Методы изучения личности школьника
Оценка 5

Методы изучения личности школьника

Оценка 5
Документация +2
doc
воспитательная работа
Взрослым
24.01.2017
Методы изучения личности школьника
Курсовая работа по педагогике, цель данной работы: исследовать на теоретическом и практическом уровне вопросы, касающиеся изучения личности школьника. Объект исследования: личность школьника. Предмет исследования: изучение личности школьника с помощью различных методов. Задачи исследования: - выявить основные задачи и принципы изучения личности школьника; - изучить сущность методов опроса: беседы, интервью, анкетирования; - рассмотреть методику проведения наблюдения; - раскрыть педагогическую ценность эксперимента, как метода изучения личности; - показать роль изучения школьной документации, результатов деятельности детей, социометрических методов. Эти вопросы освещены в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.И. Болдырева, Л.И.Маленковой, Л.М. Фридман и других ученых, педагогов.
работа Г.В..doc
ТГУ имени Г.Р. Державина Тамбовский педагогический колледж имени К.Д. Ушинского КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ Методы изучения личности школьника Курсовая работа студентки 4 «И» специальности 050303 Иностранный язык Белолипецкой Екатерины Николаевны Руководитель: Романова Г.В., преподаватель педагогики Тамбов, 2007 г. Оглавление Введение                                                                                                            3 1. Задачи и принципы изучения личности школьника                                  4 2. Методы изучения учащихся                                                                         6 2.1. Наблюдение как универсальный метод изучения учащихся                  6 2.2. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование                                  9 2.3. Педагогический эксперимент                                                                     13 2.4. Изучение школьной документации, результатов школьной  деятельности                                                                                                        16 2.5. Обобщение независимых характеристик                                                   18 2.6. Изучение учащихся при помощи социометрических методов                 20 Заключение                                                                                                           23 Библиографический список                                                                                24 Приложение                                                                                                          25 2 Введение Успех   деятельности   педагога   во   многом   зависит   от   глубокого проникновения   во   внутренний   мир   детей,   от   понимания   их   переживаний, мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности,   ­   это   значит   найти   верный   путь   к   его   сердцу.   Успешно воспитывать и обучать школьников можно лишь тогда, когда хорошо изучены их индивидуальные особенности. Великий педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Воспитатель должен узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его   будничными,   мелкими   нуждами   и   со   всеми   его   великими   духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди   народа,   среди   человечества   и   наедине   со   своей   совестью   во   всех возрастах, во всех классах, во всех положениях …» (10, 89) Современный   педагог   должен   овладеть   основами   изучения   личности школьника.   А   это   значит   четко   знать   какова   цель   изучения,   какими принципами необходимо руководствоваться в процессе изучения детей, какие методы использовать, и какова технология их использования. Цель данной работы:  исследовать на теоретическом и практическом уровне вопросы, касающиеся изучения личности школьника. Объект исследования: личность школьника. Предмет   исследования:  изучение   личности   школьника   с   помощью 3 различных методов. Задачи исследования:  ­ выявить основные задачи и принципы изучения личности школьника; ­ изучить сущность методов опроса: беседы, интервью, анкетирования; ­ рассмотреть методику проведения наблюдения; ­ раскрыть педагогическую ценность эксперимента, как метода изучения личности; ­   показать   роль   изучения   школьной   документации,   результатов деятельности детей, социометрических методов.  Эти вопросы освещены в трудах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.И. Болдырева, Л.И.Маленковой, Л.М. Фридман и других ученых, педагогов.  1. Задачи и принципы изучения личности школьника Процесс изучения личности школьника может протекать как в учебное (на уроке), так и во внеучебное (на перемене, в столовой, в походе, театре  и т.д.) время. Это будет зависеть от того, какие задачи ставит педагог, прежде чем начать изучать ребенка. Задачи изучения личности школьников тесно взаимосвязаны с целью их воспитания. Для   того   чтобы   сформировать   всесторонне   и   гармонически   развитую личность, необходимо: 1) изучить ее индивидуальные особенности; 2)   использовать   результаты   изучения   для   дальнейшего совершенствования личности; 3)   найти   правильный   путь   к   осуществлению   взаимодействия   между педагогом и ребенком. Организуя   процесс   изучения   школьников,   следует   придерживаться основных принципов, перечисленных ниже. 4 1.  Изучать   личность  ребенка  целостно,  то  есть  во   всей   совокупности положительных   и   отрицательных   качеств,   понять   своеобразие   личности   в целом, а не констатировать отдельные черты. 2. Изучать личность планомерно и систематично. Чтобы изучать детей планомерно, целесообразнее составить программу изучения, которая поможет увидеть  ребенка  с разных  сторон. Изучать  систематично, значит  изучать  в развитии,   так   как   ученики   растут,   изменяются   их   интересы,   обогащается внутренний мир. 3. Изучать личность с учетом возрастных особенностей. То, что можно предложить в целях изучения младшим школьникам, может не подойти по содержанию подросткам. Поэтому следует продумывать методы, ситуации, вопросы, учитывая возраст, а также пол. 4.  Изучать   необходимо  в   ходе   учебно­воспитательного   процесса,   в разнообразной  деятельности,   то   есть   в   естественных   условиях.   В   таких случаях полнее проявляются личностные качества школьников, их характер, индивидуальные особенности. 5. При изучении следует акцентировать внимание на положительных, а не отрицательных чертах характера и поведения. Важно верить в силы и возможности   своих   учеников,   доверять   им,   поддерживать   «хорошее», способствовать развитию положительных качеств. 6.  В   процессе   изучения  стиль   отношений  педагога   и   воспитуемого должен   быть   уважительным,   доверительным,   располагающим   к откровенности. 7.  При   изучении   необходимо  использовать   разнообразные   методы   и приемы. Чем разнообразнее методы (наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности,   анкетирование   и   другие),   тем   основательнее   можно   изучить учащихся. 8. Необходимо сочетать изучение с воспитательным воздействием на 5 учащихся.  Следует   руководствоваться   правилом:   изучая   –   воспитывать, воспитывая   –   изучать.   Важно,   чтобы   изучение   органически   сочеталось   с активным   вмешательством   в   естественный   ход   развития   личности,   с формированием необходимых моральных качеств, черт характера. Изучение   –   процесс   сложный   и   длительный.   Он   не   может   носить стихийный,   неорганизованный   характер.   Каждому   педагогу   следует подходить   к   нему   творчески,   основательно,   стремиться   реализовывать перечисленные выше принципы и тем самым решать задачи формирования и развития личности в современных условиях. 