Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ
Оценка 4.8

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Оценка 4.8
Лекции
docx
русский язык +1
1 кл—4 кл
03.09.2019
Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ
В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не наблюдала ни в одной другой программе). Учить работать со словарями (орфографическим, обратным, орфоэпическим, толковым, этимологическим и другими словарями) – это является главной инструментальной проблемой второго класса. А в 3-м и 4-м классах эта работа продолжается и совершенствуется. Важно на доступном объёме слов «открыть» детям, прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объёма. Если на ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей и сможет сам добывать необходимые знания. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах. С помощью словарей учащимся предоставляется возможность:  научиться работать с несколькими источниками информации;  обогатить свой словарный запас;  познакомиться с лексическим значением незнакомых слов;  усвоить грамматические формы, нормы языка;  научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению нормативного ударения;  закрепить в своей памяти зрительным путем трудно усваиваемые написания. Поэтому целесообразно проводить работу со словарями не фрагментально, а систематически, с 1 по 4 класс. Тем более, что по требованиям ФГОС ученик должен научиться ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
методы и приемы работы со словарями по программе ПНШ.docx
Методы и приёмы работы со словарями             В настоящее время в образовательном пространстве России реализуются  различные учебные программы. Все они имеют свои положительные и  отрицательные стороны, своих сторонников и противников.   Наша начальная школа работает по программе «Перспективная начальная школа». УМК «Перспективная начальная школа»   был создан на основе научных идей развивающего обучения Л. В. Занкова и Д. Эльконина – В. Давыдова получил широкое распространение не только в нашем образовательном учреждении.                  Данный  комплект  –  соответствует   духу  времени  и  требованиям   нового Федерального   государственного   образовательного   стандарта   начального   общего образования.  Отныне   приоритетом   в  начальной   школе   становится   формирование познавательной,   речевой,   организационной   деятельности   и   приёмов   работы   с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.        Основной идеей УМК “Перспективная начальная школа” является оптимальное развитие   каждого   ребенка   на   основе   педагогической   поддержки   его индивидуальности   в   условиях   специально   организованной   учебной   деятельности, где   ученик   выступает   то   в   роли   обучаемого,   то   в   роли   обучающего,   то   в   роли организатора учебной ситуации. Я пятый  год работаю по программе «Перспективная начальная школа». С моей точки зрения, именно этот проект позволяет учителю наиболее успешно решать профессиональные задачи.           В курсе “ПНШ” мне очень понравилась работа со словарями (такой работы я не   наблюдала   ни   в   одной   другой   программе).   Учить   работать   со   словарями (орфографическим,   обратным,   орфоэпическим,   толковым,   этимологическим   и другими словарями) – это является главной инструментальной проблемой второго класса.  А в 3­м и 4­м классах эта работа продолжается и совершенствуется.           Важно на доступном объёме слов «открыть» детям, прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем   необходимо   научить   школьников   пользоваться   этим   «помощником»   и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи должен решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое­то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объёма.      Если на  ранних этапах обучения ребёнку не привита потребность обращаться к словарям,   если   у   него   не   сформировалось   умение   ориентироваться   в   средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем   всего   существующего   богатства   словарей   и  сможет  сам   добывать необходимые знания. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.    С помощью словарей учащимся предоставляется возможность:  научиться работать с несколькими источниками информации;  обогатить свой словарный запас;  познакомиться с лексическим значением незнакомых слов;  усвоить грамматические формы, нормы языка;  научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению  нормативного ударения;  закрепить в своей памяти зрительным путем трудно усваиваемые написания.         Поэтому целесообразно проводить работу со словарями не фрагментально, а  систематически, с 1 по 4 класс. Тем более, что по требованиям ФГОС ученик  должен научиться ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и  справочниках.            