Методы и способы формирования читательской грамотности
Оценка 5

Методы и способы формирования читательской грамотности

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
русская литература
1 кл—4 кл
11.01.2018
Методы и способы формирования читательской грамотности
В статье рассказывается о формировании читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного и полноценного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Ключевые слова статьи: чтение и читательская грамотность, методические приемы, и информация.
Методы и способы формирования читательской грамотности.doc
2 Содержание Методы и способы формирования читательской грамотности............................3 Список литературы..................................................................................................6 Методы и способы формирования читательской грамотности 3 Аннотация:   в   статье   рассказывается   о   формировании   читательской грамотности учащихся, приводятся рекомендации на формирование прочного и полноценного навыка грамотного чтения, способствующие развитию знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Ключевые   слова:   чтение,   читательская   грамотность,   методические приемы, информация. Читательская  грамотность сегодня анализируется  как  один из самых значительных   параметров   готовности   к   жизни   в   современном   обществе. Особенное   место   среди   метапредметных   универсальных   учебных   действий занимает чтение и работа с информацией. Эффективное обучение в начальной и   основной   школе   невозможно   без   сформированности   у   учащихся читательской грамотности. Несмотря на то, что проблемам обучения чтению в образовании   всегда   придавалось   немалое   значение,   задача   развития читательской грамотности является новой сферой для современной школы, решающей   образовательного стандарта [1, c. 19]. задачи   осуществления   требований   государственного На разнообразных ступенях обучения дублируются умения и навыки, без   которых   на   сегодняшний   день   невозможно   справляться   с   решением жизненно важных задач:  осознанно   читать   и   воспринимать   на   слух,   а  также   продуцировать тексты   разнообразных   типов   (информационного   и   прикладного   характера, литературные   тексты),   уметь   извлекать   информацию   из   разнообразных источников;  учиться   находить   и   критически   оценивать   информацию   из   СМИ   и Интернета, уметь пользоваться источниками и ссылаться на них; 4  осуществлять   разнообразные   стратегии   чтения   при   деятельности   с текстом. Если   систематически   и   целенаправленно   применять   методические приемы в работе над развитием чтения, то это будет содействовать развитию читательской самостоятельности школьников. Еще совсем недавно ценность книги   и   чтения   была   неопровержима.   Но   на   сегодняшний   день   ситуация выглядит по­другому. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Потому на сегодняшний день   ставится   очень   значительная   задача     развитие   читательской ‒ компетентности учащихся [3, c. 476]. Первым   шагом   на   пути   к   развитию   читательской   компетентности, безусловно,   должна   стать   начальная   школа.   Не   зря   в   новых   стандартах отмечено,   что   развитие   читательской   компетенции   младшего   школьника считается приоритетной целью обучения литературному чтению. Бесспорно, отношение человека к книге определяется в младшем школьном возрасте. Как раз тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать   приобретенные   знания   при   решении   жизненных   задач   как личных, так и в социуме; Функциональная   грамотность   –   это   умения   установленного   типа, которые   развиты   на   знаниях.  Формироваться   данные   умения   будут   только тогда, когда учащиеся вовлечены в работу; когда они могут самостоятельно ориентироваться в ходе учебного процесса, а также видят и могут оценить свои результаты; социальная сфера является помощником в его деятельности (деятельность в группах), учиться общаться («чувство локтя») [2]. Для этого педагогу самому нужно изменить свой стиль преподавания.   личностно­ Использовать   на   практике   активные,   деятельностные, 5 ориентированные,   формирующие   образовательные   технологии,   такие   как: проблемно­диалогическая   технология   (на   уроках   на   стадии   вызова   можно предложить   ученикам   проблему,   на   основе   которой   они   определяют   тему урока, а затем учатся формулировать цели и задачи на конкретный урок); технология   формирования   правильной   читательской   деятельности (использовать  в своей практике учебно­методические пособия); технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневый дифференцированный     подход   (разного   вида   задания   на   уроке,   а   также домашнее   задание);   применение   ИКТ,   а   также   технология   оценивания учащимися своих достижений [2]. Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит на всех уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым   источником   информации.   На   уроках   можно   применять   элементы технологии   развития   критического   мышления   (это   составление   толстых   и тонких   вопросов,   это   ментальные   карта,   кластеры,   проблемные   ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал   сказки,  составление   синквейнов).  Применение   на   уроках   рефлексии дает   возможность   учащимся   глубже   проникнуть   в   те   знания,  которые   они приобрели, вспомнить, что они узнали и зафиксировать – где данные знания можно применить. Также для развития интереса можно использовать прием инсценирования, чтения по ролям, чтение с продолжением, составление хода событий   по   картинкам   (расположи   в   правильном   порядке),   создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы,   шарады,   кроссворды   и   другие   активные   формы   деятельности учащихся. Таким   образом,   для   формирования   читательской   грамотности   и воспитания   гармонично­нравственной   личности   необходимо   использовать самые   передовые   технологии,   опираясь   на   литературный   источник,   с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности. Список литературы 6 1. Доскарина   Г.М.   Исследование   в   действии:   Способы   и   приемы повышения   уровня   читательской   грамотности   учащихся   /   Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый.  ‒  2016.  ‒ ‒  №10.4.   С. 19–21. 2. Ефимова   О.И.   Развитие   читательской   грамотности   младших школьников.   [Электронный   ресурс]   /   О.И.   Ефимова   –   Режим   доступа: http://gazeta.ipksko.kz/ru/n­o­1/124­razvitie­chitatelskoj­gramotnosti­mladshikh­ shkolnikov (дата обращения: 17.08.2017). 3. Коконова   Е.А.   Внеклассное   чтение:   выявление   уровня «читательской   грамотности»   младших   школьников   /   Е.А.   Коконова, Т.А. Коконова // Молодой ученый.   С. 476–480. ‒  2015.  ‒ ‒  №14.

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности

Методы и способы формирования читательской грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2018