2. Методы изучения учащихся Ученые,   педагоги   по­разному   подходят   к   классификации   методов изучения   учащихся.   В   педагогической   литературе   имеют   место   методы предварительного   знакомства   и   повседневного   изучения   (Н.И.   Болдырев), методы   диагностического   исследования   (Л.М.   Фридман),   игровые   методы изучения (С.А. Петровская) и другие. В   данной   главе   мы   рассмотрим   наиболее   распространенные   методы изучения   личности,   такие   как   наблюдение,   методы   опроса,   изучение документации и продуктов детской деятельности, эксперимент, обобщение независимых характеристик, социометрия. 2.1. Наблюдение как универсальный метод изучения учащихся Наблюдение  определяет   непосредственное   восприятие   педагогом действий, поступков учащихся, их коммуникативности и т.д., проявляющихся в учебно­воспитательном процессе (на уроке, классном часе, на перемене, в столовой, в игре, трудовой деятельности и т.д.). Оно   может   быть   как  открытым,   так   и  конспиративным.   Открытое означает,   что   ученик   знает   о   том,   что   он   находится   под   контролем. 6 Конспиративное   наблюдение   предполагает   факт   скрытого   прослеживания действий школьника. Для   того   чтобы   наблюдение   было   результативным,   целесообразно придерживаться ряду требований.  Целенаправленность. Всякое   наблюдение   имеет   конкретную   цель   (например,   выявить коммуникативные   умения   ученика),   т.е.   наблюдение   проводится   не   за учеником   вообще,   а   за   проявлением   его   конкретных   личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности (игре, учебе, общении труде).  Планомерность. Наблюдение   проводится   по   заранее   намеченному   плану   с   выделением конкретных   задач,   этапов.   До   начала   наблюдения   необходимо  наметить задачи  (для   чего,   с   какой   целью   ведется   наблюдение),  выбрать   способ наблюдения (как наблюдать: открыто или конспиративно?), определить сроки наблюдения (неделя, месяц),  выбрать способы фиксации  (как вести записи: фиксация   событий   на   видео,   запись   общения   на   диктофон,   разработка программы   с   включением   информации   о   наблюдаемом),  сформулировать предполагаемые результаты.  Естественность. Психолого­педагогическое   наблюдение   должно   проводиться   в естественных   условиях.   Оно   должно   проходить   без   вмешательства   и корректировки педагогом происходящих событий. Даже если учащиеся знают, что   учитель   или   классный   руководитель   наблюдает   за   их   активностью   на уроке, дети не должны подозревать за кем из них ведется наблюдение, что именно фиксирует педагог.  Систематичность. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а в соответствии с 7 планом, систематически или через запланированные промежутки времени.  Самостоятельность. Наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. То есть не следует, например, во время экскурсии в лес с целью ознакомления с флорой и фауной ставить другие задачи, так как выводы могут оказаться не совсем   объективными.   Ведь   основные   усилия   внимания   педагога   будут направлены на решение, прежде всего учебных задач и это может помешать заметить поступки, действия детей.  Объективность. В   процессе   наблюдения   педагог   должен   фиксировать   не   свои предположения, не искать то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения,   а   объективные   факты,   особенности   поведения,   действия учащихся и на этом основании делать выводы.  Фиксация увиденного. Все   увиденное   во   время   наблюдения   педагог   должен   зафиксировать. Записи   обычно   ведут   в   хронологическом   порядке,   через   определенные интервалы   времени.   Для   сокращения   необходимых   записей   их   удобно оформлять в виде различных схем, таблиц. Следует   отметить,   что   при   проведении   наблюдений   надо   подмечать наиболее   типичные,   характерные   качества   личности.   Важно   научиться отличать их от случайных черт и не делать поспешных выводов и обобщений. Одни   и   те   же   внешние   проявления   могут   быть   вызваны   различными причинами. Например, один ученик сидит тихо на уроке, потому что внимательно слушает   объяснения   учителя.   Другой   сидит   тихо   потому,   что   читает интересную книгу. В   процессе   наблюдения   следует   не   просто   констатировать   факты,   а выделять причины того или иного поведения и намечать пути эффективного 8 воздействия на каждого ученика с учетом его особенностей. Если, например, в результате длительных наблюдений было установлено, что ученик отличается индивидуализмом,   не   принимает   участия   в   жизни   классного   коллектива, нужно не только вскрыть причины этого, но и принять меры к вовлечению его в   общественно­полезную   коллективную   деятельность,   пробудить   интерес   к жизни класса. Наблюдение   требует   высокой   культуры,   знания   природы   детей, наблюдательности, большого такта и умения. В процессе наблюдения надо быстро и точно оценить поступки и действия ученика, выявить их мотивы. Особенно   большие   трудности   представляет   наблюдение   за   учениками замкнутыми,   оторванными   от   коллектива.   Они   стараются   держаться   в стороне,   не   высказывать   своего   мнения   о   событиях   в  классе.   Необходимо давать им интересные поручения, вовлекать в коллективную деятельность. В ней   наиболее   полно   раскрывается   характер,   обнаруживаются   склонности, навыки и привычки. Наблюдение   –   метод   довольно   трудоемкий.   При   нем   практически невозможно   исключить   влияние   случайных   факторов.   Кроме   того,   это пассивный   метод:   ведь   учитель   «пожинает»   результаты   тех   явлений   и ситуаций, которые появляются независимо от его планов, он не может при необходимости повлиять на ход событий, повторить их. Так как фиксировать все невозможно, то при наблюдении можно упустить существенное и отметить несущественное.   Данный   метод   не   всегда   позволяет   установить   точную причину   поступка,   действия.   При   необходимости   анализируются   только внешние проявления поступков. Несмотря   на   указанные   недостатки,   которые,   конечно   же,   надо учитывать, наблюдение обладает и преимуществами в сравнении с другими методами исследования: оно позволяет изучать проблемы, не допускающие экспериментального решения, анализировать деятельность, поведение ученика в   естественных   для   него   условиях,   «поймать»   сам   момент   проявления 9 поступка. При соблюдении требований к организации наблюдения, при его умелом использовании, данный метод дает хорошие результаты и считается самым распространенным методом в педагогической практике. 2.2. Методы опроса: беседа, интервью, анкетирование Методы опроса являются как самостоятельными, так и дополнительными методами изучения учащихся, применяемые с целью получения необходимой информации   или   разъяснения   того,   что   не   было   достаточно   ясным   при наблюдении.   Беседу   и   интервью   называют   опросом   «лицом   к   лицу», анкетирование ­ заочным опросом. Беседа  как   метод   может   быть   использована   не   только   в   общении   с учащимися, но и с их родителями, учителями. Во всех случаях цель одна – глубже изучить индивидуальные особенности личности: характер школьника, мотивы его поведения, оценки им различных сторон жизни, основные факты его биографии и т.д. Беседа   проводится   по   заранее   намеченному   плану   с   выделением вопросов, требующих разъяснения. Вместе с тем целесообразнее проводить беседы в неофициальной обстановке, естественно, искренне, с соблюдением педагогического такта. Беседы с учащимися  позволяют заглянуть в тайники психики ребенка, помогают   выявить   его   интересы,   склонности.   