Система работы в этом направлении включает ряд процедур – и относительно простых, и более сложных:  необходимо, чтобы школьники хорошо ориентировались в алфавитном столбике;  важно, чтобы школьники понимали алфавитный принцип расстановки слов в рамках одной буквы алфавита (ориентация на вторую, а потом и третью букву слова, если первая (и вторая) буква одна и та же);  школьники должны осознать особенности каждого вида словаря;  важно, чтобы школьники хорошо понимали назначение каждого словаря и постепенно научились использовать словарную информацию как справочную и как способ проверки орфограмм;  школьники должны научиться читать словарную статью (в толковых и этимологических   словарях)   и   понимать   систему   обозначений   и   сокращений,   к которой прибегают словари.   Во второй части учебника размещено пять словарей:  1) орфографический (словарь “Пиши правильно”); 2) толковый; 3) этимологический (Словарь   происхождения   слов”);   4)   орфоэпический   (“Произноси   правильно”);   5) обратный словарь – входят не в основной корпус учебника, состоящего из двух частей,   а   составляют   вторую   часть   особого   тома.   Т.о.,   и   на   занятиях   в   первом полугодии (когда ученики работают с первой частью учебника), и на уроках во втором полугодии (когда ученики переходят к третьей части учебника) учащиеся постоянно работают еще с одной книгой, где размещаются словари. Это создает правильную   установку:   словарь   –   это   специальная,   отдельная   книга,   к   которой можно обратиться за помощью.           Кроме второй части учебника русского языка словарики имеются в третьей  части тетради для самостоятельных работ по математике, в учебнике  «Математики». В хрестоматии по окружающему миру есть иллюстрированный  словарик растений и животных. Учебник по технологии «Азбука мастерства»  содержит словарь терминов. Все это облегчает работу на уроке учителю и детям,  приучает учащихся находить нужные сведения и необходимую информацию. Дети с  удовольствием работают с различными словарями. У каждого словаря своя  пиктограмма. Важно, чтобы школьники понимали назначение каждого словаря.  Походы в словари включены в деятельность на уроке, без словарей часто нельзя  выполнить упражнение. Только на уроке русского языка во 2 классе обращение в  словари происходит 153 раза, а дальше ­ больше.         Использование орфографического словаря в учебниках русского языка  достаточно традиционно.   Толковый словарь используется не только на уроке русского языка, но и на  уроках литературного чтения, на уроках естествознания, развития речи.  Сл.9 Использование   обратного   словаря   русского   языка   на   уроках   является необычным,  хотя   именно   обратный   словарь   дает   огромные   возможности   для решения   грамматических   задач.  Обратный   словарь   подчиняется   алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов.     Чем же замечателен обратный словарь для преподавателя русского языка?                          Поскольку   в   русском   языке   суффиксы   играют   огромную   роль   в словообразовании, а окончания – в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря,   где   слова   со   сходными   грамматическими   характеристиками   окажутся рядом. Именно, таким словарём является “Обратный словарь”. Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам.              Огромную   помощь   Обратный   словарь   оказывает   учителю   при   изучении   словообразования;   большие   совокупности   слов,   имеющие   сходный   состав, оказываются непосредственно обозримыми.        Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме, позволяет   учащимся   самим   определять   проблему   урока   и   применять   изученное правило на практике, обосновывая свой выбор.            Использование орфоэпического словаря (словарь «Произноси  правильно») имеет цель ввести в систему орфоэпическую работу. Он тоже  постоянно задействован на уроках. Школьник отсылается к этому словарю, чтобы  удостовериться в правильности произношения конкретных слов. Словарь  останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения и правильного  произношения отдельных звуков.          Словарь происхождения слов (этимологический)  во время первого с ним  знакомства убеждает детей в том, что порядок расположения слов в нём также  алфавитный и что в нём содержатся какие­то очень интересные сведения. Учащиеся откроют и другие преимущества этого словаря, в частности, как ещё одного способа проверки правильного написания слов.  Например, во 2 классе в учебнике читаем задание: Если ты узнаешь, от какого слова произошло слово сирень (от синий или серый?), ты НИКОГДА не ошибёшься в написании! Посмотри в Словарь происхождения  слов! Если будешь знать, от какого слова произошло слово снегирь, ты не сделаешь  ошибки! Посмотри в словарь!        В 3 классе вводится 6 словарь ­ «Словарь устойчивых выражений»  (фразеологический словарь)       Важность работы по фразеологии в начальной школе очевидна, поскольку  усвоение фразеологических единиц – постепенный длительный процесс.      Одним из основных направлений работы на протяжении всего  начального  курса русского языка является обогащение речи учащихся фразеологизмами.  