизмов познания  учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли.    Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с  целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности.  По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и  выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из  особенностей деятельности предыдущей.  На стадии рефлексии информация  анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность учителя заключается в том, чтобы вернуть учащихся к  первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать  творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной  информации.  Деятельность учащихся состоит в том, что  учащиеся соотносят «новую»  информацию со  «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.  Таким образом, рефлексия – одно из важнейших средств формирования  умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия  на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции,  стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.  Возможные приёмы и методы рефлексии: Приём      “Рюкзак” Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого  раздела. Суть ­ зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в  отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому.  Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если  нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".  Пример.   я научился составлять план текста   я разобрался в такой­то теме   я наконец­то запомнил, чем причастие отличается от деепричастия и т.д.  Приём      «Шесть шляп»  Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.  Формирует:   умение осмысливать свой опыт;   умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;   ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.  Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп.  Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам  деятельности в зависимости от цвета.  Пример.   Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального  оттенка.   Желтая шляпа – позитивные суждения.   Черная – отражает проблемы и трудности.   Красная – эмоциональные суждения без объяснений.  Зеленая – творческие суждения, предложения.   Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.  Приём      "Цветные поля".    Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания  психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя  письменную работу, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета  имеют смысловую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и  исправьте все ошибки», – обращается он к учителю, зелёный – «Отметьте,  пожалуйста, все ошибки, я сам исправлю», синий – «Укажите количество  ошибок, я их сам найду и исправлю», чёрный – «Не относитесь,  пожалуйста, серьёзно к этой работе, я её делал в спешке» и так далее.  Пример. Применим на уроках русского языка таких как контрольный диктант с грамматическим заданием и работой над ошибками.  Приём      «Диаманта»  Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых ­  понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями,  противоположными по значению  1, 7 строчки – существительные антонимы;  2 – два прилагательных к первому существительному;  3 – три глагола к первому существительному;  4 – два словосочетания с существительными;  5 – три глагола ко второму существительному;  6 – два прилагательных ко второму существительному.  Пример.  Город  Большой, древний  Строится, растет, процветает  Известный город, маленькая деревня  Возрождается, развивается, кормит  Красивая, родная  Деревня  Приём      «До­После» Описание: прием из технологии развития критического мышления. Он может  быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания  учащихся. А также на этапе рефлексии.  Формирует:   умение прогнозировать события;   умение соотносить известные и неизвестные факты;   умение выражать свои мысли;   умение сравнивать и делать вывод.  В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся  записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.  Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал,  проведен эксперимент, прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.  Пример.  Вопрос "Чем дышат насекомые?"  "До" ­Я думаю, что насекомые дышат с помощью трахей, так как хитиновый  покров не позволяет дышать кожей.  "После" ­Насекомые дышат ....  Вывод.  Я прав (не прав), так как ...  Приём “Хокку    ” ХОККУ (хайку) – «начальные стихи», жанр японской поэзии (возник в XV в.),  нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные,  пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка.  Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием  заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое  явление, а третьей строчкой подводится какой­то итог сказанному, часто  неожиданный. Художественная форма рефлексии.  Пример. Опавший пион ­ По­своему прекрасен С одним лепестком.  Приём      «Мысли во времени»  Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.  Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой  урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои  мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По  истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают  на следующие вопросы.   Почему я записал именно эти слова?   О чем я думал, когда писал эти слова?   Чтобы я хотел в записях изменить?   Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?  Приём “    Райтинг” Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в  переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования  оценки с учеником.  Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд.  Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку  учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг  можно использовать для оценивания докладов, индивидуальных домашних  заданий, заданий творческого характера.  Пример 1.  Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.  Приём     "Синквейн"  Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к  проблеме:  1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;  2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;  3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к  понятию;  5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор  выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.  Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно  составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание,  тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл  изученного материала.  Пример. Tема  любви, "Гранатовый браслет", Куприн.  Роковая, невзаимная, увлекается, страдает, гибнет.  Да святится имя твое.  Счастье.  Приём      «Сообщи свое Я»  Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на  уроке.  Формирует:   умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;   сравнивать результаты и анализировать причинно­следственные связи;   умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.  Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе  выполнения чего­либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам  деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с  реальностью.  Пример.  «Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с  предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников,  сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты  совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным  способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».  Приём      "Телеграмма" Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.  'Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в  телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения.  Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.  Приём     «З­Х­У»  Стратегия З­Х­У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного  материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым  строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов,  осмысление, рефлексия.  Формирует:   умение определять уровень собственных знаний;   умение анализировать информацию;   умение соотносить новую информацию со своими установившимися  представлениями.  Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.  На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся  составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме.  Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных  знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.  Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят  узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления»  учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа  с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание,  путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать  новую информацию с известной.  Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут  стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и  т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  Пример  "Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.  Чтобы добыть себе питание люди кочевали. "Хочу узнать"  Где появились первые люди?  Как люди заселили нашу Землю?  Почему сейчас люди не кочуют?  "Узнал"   Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника  в течение урока.   Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.        Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия ­ это не пустая  трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует  развитию очень важных качеств современной личности:  самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что  облегчит вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно  функционировать в нём. Без рефлексии нет учения. Обучение должно  приносить радость познания,    радость общения.Любой ребёнок ­личность, каждому есть, чем гордиться, каждому нужно почувствовать радость  успеха. А радость обязательно вызовет  интерес к учению. Источники информации: 1. Boлодap Виктopoвич Кpaeвcкий, доктор педагогических наук,  профессор, действительный член Российской академии образования,  заслуженный деятель науки РФ. Copyright 2011  © Элитариум     (www.elitarium.ru).    2. Летние школы НооГен: образовательный экстрим. ­М.: Эврика, 2005.­  240 с. 3. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и  организация учебно­воспитательного процесса в школе: использование  интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и  педагогов. 2­е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель,2008 4. Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные  технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор  Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение  5. Открытый класс.Сетевые оразовательные сообщества. [47] 6. Загашев И.О., Заир­Бек С.И. Критическое мышление. Критическое  мышление: технология развития. – СПб: Альянс­Дельта, 2003.  7. Приемы технологии РКМ [37] 8. Ширяева В.А. ТРИЗ­Педагогика менеджеру современной школы.­ М.:  Сентябрь, 2008. 9. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.  Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для  учителя. 3­е изд., ­ М.: Вита­Пресс, 2001.  10.Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"[10]  11.Методы и приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках литературы. Панова Т.С. Российский общественный портал. [17]Российский общественный портал".

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии

Методы и приемы на этапе рефлексии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018