При   умелом   использовании данного метода школьник охотно расскажет о своих заветных желаниях, об отношении к учителям, родителям, друзьям, о причинах неудач и т.д. При   подготовке   к   беседе   важно   продумать  цель  (например,   выявить причины   систематического   невыполнения   домашнего   задания),  примерные вопросы (следует начать с вопросов обходного характера: «Как ты проводишь свободное время», постепенно подходить к выяснению конкретных вопросов), наметить место и время проведения беседы (после уроков, на перемене, в 10 классе, по пути домой). Беседы с учащимися обычно проводятся индивидуально, с глазу на глаз. Но иногда можно провести и групповые, и коллективные беседы, которые позволяют услышать информацию об ученике от одноклассников. Это могут быть беседы, посвященные вопросам этики, поведения учащихся, обсуждению фактов нарушения дисциплины. К достоинствам беседы следует отнести: наличие контакта с учеником, возможность   учитывать   его   ответные   реакции,   оценивать   его   поведение, отношение   к   содержанию   разговора,   задавать   дополнительные   уточняющие вопросы. Беседы с учителями, работающими в классе, проводятся как в период предварительного знакомства с учащимися, так и в течение учебного года. Тесный контакт с учителями позволяет лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе их воспитания и обучения. В беседах с учителями   выясняются   вопросы   об   успеваемости   и   поведении   учащихся, отношение их к учебному и общественно полезному труду. При этом иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя прилежно,   а   у   других   нарушают   дисциплину,   небрежно   относятся   к выполнению домашних заданий. В этом случае особенно важно договориться о единстве воздействия на таких учеников, о стимулировании у них интересов к учению. Проведение таких бесед помогает собрать разнообразный материал об уровне воспитанности учащихся, об их отношении к учебным занятиям и т.д. Беседы с родителями  позволяют получить дополнительный материал о школьниках.   При   посещении   семьи   и   вызове   родителей   в   школу   педагоги беседуют с ними о том, как ведет себя тот или иной ребенок дома, как он относится к старшим, что он читает, какие домашние поручения имеет и т.д. Из бесед можно узнать, что некоторые дети ведут себя по­разному в школе и дома:   в   школе   они   дисциплинированны,   исполнительны,   вежливы,   а   дома 11 проявляют   неорганизованность,   непослушание.   В   таких   случаях   важно выработать   с   родителями   единые   требования   по   отношению   к   ребенку   и добиваться   их   соблюдения.   Для   того,   чтобы   беседа   с   родителями   была результативной, следует придерживаться логики отношений с родителями:      Что я хорошего смогу сказать о ребенке? (чтобы расположить к себе родителей); Что беспокоит меня в нем? Каковы, по нашему общему мнению, причины этого явления? (это вызывает на откровенность); Какие   меры   следует   предпринять   и   со   стороны   родителей   и   со стороны школы? Каких   общих   требований   следует   придерживаться,   чтобы намеченные меры были эффективными? Если   придерживаться   этой   логики,   то   в   процессе   беседы   педагог   не только получит информацию об ученике, но и наметит пути его воспитания. Разновидностью   беседы   является  интервьюирование.   При интервьюировании педагог придерживается намеченных вопросов, задаваемых в   определенной   последовательности.   Во   время   интервью   вопросы записываются   открыто.   Но   лучше,   если   ответы   учащихся   не   будут стенографироваться на их глазах, а будут воспроизводиться позднее (можно использовать   диктофон).   Не   следует   допускать,   чтобы   интервьюирование превращалось в допрос. Также как и во время беседы, необходимо создать условия,   располагающие   к   искренности.   Интервью   более   продуктивны   в обстановке   неофициальных   контактов,   симпатий,   вызываемых   педагогом   у учащихся.   Интервьюирование   чаще   всего   используется   при   выявлении отношения   к   каким­либо   явлениям,   событиям   (например,   отношение   к экологии, к своей Родине). Анкетирование  –   метод   массового   сбора   информации   с   помощью 12 составленных в соответствии с определенными правилами вопросов, каждый из которых логически связан с целью изучения. В   зависимости   от   предполагаемых   вопросов   анкеты   могут   быть различными по содержанию, форме. По  содержанию  анкета   может   касаться   суждений   учащихся, характеристик   окружающих   событий,   явлений;   намерений,   интересов учащихся. По  форме  анкеты   могут   быть  открытыми  и  закрытыми.  Открытые анкеты предполагают свободные ответы (по своему усмотрению) на вопросы. В   закрытых   анкетах   к   вопросам   даны   готовые   ответы   и   ученик   должен выбрать   один   из   них   или   оценить   в   баллах   правильность   каждого   из продуманных ответов. Вопросы анкеты должны соответствовать ряду требований: 1. Вопросы   закрытых   анкет   должны   предполагать   ответ   только   в   одном смысле   или   предлагать   несколько   ответов,   из   которых   надо   сделать выбор. 2. Нельзя   предлагать   вопросы,   требующие   нравственной   или   социальной оценки своих качеств. 3. Вопросы должны быть, по возможности, лаконичными, точными, ясными по смыслу, доступными для понимания, простыми, конкретными. 4. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика. 5. В   анкете   желательно   иметь   вопросы   как   в   прямой,   так   и   косвенной форме, как личные, так и безличные. Достоинством анкетного метода являются:  массовость обследования;  большая скорость сбора информации;  легкая обработка результатов; 13  возможность   получения   письменных   ответов   на   такие   вопросы, которые в устной форме остаются без ответа;  возможность сравнения результатов нескольких обследований;  удобные способы фиксации результатов (в анкетах закрытого типа);  уменьшение   вероятности   неправильного   понимания   вопросов   (в анкетах закрытого типа). Вместе с тем, используя анкетный метод, следует иметь в виду, что он все же не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности: с его помощью   трудно   рассчитывать   на   глубокое   проникновение   в   ситуацию; трудно   рассчитывать   на   полные,   правильные,   точные   ответы,   так   как учащиеся на вопросы могут отвечать по­разному, а потому часто возникают и трудности в классификации ответов; ответы не всегда являются достаточным условием для окончательных выводов; в анкетный опрос нельзя вмешиваться, изменять   что­либо,   поэтому   данный   метод   нельзя   назвать   гибким; объективность ответов не всегда высокая, так как учащиеся могут отнестись к ответу недобросовестно; жесткий список вопросов может ограничить круг мыслей   опрашиваемых   и   заставить   ответить   не   то,   что   они   думают   в действительности. Поэтому, используя метод анкетирования, не следует делать поспешных выводов   о   ребенке.   Целесообразнее   проверить   полученную   информацию, понаблюдав за ребенком, побеседовав с ним. В   целом   применение   методов   опроса   в   процессе   изучения   личности школьников дает возможность пообщаться с детьми, получить информацию разной   направленности,   если   это   необходимо,   подключить   другие   методы исследования, наметить пути развития и воспитания личности. 2.3. Педагогический эксперимент Для того чтобы проверить, как ведут себя школьники в изменившейся обстановке. Можно использовать такой метод изучения, как эксперимент. 