Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка
Оценка 5

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
английский язык +1
Взрослым
05.07.2019
Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка
Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО) На мой взгляд, развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение технологии критического мышления через чтение и письмо. Я систематизировала материал по данной теме и составила брошюру в помощь учителю.
брошюра.doc
Список литературы 1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. 3. Карманова И.С. Методы и приёмы смыслового чтения. – URL: http://konf.uiuniver.ru/konf3/voprosy-teorii-i-metodiki- obuchenija-i-vospitanija-detej-v-nachalnoj-shkole/metody-i-priyomy- smyslovogo-chteniya 4. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с. 5. Мухина А.В. Методические рекомендации по использованию Эйдос-конспекта для анализа лирических произведений. – URL: http://chtenie-u.ucoz.ru/ 6. Мамедалиева И.Т. Использование элементов технологии развития критического мышления. – URL: http://nsportal.ru/ 7. Мосунова Л. А. Структура и развитие смыслового понимания художественного текста. – М., 2006. 8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка Учитель английского языка I категории Дадыко Л.И. Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях,  средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной  компетенции школьников, совершенствования их филологической  подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение  английского языка как средства общения и обобщения духовного  наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями  иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет  способна участвовать в межкультурной коммуникации.  Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО) На мой взгляд, развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение технологии критического мышления через чтение и письмо. По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста). Пометки должны быть следующие: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт», состоящую из 4-х колонок, где значки станут заголовками граф таблицы. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.Этот прием работает и на стадии осмысления. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. происходящие сегодня изменения в общественных отношениях,  средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной  компетенции школьников, совершенствования их филологической  подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение  английского языка как средства общения и обобщения духовного  наследия стран изучаемого языка и народов. Перед преподавателями  иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет  способна участвовать в межкультурной коммуникации.  Метод Инсерт (insert): I – interactive: самоактивизирующая «У» – уже знал; N – noting: системная разметка «+» – новое; S – system: для эффективного «–» – думал иначе; E – effective: чтение и размышление «?» – думал иначе. R – reading T – thinking Инсерт, относится к группе приемов, развивающих критическое мышление учащихся. Прием очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико – грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами.При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно не многие, возможность читать на иностранном языке – практически все. Вот почему обучение чтению выступает в качестве целевой доминанты. Смысловое чтение- это «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» (Из Примерной ООП НОО) На мой взгляд, развитию навыков смыслового чтения эффективно способствует применение технологии критического мышления через чтение и письмо. По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Все три стадии технологии критического мышления совпадают с этапами работы с текстом при смысловом чтении. Технология критического мышления Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов 6-11лет 12-17 лет Смысловое чтение. Этапы работы с текстом Предтекстовый этап Первая стадия – «вызов» - кластеры «Мозговой штурм» Прогнозирование (по портрету, картине) -Прогнозирование по ключевым словам - концептуальное колесо - круги по воде - Таблица «З–Х–У» - таблица тонких и толстых вопросов - Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте - верные и неверные утверждения Кластеры. Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями». Последовательность действий при составлении кластера. Последовательность действий проста и логична: 1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники») 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. Творческая форма рефлексии – Синквейн Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна: В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Например: Spaghetti Messy, spicy Slurping, sliding, falling Between my plate and mouth Delicious (by Cindy Barden) Технология критическог о мышления Смысловое чтение. Этапы работы с текстом Текстовый этап Вторая стадия – «осмыслен ие» Конкретные приемы и стратегии для каждого из этапов 12-17 лет Чтение текста с маркировкой по методу insert - стратегия «Идеал» - стратегия «фишбоун» 6-11лет - стратегия «фишбоун» - зигзаг - Выделение ключевых слов подчёркиванием - поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы -чтение текста с остановками Послетекстов ый этап Третья стадия – «рефлексия » - Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям - Достраивание кластера из ключевых слов - Ответы на поставленные вопросы. - Организация различных видов дискуссий. --– синквейн - Организация устных и письменных круглых столов. - Написание творческих работ. - Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. - Организация различных видов дискуссий. Зигзаг Целью данного приема является изучение и систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек. 1.