Методы и способы формирования читательской грамотности
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
1 кл—4 кл
11.01.2018
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного и полноценного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Ключевые слова статьи: чтение и читательская грамотность, методические приемы, и информация.
Методы и способы формирования читательской грамотности.doc
2
Содержание
Методы и способы формирования читательской грамотности............................3
Список литературы..................................................................................................6 Методы и способы формирования читательской грамотности
3
Аннотация: в статье рассказывается о формировании читательской
грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного
и полноценного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний
и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Ключевые слова: чтение, читательская грамотность, методические
приемы, информация.
Читательская грамотность сегодня анализируется как один из самых
значительных параметров готовности к жизни в современном обществе.
Особенное место среди метапредметных универсальных учебных действий
занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в начальной
и основной школе невозможно без сформированности у учащихся
читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в
образовании всегда придавалось немалое значение, задача развития
читательской грамотности является новой сферой для современной школы,
решающей
образовательного стандарта [1, c. 19].
задачи осуществления требований
государственного
На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки,
без которых на сегодняшний день невозможно справляться с решением
жизненно важных задач:
осознанно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать
тексты разнообразных типов (информационного и прикладного характера,
литературные тексты), уметь извлекать информацию из разнообразных
источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и
Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; 4
осуществлять разнообразные стратегии чтения при деятельности с
текстом.
Если систематически и целенаправленно применять методические
приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию
читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность
книги и чтения была неопровержима. Но на сегодняшний день ситуация
выглядит подругому. Картина массового чтения, его престиж, читательские
пристрастия и привычки существенно изменились. Потому на сегодняшний
день ставится очень значительная задача
развитие читательской
‒
компетентности учащихся [3, c. 476].
Первым шагом на пути к развитию читательской компетентности,
безусловно, должна стать начальная школа. Не зря в новых стандартах
отмечено, что развитие читательской компетенции младшего школьника
считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно,
отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как
раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным
или умеренно пассивным.
Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной
грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и
использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как
личных, так и в социуме;
Функциональная грамотность – это умения установленного типа,
которые развиты на знаниях. Формироваться данные умения будут только
тогда, когда учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно
ориентироваться в ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить
свои результаты; социальная сфера является помощником в его деятельности
(деятельность в группах), учиться общаться («чувство локтя») [2].
Для этого педагогу самому нужно изменить свой стиль преподавания.
личностно
Использовать на практике активные,
деятельностные, 5
ориентированные, формирующие образовательные технологии, такие как:
проблемнодиалогическая технология (на уроках на стадии вызова можно
предложить ученикам проблему, на основе которой они определяют тему
урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок);
технология формирования правильной читательской деятельности
(использовать в своей практике учебнометодические пособия); технология
проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый
дифференцированный подход (разного вида задания на уроке, а также
домашнее задание); применение ИКТ, а также технология оценивания
учащимися своих достижений [2].
Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на
всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с
любым источником информации. На уроках можно применять элементы
технологии развития критического мышления (это составление толстых и
тонких вопросов, это ментальные карта, кластеры, проблемные ситуации,
творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени
финал сказки, составление синквейнов). Применение на уроках рефлексии
дает возможность учащимся глубже проникнуть в те знания, которые они
приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания
можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием
инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода
событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание
рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами,
ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности
учащихся.
Таким образом, для формирования читательской грамотности и
воспитания гармоничнонравственной личности необходимо использовать
самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с
применением различных форм урочной и внеурочной деятельности. Список литературы
6
1. Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы
повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина,
А.С. Сабитова // Молодой ученый.
‒
2016.
‒
‒
№10.4.
С. 19–21.
2. Ефимова О.И. Развитие читательской грамотности младших
школьников. [Электронный ресурс] / О.И. Ефимова – Режим доступа:
http://gazeta.ipksko.kz/ru/no1/124razvitiechitatelskojgramotnostimladshikh
shkolnikov (дата обращения: 17.08.2017).
3. Коконова Е.А.
Внеклассное чтение:
выявление уровня
«читательской грамотности» младших школьников / Е.А. Коконова,
Т.А. Коконова // Молодой ученый.
С. 476–480.
‒
2015.
‒
‒
№14.
Методы и способы формирования читательской грамотности
Методы и способы формирования читательской грамотности
Методы и способы формирования читательской грамотности
Методы и способы формирования читательской грамотности
Методы и способы формирования читательской грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.