14 Педагогический эксперимент (слово латинского происхождения – проба, опыт)   заключается   в   специальной   организации   деятельности   учителей   и учащихся   с   целью   проверки   предположений,   гипотез.   При   помощи   этого метода можно проверить, уточнить первоначальные данные об учащихся. В   зависимости   от   целевых   установок   различают   следующие  виды эксперимента: констатирующий, созидательно­преобразующий, контрольный (И.Ф. Харламов). Констатирующий  эксперимент   предполагает   изучение   учащихся   по определенной   проблеме   (например,   взаимодействие   со   сверстниками   или проявление   нравственных   качеств   учащихся).   В   ходе   данного   вида эксперимента идет констатация фактов. Этот метод может осуществляться с помощью наблюдения беседы, анкетирования, т.е. объединять другие методы, приемы   изучения.   В   некоторых   случаях   педагогу   бывает   достаточно проведение констатирующего эксперимента, так как предположение, выводы могут быть подтверждены. Например,   для   того   чтобы   проверить,   как   ученик   ведет   себя   с одноклассниками, развито ли у него чувство коллективизма, взаимопомощи в труде,   классный   руководитель   включает   его   в   бригаду   по   изготовлению наглядных пособий. Наблюдая за ним в процессе работы, он может выявить наличие   или   отсутствие   у   него   навыков   коллективизма   и   взаимопомощи. Чтобы   выявить,   как   ведут   себя   в   коллективном   труде   ученики   разного возраста,   как   осуществляется   взаимопомощь   в   труде   старших   и   младших школьников,   классный   руководитель   может   объединить   своих   учащихся   с учениками младших классов. Педагогическая ценность такого эксперимента заключается   в   том,   что   он   позволяет   составить   представление   об   уровне воспитанности   школьников   не   по   их   словам,   а   по   конкретным   делам, поступкам. То есть идет констатация фактов. Если педагог выявил недостатки, то он может приступать к следующему 15 этапу или виду эксперимента –  созидательно­преобразующему. Сущность этого вида эксперимента заключается в том, чтобы разработать методические меры   по   искоренению   недостатков,   по   решению   выявленной   проблемы. Например,   если   при   проведении   констатирующего   эксперимента   с   целью выявления   отношения   ученика   к   учебной   работе   выясняется,   что   ребенок ленив, не прилагает волевых усилий, не умеет работать без помощи взрослых (а обо всем этом мы можем узнать от родителей, из бесед с учеником, из наблюдений), педагог может организовать выполнение домашнего задания под контролем   воспитателя   группы   продленного   дня,   оказать   педагогическую поддержку   с   помощью   советов,   рекомендаций   по   выполнению   домашнего задания. После   созидательно­преобразующего   эксперимента   педагог   может   еще раз понаблюдать за учеником, побеседовать и с ним, и с его родителями. То есть   осуществить  контрольный  эксперимент,   сделать   окончательные выводы. В   педагогике   известны   и   такие   разновидности   эксперимента,   как естественный и лабораторный. Лабораторный  эксперимент   предполагает   создание   искусственных условий, в которых происходит изучение учащихся. Естественный  эксперимент   осуществляется   в   обыденной   учебной, воспитательн6ой работе. Важно, чтобы дети не почувствовали, что за ними наблюдают.   Тогда   их   поведение   будет   естественным,   ответы   на   вопросы беседы более искренними. При проведении эксперимента  необходимо, прежде всего,  уяснить  его цель,   определить   место   и   время   его   проведения,   продумать   систему наблюдения за учащимися. Сложились   определенные   правила   организации   педагогических экспериментов: 16  недопустимость риска для здоровья и развития испытуемых;  предэкспериментальная   разработка   показателей   критериев   для оценки эффективности эксперимента;  поиск   экспериментальной   базы   в   соответствии   с   целями эксперимента (это может быть школа, учреждение дополнительного образования, дворовая площадка и т.д.) При   правильной   организации   эксперимента   педагогические   работники смогут   выявить   сведения   об   ученике,   проверить,   подтвердить   полученные ранее данные о нем, сделать выводы, предпринять воспитательные меры. 2.4. Изучение школьной документации, результатов школьной  деятельности Изучая   школьную   документацию   (личные   дела,   классный   журнал, социальный   паспорт   класса),   результаты   детской   деятельности   (сочинения, рисунки,   поделки,   тетради   и   т.д.),   можно   многое   узнать   об   учащихся,   не взаимодействуя с ними. Знакомясь с  личными делами  учащихся, педагог узнает о том, где и с кем проживают  дети,  о состоянии  их  здоровья,  об успеваемости  и  уровне воспитанности. Просматривая классный журнал, можно ознакомиться с успеваемостью учащихся   по   предметам,   обратить   внимание   на   количество   пропущенных уроков, сделать вывод о том, какие предметы даются детям легче, а какие сложнее. Некоторые педагоги просят родителей, если их ребёнок поступает в школу,   вместе   с   необходимыми   сведениями   сдать   фотографии   детей.   Это помогает заочно познакомиться с ребёнком, а при встрече обращаться к нему по имени, тем самым вовлекая воспитанников в процесс доброжелательного взаимодействия. Ценный материал о школьниках можно получить при анализе результатов детской деятельности. 17 Знакомство с тетрадями  помогает раскрыть такие черты школьника, как аккуратность или небрежность, систематичность выполнения домашнего задания. Знакомство   с   рисунками  помогает   лучше   понять   особенности восприятия, наблюдательности, определить уровень творчества детей.   эстетические   вкусы,   выявить   степень   развития Знакомство   с   поделками  и   другими  творческим   работами (изготовление   книжки­раскладушки,   модели,   учебного   пособия   и   т.д.) позволяет   выявить   наличие   практических   умений   и   навыков,   развитие кругозора, направленность творческой деятельности учащихся.  С целью изучения интересов и склонностей школьников и выявления их стремлений и идеалов иногда учителя предлагают написать детям домашнее сочинение  на темы: «Мои любимые занятия», «Книги в моей жизни», «Моя мечта», «Какие качества больше всего ценю я в своих товарищах?», «Самый счастливый день в моей жизни». Сочинения позволяют в какой­то мере проникнуть во внутренний  мир школьников,   определить   уровень   духовного   развития,   выявить   умение разбираться в людях. В повседневной школьной жизни некоторые дети кажутся незаметными, ненаблюдательными, а в сочинениях обнаруживается их душевное богатство, наблюдательность, начитанность, отражается общий уровень развития. Материалы,   добытые   при   помощи   сочинений,   следует   сопоставлять   с данными,   собранными   другим   путём,   так   как   было   бы   неправильным оценивать   личность   ученика   на   основе   сочинений.   Важно   проследить   как ребёнок на деле проявляет моральные качества, черты характера. В   последнее   время   в   школах   результаты   детской   деятельности фиксируются в «Папке школьных достижений» (портфолио). Содержание   «портфолио»   разрабатывается   педагогами   школы   (при участии детей). 18 В «портфолио» можно включить рубрики:  «Информация о себе» (фамилия, имя, отчество, домашний адрес, телефон);  «Мои любимые предметы» (по классам);  «Мои увлечения» (по классам или годам обучения);  «Участие в конкурсах, олимпиадах, КВН» (по классам, с указанием места, количества баллов);  «Участие в художественной самодеятельности»;  «Мои   достижения   в   учёбе»   (наличие   грамот,   дипломов   по результатам учёбы);  «Мои   достижения   вне   школы»   (результаты   деятельности музыкальной, художественной, спортивной школах). Анализируя содержание «Папки школьных достижений», педагоги узнают о   том,   какова   направленность   личности   школьника,   степень   творчества, одарённость   ученика,   результаты   успеваемости.   