В данной стратегии может не быть фазы вызова как таковой, так как само задание - организация работы с текстом большого объема - само по себе служит вызовом. 2.Смысловая стадия. Класс делится на группы. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например "кластер"). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. 3.Стадия размышления: работа в группе "экспертов". Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. 4. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет "второе слушание" темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Прием «Чтение с остановками». Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Для школьников среднего звена такими текстами могут служить неизвестные детям сказки и рассказы с сюжетной линией. Данный прием содержит все стадии технологии: 1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст. 2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?" 3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. Прием «Чтение с остановками» развивает у учащихся следующие умения: анализировать текст; задавать вопросы; доказывать свою точку зрения; выделять главную мысль текста. Прием “ мозговой штурм” Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель "учебного мозгового штурма" – развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. "Учебный мозговой штурм" обычно проводится в группах численностью 5-7 человек. Первый этап – это создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут. Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке. Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы. Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице. Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации. Знаем Хотим узнать Узнаем Интерактивная стратегия «Таблица Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З-Х-У) Концептуальное колесо Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса. Например: Like Love to be fond of enjoy To be keen on get pleasure with Круги по воде Этот прием является универсальным средством активизировать знания учащихся и их речевую активность на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Стратегия решения проблем «ИДЕАЛ» Дж. Брэмсфорд разработал стратегию решения проблем, которая может быть применима в работе с текстами и при анализе ситуаций. I Identify a problem D Debate a problem E Essential solutions A Activity L Logical conclusions И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде. Д – Доберитесь до ее сути. Школьники формулируют проблему в виде вопроса. Он должен быть предельно точным, конкретным, начинаться со слова «как» (How), и в нем должны отсутствовать отрицания (частица «не»). Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер). А – А теперь за работу! Выбор оптимального варианта (вариантов). Теперь ученики взвесив все «за» и «против», выбирают лучший вариант(ы) решения проблемы. Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе учащиеся анализируют проделанную ими работу. Лист для решения проблем 1. What is the main problem? Какую главную проблему должны решить герои? 2. What important information have you found? Какой важной информацией снабдил нас автор? 3. What do you know else about this problem? Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Чтоещенужнознатьгероям? 4. Find 3 main solution of the problem? Каковы три главных способа решения проблемы? 5. What is the most suitable solution? Why? Какой из выбранных вами способов наилучший и почему? «Тонкие» и «толстые» вопросы Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если мы пользуемся этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые наши учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. Who …? What … ? When … ? Where … ? Was it … ? What was the name …? Are you agree that … ? etc. Why … ? Explain why … ? Why do you think that … ? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between … ? If you were … would you … ? etc. Метод эйдос-конспект. Метод эйдос-конспект, может использоваться для более эффективного анализа художественного произведения и как прием для привлечения читательского интереса, развития творческих способностей детей, образного мышления и т.д. Эйдос-конспект ( эйдос – с греч. образ, конспект-теория) представляет собой сложное целое: образный рисунок , состоящий из фигур, цветов, картин, выявившихся ассоциативно в сознании читателя в процессе интерпретирования. Логическая схема уроков в рамках данной технологии: чтение произведения; выявление первого эмоционального впечатления; постановка проблемы, цели исследования, формулировка задач с целью их последовательного решения; выявление ключевых эпизодов, фраз, слов; создание ассоциаций, связанных с ними; работа с разными типами словарей; постепенное создание эйдос-конспекта и его описания; итоговое создание эйдос-конспекта с целью сделать вывод в диалоге писатель-читатель, показывающий, что читатель понял писателя и эмоционально почувствовал его; оформление «находок», сделанных в ходе работы с текстом, в письменную работу с целью развития письменной речи ученика. Таким образом, эйдос-конспект — это проживание текста на уровне образного восприятия и создание собственной творческой работы на основе данного.

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка

Методы и приёмы развития навыка смыслового чтения на уроках английского языка

Методы и приёмы  развития навыка смыслового чтения на уроках  английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.07.2019