Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
23.01.2018
В данной публикации представлены методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Акцент делается на инновационные формы и методы. Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ — технологии. Также выделен экспериментально - исследовательский метод и метод проектной деятельности.
Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.docx
Методы и приемы
в развитии
познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста.
Целью развития познавательной активности является формирование у детей таких
качеств, как:
любознательность, находчивость, фантазия, альтернативное мышление, изобретательность,
оригинальность, гибкость, самостоятельность, широта и глубина мышления.
Метод проектной деятельности как средства активизации познавательной деятельности у
дошкольников
Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность,
исследовательское мышление, коммуникативные и практические
навыки ребенка
дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
Экспериментальноисследовательский метод, как средство развития познавательной
активности дошкольников
Познание мира живой и неживой природы, установление причинно следственных связей
происходят успешнее в процессе её опытнической деятельности и экспериментирования.
В ходе экспериментально исследовательской деятельности дошкольник учится
наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать
причинноследственную связь, соблюдать правила безопасности.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью
дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность
удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.
почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем).
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
опыты;
фиксация результатов наблюдений, опытов и т.д.
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
трудовые поручения, действия.
Развитие познавательной активности дошкольников через использование ТРИЗ —
технологии. Целью ТРИЗпедагогики является формирование у ребенка логического мышления,
развитие полноценных творческих личностей и, конечно же, подготовка дошкольника к
решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.
Метод «волшебной дорожки». На ней можно установить любые показатели: цвет,
форму, размер, материал и др. в зависимости от цели занятия. По этой дорожке
путешествует герой (объект) и с ним происходят самые невероятные изменения.
Метод «системный оператор»
Системный оператор знакомит с моделью анализа объектов «девятиэкранник» или
«Волшебный телевизор» рассматривание объектов и его частей, функций объекта,
временных и пространственных связей объекта со средой.
Руководство деятельностью детей в ходе совместной деятельности осуществляется
различными методами: наглядными, практическими, словесными.
Наглядные методы представляют собой наблюдения двух видов, первый вид –
наблюдения распознающего характера, в ходе которого формируются знания о свойствах и
качествах предметов и явлений (например, опыты «Притяжение магнитом предметов»,
«Намагничивание предметов» и др.), второй вид наблюдение за изменением и
преобразованием объектов (опыты «Температура воды», «Вода и пар» и др.).
Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении педагогом следующих
требований: цели и задачи наблюдения должны быть ясными и конкретными; процесс
наблюдения проводиться планомерно и последовательно.
Практические методы, такие как игровой метод, который предусматривает
использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими
приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом .
Метод элементарных опытов – это преобразование жизненной ситуации, предмета или
явления, с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств
объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д. («Внутри человека
есть воздух», «Обнаружить воздух в окружающем пространстве» и др.).
Одним из словесных методов является рассказ педагога. Основная задача этого метода –
создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ
воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями.
Определяя цели и задачи образовательной деятельности, воспитатель должен также
продумать приемы активации детей. Условно эти приемы можно обозначить следующим
образом:
• вербальные,
• невербальные,
• ситуативные,
• игровые,
• аудивизуальные.
К вербальным приемам можно отнести:
• вопросы,
• словесные игры, • обсуждения,
• рассказы,
• чтения художественной литературы,
• стихи,
• малые фольклорные формы.
При чтении литературных сказок можно предложить детям:
нарисовать иллюстрацию к произведению,
вылепить героя из пластилина,
разыграть сценку,
сочинить свою сказку с таким же началом или похожими персонажами,
подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку.
Невербальные приемы это:
• пантомимика,
• мимические упражнения,
• пальчиковая гимнастика,
• артикуляционная гимнастика,
• гимнастики для глаз,
• динамические паузы,
• физкультминутки.
На сохранение заинтересованности детей оказывают влияние:
• проблемные ситуации,
• ситуации занимательности,
• ситуации успеха,
• нетрадиционные формы занятий,
• проектноисследовательская деятельность,
• современные образовательные технологии.
Основной вид деятельности детей в детском саду – это игра и использование игровых
приемов активации детей поможет поддержать их интерес в любой деятельности.
К игровым приемам активации относятся:
• дидактические игры,
• развивающие игры,
• сюжетные игры,
• экспериментирование,
• конструирование.
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети
учатся быстро и логично рассуждать. Интерес у дошкольников вызывают игры,
зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической выдумки.
Игрыпутешествия способствуют углублению, закреплению знаний.
Ещё большую активность у дошкольников можно наблюдать при использовании
интеллектуальных игр: шарад, головоломок, загадок. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как
творческую задачу.
Занятиесказка (позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек
пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний
и делает занятие более эффективным).
Таким образом, все методы и приемы должны использоваться в совокупности, в
различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Тогда дети не утомляются, у
них проявляется стойкий интерес, и только в этом случае можно получить хороший,
продуктивный результат познавательной активности дошкольников.
Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Методы и приемы в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.