На   основе   анализ   можно наметить   пути   развития   личности,   помочь   ребёнку   в   дальнейшем самореализоваться,   включить   его   в   активную   деятельность   класса,   создать благотворную воспитательную среду. «Папка  школьных достижений» у одних детей постоянно пополняется грамотами,   благодарственными   письмами,   фотографиями,   на   которых запечатлено участие детей в конкурсах, соревнованиях, концертах. У других детей,   неактивных,   фиксируются   сведения   по   годам   обучения   об успеваемости, увлечениях и т.д. Если классный руководитель предложил детям завести «Папку школьных достижений»,   он   не   должен   забывать   об   ее   существовании.   Следует напоминать   детям   о   своевременном   заполнении   разделов,   систематически анализировать   содержание   портфолио,   подводить   итоги   в   конце   учебного года. 19 Таким образом, анализ документации, результатов детской деятельности, достижений учащихся дают возможность педагогическим работникам глубже изучить школьников, помочь им в саморазвитии. 2.5. Обобщение независимых характеристик Изучение   учащихся   предполагает   применение   такого   метода   как обобщение независимых характеристик. Сущность этого метода заключается в обобщении сведений об учащихся, полученных от других лиц (учителей, родителей, педагогов дополнительного образования,   одноклассников,   соседей),   сопоставление   этих   сведений   со своими материалами. Обобщенные сведения, собранные от разных лиц, позволяют дать более конкретную   и   полную   характеристику   учеников.   Эти   сведения   дают возможность охарактеризовать поведение ученика в различных условиях его жизни и деятельности. Метод   обобщения   независимых   характеристик   помогает   преодолеть субъективизм в оценке учеников. Если сбором информации о ребенке занимается классный руководитель, то он может во время посещения ученика в домашних условиях пообщаться не   только   с   родителями,   но   и   соседями,  друзьями   по   двору.   В   школьных условиях   классный   руководитель   систематически   взаимодействует   с учителями­предметниками,   педагогами   дополнительного   образования, работающими   как   в   школе,   так   и   за   ее   пределами,   а   также   с   детьми, обучающимися в одном коллективе. Иногда можно обнаружить расхождение в характеристике изучаемого ученика различными лицами. В ряде случаев они могут   дать   разные   оценки.   Важно   хорошо   разобраться   в   этом,   выявить причины расхождения. Нередко это объясняется тем, что чье­то мнение об ученике необъективно, оно основано на наблюдении случайных проявлений личности.   Например,   учитель   математики,   выставив   оценку   «2»   за 20 контрольную   работу,   может   сделать   поспешный   вывод   о   том,   что   это слабоуспевающий ученик, но, возможно, что это единственная отрицательная отметка, полученная учеником. В   ряде   случаев   сведения   об   ученике   могут   устареть.   Ребенок   уже изменился, ведет себя по­иному, а характеристика отражает пройденный этап в его жизни. Поэтому следует опираться на последние данные, сопоставлять их   с   фактами   деятельности   ученика   к   моменту   обобщения   независимых характеристик.   Для   того,   чтобы   обобщить   данные   об   учащихся,   можно воспользоваться информацией, которую можно получить во время заседания педагогического консилиума или малого педагогического совета. Во время заседаний сведения об успеваемости, посещаемости, поведении учащихся, их здоровье,   коммуникативных   умениях   можно   получить   от   школьной медсестры,   психолога,   социального   педагога,   учителей­предметников, воспитателей. Информация может быть не только выслушана, но и выявлены причины   отрицательного   поведения,   низкого   уровня   успеваемости,   слабой посещаемости ученика, а также предложены пути корректировки. Обобщение независимых характеристик целесообразно применять на всех этапах обучения учащихся, следовательно, и их изучения. Несмотря на то, что это   метод   косвенный,  с  его   помощью   можно   получить   более   объективные сведения о школьнике. 2.6. Изучение учащихся при помощи социометрических методов Социометрия – область социальной психологии, которая рассматривает межличностные   отношения.   Социометрические   методы   все   чаще   стали применять   с   целью   изучения   личных   взаимоотношений   между   учащимися. Знание   отношений   детей   друг   к   другу,   выявление   их   положительных   и отрицательных   качеств,   влияющих   на   взаимоотношения   учащихся,   дают возможность изучить школьников. Социометрические   методы   позволяют   путем   постановки   косвенных 21 вопросов   выявить   взаимные   симпатии,   антипатии   или   безразличие   друг   к другу, установить, кто в классе пользуется наибольшим авторитетом, а кто – меньшим.   Не   всегда   это   можно   выявить   при   помощи   наблюдений,   бесед, анкет. Лучшие ученики иногда склонны недооценивать себя. Они проявляют излишнюю   скромность,   скрывают   свои   достоинства,   свое   отношение   к окружающим. Не всегда они могут заявить, кто из одноклассников им более симпатичен, а кто менее. С   помощью   социометрических   методов   можно   узнать   уровень общительности   отдельных   учащихся,   узнать,   кого   ребята   больше   всех уважают,   а   также   выявить   учеников,   к   которым   в   классе   относятся безразлично,   а   иногда   и   отрицательно.   Выявив   наиболее   уважаемых, популярных  учеников, педагог  может  потом опереться  на них при  выборе органов самоуправления, при организации какой­либо деятельности. Чаще   всего   социометрическими   методами   пользуются   педагогические работники, занимающиеся воспитанием школьников – классные руководители, воспитатели   групп   продленного   дня,   руководители   кружков,   секций. Результатами могут воспользоваться и учителя­предметники. Чтобы   выявить   реальные   отношения   между   учащимися   следует продумать   ряд   вопросов   и   задать   их   детям.   Например,   можно   спросить ученика:   с   кем   бы   он   хотел   сидеть   за   одной   партой;   с   кем   бы   он   хотел работать на пришкольном участке; к кому бы он пошел на день рождения; с кем   бы   он   пошел  в  поход.  Ученикам   предлагается   сделать   2 –  3  выбора. Например, предлагается написать на листе бумаги фамилию того, с кем бы ученик   хотел   работать   в   паре   на   уроке   труда   в   первую   очередь   (первый выбор).   Обычно   дети   называют   фамилию   тех,   с   кем   дружат,   кого   больше ценят.   Второй   выбор   делается   в   том   случае,   если   окажется   невозможным первый. То есть ученику предлагается написать фамилию того, с кем бы он хотел работать в паре, если ему не удастся объединиться с первым, названным им. В этом случае дети называют тех, кто им менее симпатичен. При третьем 22 выборе  называют  фамилию  ученика, если  нет  возможности   назвать   первых двух школьников. Некоторые   педагоги,   применяя   социометрические   методы   с   целью изучения   учащихся,   особенно   в   начальной   школе,   обыгрывают   ситуации, используют   иллюстрации,   продумывают   интересные   вопросы.   Например, ученикам раздаются листы бумаги с изображением разрезанного на 3 части торта   (и   пронумерованного).   Нужно   написать,   кто   из   учащихся   класса   в первую   очередь   (а   затем   во   вторую,   третью)   он   пригласил   бы   на   день рождения. Можно предложить ответить на вопрос: «Почему?». Признавая   педагогическую   ценность   социометрических   методов,   их объективность, следует указать и на некоторую их ограниченность. Они дают лишь   фотографию   сложившихся   взаимоотношений   учащихся.  