Наличие их в активном словаре придаёт речи особую яркость, меткость, образность, расширяет кругозор, придаёт эмоциональную окраску выражению, усиливает  его  смысл. С этой целью можно проводить целый ряд упражнений. Например: 3 класс, № 103  ­1 часть:     Найди в словаре смешное выражение СОБАЧИЙ ХОЛОД. Что оно означает? Придумай небольшой рассказ, в который вошли бы выражения «кот наплакал» и  «собачий холод». Как ты думаешь, этот рассказ должен быть обязательно о  животных?       Подобные задания заставляют детей обращаться к словарям, находить нужную  информацию, развивая тем самым необходимые компетентностные качества.          В 4 классе появляется словообразовательный словарь, который помогает уч­ ся в образовании различных частей речи, в образовании сложных слов, в разборе  слов по составу, в умении самостоятельно рассуждать, определять значение данного слова через значение производящего.          Система работы со словарями, разработанная в УМК “Перспективная  начальная школа” воспитывает живой интерес к слову, к предмету “русский язык”,  в значительной степени повышает культуру речи, способствует развитию речи и  повышению грамотности школьников. Чтобы эта работа была для детей интересна и давала нужный результат, необходимо использовать разные виды работ. Поэтому в  работе по усвоению слов с непроверяемыми написаниями особую актуальность  приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному  запоминанию правильного написания. Игры со словами «Лесенка»  (количество букв в словах увеличивается или уменьшается на 1 – орех,  осина, огород) «Сквозная буква»  (в середине слова известна буква, надо подобрать слово – заяц,  сахар, картина)      « Немой словарик»  Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное   слово.   Остальные   дети   угадывают   слово,   затем   также   молча   его «проговаривают»   ещё   раз   и   записывают   его,   комментируя.   Этот   вид   работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием.   Сокращается   количество   ошибок,   особенно   связанных   с пропуском или заменой букв.     «Магазин трудных слов»  Методическое обеспечение приёма: учащиеся делятся на две группы, “продавцов” и “покупателей”, первая группа выбирает из словаря слова на определённую тему (“Овощи”, “Фрукты” и т. д.) и обозначает пропуски в них. Вторая группа детей, получая слова и пользуясь словарём, вставляет нужные буквы.  Игра    «Эрудит» Раскрой значение  слова.          Ведущий   (учитель   или   ученик),   не   называя     слова,   объясняет   всем   его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы   развивает   внимание,   расширяет   словарный   запас,   а   у   ведущего   ученика формирует навык грамотного построения предложений. «Цепочка»   Каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Рекомендую использовать на этапе закрепления. ( Аккуратно – облако ­ овощи­инженер­ребята) «Ярмарка»  Игра заключается в том, что дети пытаются продать на ярмарке  предметы, обозначенные словарными словами, «рекламируя» их и называя качества  этого предмета к каждой букве слова. Например:  «ОГУРЕЦ» О – отличный, Г – гладкий, У – уникальный, Р – распрекрасный, Е – единственный,  Ц – ценный. Игра хороша не только для индивидуальной работы, но и в группах.  Уместно использовать при изучении темы «Имя прилагательное». Эта игра  расширяет словарный запас детей, развивает их фантазию и воображение.                     Современный   мир   будущего   невозможен   без   компьютеров,   поэтому необходимо   учить детей  умению осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием сети Интернет.   Паровоз учащимся предложена группа слов­“вагончиков”, которые необходимо расставить в алфавитном порядке (на листочке с парты на парту по рядам)         Применение новых технологий повышает заинтересованность детей на уроке. Ребята с удовольствием выполняют эти задания. Например, мы составляли словарь зимних   олимпийских   видов   спорта.   Конечно,   задания   и   виды   работ   могут   быть разнообразны. Благодаря такой работе к 3­4 году обучения учащиеся уже легко ориентируются   в   словарях   и   с   удовольствием   используют   их.  Постоянное использование   словаря   на   уроках,   регулярное   обращение   к   нему   за   помощью   и советом поможет   сформировать жизненно важное для каждого человека умение работать с информацией.                Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости   от   проблемы)       войдет     в   привычку,   есть   основание   считать,   что заложены   основы   для   воспитания   культурного   человека,   готового   и   умеющего ставить перед собой вопросы и осознанно искать на них ответы. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развития личности.               Словари заслуженно называют спутниками цивилизации и сокровищами  национального языка. Умение подбирать нужные слова, правильно их произносить,  грамотно строить фразы не приходит само собой. Неоценимую помощь в этом  окажет умение работать со словарями.

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ

Методы и приёмы работы со словарями по программе ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.09.2019