Что   касается мотивов,   определяющих   взаимоотношения   учащихся,   то   их   при   помощи социометрических   методов   выявить   невозможно.   Нужны   дополнительные наблюдения, индивидуальные беседы, то есть применение других методов. Но, тем   не   менее,   использовать   их   целесообразно   для   того,   чтобы   получить информацию об учащихся. Рассмотрев основные методы и приемы изучения личности, можно сделать вывод о том, что их применение требует немало сил и времени. Педагог, прежде чем использовать тот или иной метод, должен сформулировать   цель,   продумать   вопросы   или   программу   изучения, зафиксировать полученные данные, обработать, проанализировать результаты, сделать   выводы,   наметить   пути   использования   результатов   изучения.   Зная индивидуальные   особенности   школьников,   педагогические   работники,   и   в первую   очередь   классные   руководители,   смогут   более   успешно   применять различные методы воздействия на них. 23 Заключение Личность   ученика   законодательно   определена   главной   ценностью образования.   Становление   личности   –   процесс   сложный.   Ему   свойственны взлеты   и   падения,   духовные   приобретения   и   потери.   Педагог   должен понимать,   что   имеет   дело   с   личностью,   которая   многое   не   знает   о   себе, находится в процессе развития, в поиске себя и смыслов своей жизни. Именно педагог   должен   помочь   ученику   разобраться   в   себе,   решить   жизненные проблемы. Но для этого необходимо глубоко изучить ребенка. Исследуя проблему изучения личности школьника, мы пришли к выводу, что   каждый   педагог   должен   знать   основные   принципы   изучения   личности; применяя   разнообразные   методы,   должен   вести   целенаправленную планомерную   работу   по   изучению   личности   школьника;   более   объективно оценивать   учащихся   и,   конечно   же,   планировать   работу   по   развитию корректировки личности. Методы   изучения,   предложенные   в   работе,   помогут   педагогическим работникам   найти   ключ   к   сердцу   ребенка.   При   правильном,   умелом использовании   методов,   учителя,   классные   руководители,   воспитатели, смогут   коснуться   детской   души,   найти   рациональные   пути   развития, становления личности.   Считаем,   что   педагогические   работники   должны   иметь   в   своей методической копилке диагностический материал, программы для изучения 24 личности,   умело   адаптировать   их,   учитывая   индивидуальные   и   возрастные особенности учащихся. Главное   помнить   педагогическое   правило:   хорошо   изучить   учеников  – значит облегчить воспитательную работу. Библиографический список 1.   Болдырев,   Н.И.   Методика   работы   классного   руководителя   /   Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение, 1998. – 141с. 2. Васильев, И.В. Методика изучения и воспитания личности / И.В. Васильев. – М.: Просвещение, 1998. – 180с. 3.   Воспитательный   процесс:   изучение   эффективности.   Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Изд. ТЦ Сфера, 2001. – 128с. 4. Воспитывать  анализируя / Под ред. С.А. Зазыкиного. – Псков: Изд. ТЦ Университет, 1999. – 124с. 5. Изучение личности школьника учителем / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: 25 Просвещение, 1997. – 96с. 6. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Просвещение, 1999. – 182с. 7. Маленкова, Л.И. Право и подросток / Л.И. Маленкова. – М.: ИнтелТех, 1996. – 127с. 8. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А.И. Кочетова. – Минск, 2000. – 112с. 9.  Ратанова,   Т.А.  Психодиагностические   методы   изучения   личности  /   Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта, ­ М.: Просвещение, 1998. – 157с. 10.   Ушинский,   К.Д.   Человек   как   предмет   воспитания   Педагогические сочинения / Составитель С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, том 5., 1990. – 528с. 11. Фридман, Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – 207с. 26 Приложен ие Приложение №1 27 ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» (для детей 9 – 12 лет) Составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой. Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3 – 4 классов. Ход   проведения.  Для   успешного   проведения   теста   необходима абсолютная   тишина,   анонимность   (возможно   лишь   указать   половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» ­ мальчик, «д» ­ девочка). Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его знаком *. 1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь? А) обойду, не потревожив; б) отодвину и пройду; в) смотря какое будет настроение. 2.   Ты   заметил   среди   гостей   невзрачную   девочку   (мальчика),   которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь? А) ничего, какое мое дело; б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства; в) подойду и непременно заговорю. 3.   Ты   опаздываешь   в   школу.   Видишь,   что   кому­то   стало   плохо.   Что   ты делаешь? А) тороплюсь в школу; б) если кто­то бросится на помощь, я тоже пойду; в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих … 4.   Твои   соседи   переезжают   на   новую   квартиру.   Они   старые.   Как   ты поступишь? А) предложу свою помощь; б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь; в) если попросит, я, конечно, помогу. 28 5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае? А) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами; б) ничего: жизнь вообще несправедлива; в) вступаюсь за обиженного. 6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь? А) они мои, раз я их нашел; б) завтра спрошу, кто их потерял; в) может быть, возьму себе. 7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь? А) на шпаргалки; б) на усталость учителя: авось, пропустит; в) на свои знания. 8.  Ты  пришел  на  уборку  школы  и  видишь,  что  все уже  трудятся. Что  ты предпримешь? А) поболтаюсь немного, потом видно будет; б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих; в) присоединюсь к кому­нибудь, стану работать с ним. 9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь? а) соглашусь с благодарностью; б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование; в) отказываюсь решительно. 10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь? а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет; б) выполняю, конечно; в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться. 11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь 29 ли ты кому­нибудь об этом? а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей; б) не знаю, как придется; в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо. 12.   Решается   вопрос,   кто   бы   мог   выполнить   полезную   для   твоего   класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь? А) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу; б) сижу и жду, когда кто­то назовет мою фамилию; в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться. 13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь? А) напомню о праве на отдых; б) делаю, раз надо; в) посмотрю, что скажут остальные. 14.   С   тобой   разговаривают   оскорбительным   тоном.   Как   ты   к   этому относишься? А) отвечаю тем же; б) не замечаю, это не имеет значения для меня; в) разрываю все отношения с этим человеком. 15. Ты узнал, что школу закрыли по каким­то причинам. Как ты реагируешь? А) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью; б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться; в) буду ждать новых сообщений. 16.   Что   ты   чувствуешь,   когда   на   твоих   глазах   хвалят   кого­то   из   твоих одноклассников? А) ужасно завидую, мне неудобно; б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства; в) мне все равно. 17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые 30 мальчики требуют отдать подарок им. Что ты делаешь? А) отдаю – здоровье дороже; б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет; в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними. 18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали? А) быстро начинаю скучать; б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома; в) не замечал. 19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь? А) отбираю интересное и приношу; б) ненужных книг у меня нет; в) если все принесут, я тоже кое­что отберу. 20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову? А) у этого человека был, конечно, свой личный интерес; б) человеку просто повезло прославиться; в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими. Большое спасибо за ответы! Обработка   полученных   данных.  Для   более   удобного   подсчета результатов выбранные ответы заносятся в таблицу. Номер вопроса а Буква ответа б в 1 2 3 Количество   выборов,   сделанных   школьниками   в   каждом   случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся. 31 Показателем,   свидетельствующим   о   достаточной   нравственной воспитанности   учащихся,   является   количество   выборов   от   10   и   более   в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20. Показателем,   свидетельствующим   о   некоторой   безнравственной ориентации,  эгоистической  позиции, является  количество   выборов  от 10  и более в следующих вариантах: Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20. Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19. Графа в. Сосчитать * на вопросы 11,12. Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений,   неустойчивом,   импульсивном   поведении,   является   оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается. 32 Приложение №2 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОТИВОВ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ  В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой. Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход   проведения.  Учащимся   предлагается   определить,   что   и   в   какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 – привлекает очень сильно; 2 – привлекает в значительной степени; 1 – привлекает слабо; 0 – не привлекает совсем. Что привлекает в деятельности: 1. Интересное дело. 2. Общение с разными людьми. 3. Помощь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность руководить другими. 8. Участие в делах своего коллектива. 33 9. Вероятность заслужить уважение товарищей. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка   и   интерпретация   результатов.  Для   определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12); в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11). Сравнение   средних   оценок   по   каждому   блоку   позволяет   определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности. 34 МЕТОДИКА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» Составлена И.М. Витковской. Приложение №3 Цель: выявление направленности интересов младших школьников. Ход   проведения.  На   уроке   труда   каждым   учеником   изготавливается цветок   со   съемными   лепестками.   Затем   учитель   предлагает   записать   на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы. Обработка и интерпретация результатов.  Анализ результатов удобно проводить, составив следующую таблицу: Фамилия, имя для себя для родных и для класса и для всех людей Желание Антонова Аня 3 близких 1, 2, 6 школы  4, 5 7 35 МЕТОДИКА «СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ» Подготовлена профессором Л.В. Байбородовой. Цель:  изучить   отношение   школьников   к   отдельным   предметам   и Приложение №4 учителям. Ход   проведения.  Школьникам   предлагается   составить   расписание самого благоприятного для них дня либо расписание занятий на всю неделю. Обработка   и   интерпретация   результатов.  При   обработке составленного   учащимися   расписания   на   неделю   выделяют   следующие рубрики: 1) число выборов уроков, совпадающее с фактическим расписанием; 2) число выборов уроков больше, чем в фактическом расписании; 3) число выборов   уроков   меньше,   чем   в   фактическом   расписании;   4)   отсутствие выборов уроков по данному предмету. 36 Приложение №5 ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ Составитель Румянцева Л. Цель: выявление положительных и отрицательных качеств у учащихся. Инструкция:  выпишите   (подчеркните)   в   левый   столбик   свои положительные качества, а в правый отрицательные. добрый                                                    злой смелый                                                    трусливый заботливый                                             невнимательный трудолюбивый                                       ленивый 37 честный                                                   лгун аккуратный                                             грязнуля дружелюбный                                         замкнутый берегу природу                                       не берегу природу веду ЗОЖ                                                не веду ЗОЖ помогаю людям                                      не помогаю людям уважаю честных, трудолюбивых,         не уважаю честных творческих людей                                   трудолюбивых, творческих людей люблю учиться                                        не люблю учиться люблю Родину                                         не люблю Родину люблю мастерить                                    не люблю мастерить Ключ:  количество   выборов   положительных   качеств   суммируется   и переводится по формуле:       Х   *   100  ,  где 15 – максимальное количество поло­                                          15         жительных ответов. АНКЕТА «МИР МОИХ УВЛЕЧЕНИЙ» Составитель: Иванова И.А. Приложение №6 Цель: выявить интересы, склонности детей. 1. Занимаешься ли ты в кружках, секциях? Каких? 2. Какие телевизионные передачи тебе нравятся?  музыкально­развлекательные;  познавательные; 38  информационные;  кинофильмы;  мультфильмы;  … 3. Какие книги любишь читать?  сказки;  стихи;  приключенческие произведения;  фантастические;  … 4. Какую музыку любишь слушать?  народную;  эстрадную;  джаз;  рок;  … 5. Есть ли животные в доме? Какие? 6. Нравиться ли тебе ухаживать за ними? АНКЕТА «МОТИВЫ УЧЕНИЯ. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ» Составитель: Семенович А.И. Приложение №7 Цель: выявить мотивы учения школьников. 1. С удовольствием ли ты ходишь в школу? А) да; 39 б) нет; в) не очень. 2. Какие оценки получаешь? А) «4» и «5»; б) «3» и «4»; в)  есть и «2». 3. Какой предмет самый любимый? А) математика;                    д) труд; б) русский язык;                 е) рисование; в) чтение;                            ж) музыка. Г) природоведение; 4. Как ты готовишь уроки? А) с удовольствием; б) с неохотой; в) только потому, что заставляет мама. 5. Какое настроение при встрече с учителем? А) радостное; б) равнодушное; в) плохое. 6. Как относишься к требованиям учителя? А) выполняю всегда; б) не выполняю; в) не всегда выполняю. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ОПРОС Приложение №8 Вариант 1. Цель:  выявить   симпатии   и   антипатии   по   отношению   к   своим 40 одноклассникам. Учащимся класса раздаются по 2 кружка: синий и красный. Задание: а) на красном кружке написать имя самого положительного ученика класса и указать его качества (например, добрый, умеет выслушать, трудолюбивый и т.д.) б) на синем кружке записать фамилии ребят, которые имеют отрицательные качества (перечислить их). При обработке результатов обратить внимание на то, какое количество детей называют фамилии учеников и какие качества ценят (или не ценят) в них. Вариант 2. Цель:  выявить   отношение   к   своим   одноклассникам,   приоритет положительных качеств в них. Учащимся класса раздать кораблики. Задание:  Если   бы   пришлось   отправиться   в   плавание   кого   из   своих одноклассников   взяли   бы?   (Можно   сделать   только   2   выбора)   Обоснуйте почему? Составитель: Васильева В.П. Приложение №9 41 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА Класс _______ школа ______200___учебный год. Составитель____________ п \ п №   , я м и   , я и л и м а Ф о в т с е ч т о   я и н е д ж о р д о г   , ц я с е м   , о л с и Ч я и н а т и п с о в   о г о н й е м е с   п и Т ь т с о м е а в е п с У я ь в о р о д з   е и н я о т с о С   а к и н е ч у   а в т с н и о т с о д   е ы н в о н с О и к т а т с о д е н   е ы н в о н с О я и н е м у   . ц е п с   , я и н е ч е л в у   , ы с е р е т н И и т с о н б о с о п с   е ы н н е ш ы в о П а к и н е ч у ы в и т о м     , е б е ч у к     е и н е ш о н т О я и ц и д у р э   , а р у т ь л у к   я а щ б О ь т с о н в и т к а   я а в о д у р Т е ы м е я н л о п ы В я и н е ч у р о п с   я и н е ш о н т о   , е в и т к е л л о к   в   е и н е ж о л о П и м а щ и р а в о т 1. 2. 42 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Приложение №10 1. Общие сведения о ребенке:  фамилия, имя, отчество;  дата рождения;  домашний адрес. 2. Сведения о семье:  члены семьи: отец, мать и другие члены семьи, проживающие вместе с учеником.   Год   рождения   каждого,   образование,   профессия,   место работы, занимаемая должность;  социально­демографические   условия   семьи:   многодетная,   неполная, больные родители или инвалиды;  материальные   или   жилищно­бытовые   условия:   низкооплачиваемые, малообеспеченные,   проживающие   в   плохих   жилищно­бытовых   и санитарногигиенических   условиях;   условия   проживания   ученика: наличие   отдельной   комнаты   или   угла,   отдельного   стола   или отсутствие постоянного места для занятий и т.д.;  характер   взаимоотношений   родителей   и   других   членов   семьи   с учеником:   «слепок»   обожания,   заботливость,   дружба,   доверие,   мелочная   опека, равноправие, самостоятельность, независимость, бесконтрольность и т.д.;   отчужденность,   полная  социально­психологические   условия:   неблагоприятный 43 психологический   климат   семьи,   педагогически   несостоятельные родители; эмоционально­конфликтные отношения в семье;  криминогенные   условия:   аморальный   образ   жизни   родителей, злоупотребление   алкоголем,   употребление   наркотиков,   социальный паразитизм, жестокое обращение с детьми. Выводы: выявление и учет детей и подростков:  оказавшихся   в   неблагоприятных   семейных   условиях,   угрожающих здоровью и развитию;  оставшихся без попечения родителей;  нуждающихся в материальной помощи;  временно нуждающихся в проживании отдельно от родителей;  проживающих в группах социального риска. 3. Здоровье школьника:  физическое развитие;  духовное развитие;  отклонения в развитии;  хронические заболевания. 4. Особенности личности школьника:  вступает ли в конфликтные отношения (если да, то редко или часто) с родителями, учениками, учителями;  характер общительности (отсутствует, избирательный);  проявление положительных качеств личности и форм поведения: ­ уважение к старшим; ­ внимательность, чуткость, доброта; ­ ­ скромность; трудолюбие; ­ добросовестность; ­ самоорганизованность; 44 самостоятельность; ­ ­ дисциплинированность; ­ другие качества.  Проявление отрицательных форм поведения: ­ грубость; ­ индивидуализм, эгоизм; ­ зазнайство, высокомерие; ­ легкомыслие, беспечность; ­ лживость; ­ упрямство; ­ жестокость; вредные привычки (курение, сквернословие); ­ ­ другие отрицательные качества.  Способность   к   выбору   самостоятельного   занятия.   Длительность проявления интереса к выбранному занятию. Выводы: выявление и учет детей с асоциальным поведением: ­ уклонение от учебы; ­ бродяжничество, попрошайничество; ­ деяния, содержащие признаки преступления; ­ правонарушения; ­ употребление спиртных напитков, наркотиков или психотропных веществ; ­ азартные игры и иные антиобщественные проявления. 5. Личность ученика в коллективе:  уровень притязаний (лидер, принятый, отверженный);  отношение   к   мнению   коллектива,   его   требованиям   и   критическим замечаниям (серьезное, равнодушное, враждебное);  отношение к общественным поручениям (выполняет с удовольствием, 45 равнодушно, не выполняет);  наличие друзей (их статус, интересы);  отношения   с   товарищами   (равные,   высокомерные,   надменные, воспитывающие и др.). 6. Отношение к учению:  отношение   к   учебным   предметам   (увлеченное,   заинтересованное, безразличное, отрицательное);  наличие особых способностей к изучаемым предметам;  уровень внимания (высокий, средний, низкий); способность удерживать внимание;  уровень развития мышления (низкий, средний, высокий);  выполнение   учебных   обязанностей   (обязательность,   аккуратность, исполнительность, регулярность, небрежность, не обязательность);  проявление   активности   на   уроке   (высокая,   средняя,   низкая, отсутствует);    отношение к   требованиям   учителей   (положительное, пассивноположительное, безразличное, агрессивное). Из материалов кафедры общей и социальной педагогики 46 ПСИХОЛОГО­ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ Школа_________   Класс   __________   Фамилия,   имя Приложение №11 _______________________ Инструкция к заполнению: нужное обвести. 1. Индивидуально­психологические особенности Темперамент:  реактивность (повышенная, малая);  активность (повышенная, пониженная);  пластичность;  темп психической реакции (быстрый, замедленный);  сензитивность (высокая, низкая);  эмоциональная возбудимость (повышенная, пониженная); 47  экстраверт – интраверт. Характерные особенности личности школьника:  дисциплинирован, не дисциплинирован;  конфликтует со сверстниками – не конфликтует;  конфликтует с учителями – не конфликтует;  агрессивное поведение – спокойное, доброжелательное поведение;  педантизм – отсутствие педантизма;  трудно воспитуем – легко поддается воспитанию;  завышенная самооценка – заниженная самооценка. 2. Ведущие потребности Степень социальной значимости Метод незаконченных предложений: Я хочу_________________________ Я люблю _______________________ Я буду _________________________ 3. Деятельность А. Учение  Сильный ученик – слабый;  учится с интересом – учебой не интересуется;  много читает – мало читает;  высокие интеллектуальные способности – низкие;  учение связано с будущей профессией – не связано. Б. Склонности и интересы  Интересы: __________________________________  Склонности: ________________________________  Хорошие организаторские способности – отсутствие организаторских способностей 4. Общение 48 А. В школе  Популярен – не популярен;  недругов нет – многие его недолюбливают;  любит быть на людях – замкнут;  высокий социальный статус – низкий;  общителен – робок, застенчив;  ориентация на собственное мнение – озабочен мнением окружающих;  дурно влияет на учеников – опора педагога. Б. В семье  Атмосфера теплая – конфликтная;  отношения доверительные – отчуждение;  жестокий контроль – слабый контроль;  самостоятельность ограничена – большая самостоятельность;  родители охотно сотрудничают со школой – находятся в противоречии. 5. Общие выводы и рекомендации:  учащемуся по самовоспитанию;  классному руководителю по развитию личности учащегося;  родителям по семейному воспитанию. 49

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника

Методы изучения личности школьника