Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Оценка 4.6

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
30.01.2018
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается и учебной деятельности, которая будет успешной при условии положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного интереса в, потребности в получении знаний, чувство долга и ответственности. В психологии понятие «мотив» означает конкретное побуждение, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Мотивация деятельности тесно связана с ее стимулированием, то есть процессом побуждения к действию.
Логинова.docx
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся.  (Слайд 1) Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается   и   учебной   деятельности,   которая   будет   успешной   при   условии положительного   отношения   ученика   к   обучению,   наличии   познавательного интереса   в,   потребности   в   получении   знаний,   чувство   долга   и ответственности. (Слайд 2) В   психологии   понятие   «мотив»   означает   конкретное   побуждение, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как   отношение   ученика   к   предмету   деятельности,   направленность   на   эту деятельность.  Мотивация деятельности тесно связана с ее стимулированием, то есть процессом побуждения к действию. (Слайд 3) В зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания мотивы учения делятся на внутренние и внешние. Внутренние мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и ее   процессом   (познавательный   интерес,   потребность   в   интеллектуальной активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.)  Внешние мотивы характеризуют взаимодействие личности с внешней средой (требования, намеки, указания и т.п.) (Слайд 4) Согласно   этой   классификации   мотивов   методы   стимулирования учебной деятельности условно делят на подгруппы:   методы формирования познавательного интереса  методы   формирования   чувства   долга   и   ответственности   в обучении. Одним   из   наиболее   интересных   методов   стимулирования   обучения   я считаю дидактические игры.  (Слайд 5) Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся   наличием   правил,   фиксированной   структуры   игровой деятельности   и  системы  оценивания,  один   из методов   активного   обучения. Дидактическая   игра   –   это   такая   коллективная,   целенаправленная   учебная деятельность,   когда   каждый   участник   и   команда   в   целом   объединены решением   главной   задачи   и   ориентируют   своё   поведение   на   выигрыш. Дидактическая   игра   –   это   активная   и(или)   интерактивная   учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Очень   многого   можно   достичь   с   помощью   дидактических   игр.   Они способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации умственной   деятельности.   Я   стараюсь   активно   использовать   их   на   своих уроках. (Слайд 6) Дидактические игры классифицируют на:  ролевые   деловые  организационно­деятельностные  компьютерные. В   ролевых   играх   учащиеся   играют   сказочных,   фантастических персонажей. При этом происходит обогащение их представлений о трудовых, профессиональных   или   личностных   взаимоотношениях   с   другими   людьми, подготовка   к   реальным   жизненным   ситуациям.   Ролевые   игры   помогают решать   проблему   мотивации   в   обучении.   Важное   значение   ролевой   игры заключается   также   в   преодолении   внутренних   конфликтов,   реализации психотерапевтической функции. Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в различных   производственных   ситуациях,   организованных   по   определенным правилам.   В   таких   условиях   действия   учащихся   приобретают   качества поступков, формируют социальные черты и характер будущей личности. (Слайд 7) Деловые игры классифицируют на:  учебные  производственные  педагогические. Обучающие   игры   позволяют   установить   в   обучении   предметный   и социальный   контексты   будущей   профессиональной   деятельности   и   таким образом   смоделировать   более   адекватные   по   сравнению   с   традиционным обучением условия формирования личности. Основная   цель   производственных   деловых   игр   ­   повышение квалификации   работников   управленческих   аппаратов,   предприятий   и организаций. Педагогические   игры   направлены   на   развитие   профессионально­ личностных   качеств   педагога,   умение   работать   в   реальных   условиях, совершенствовать свои знания и умения в области методике преподавания. Организационно­деятельностные   игры   обычно   используют   для задач   личностного   самоопределения   в оптимального   решения   профессиональных ситуациях. Компьютерные дидактические игры используют для изучения русского языка и литературы с помощью компьютерных программ. Наиболее интересным, на мой взгляд, является метод ролевой игры. По мере возможности я стараюсь его использовать на своих уроках. (Слайд 8) Как нам всем известно, ролевые дидактические игры делятся на:  имитационные ролевые  игры  ситуационной ролевые  игры  инсценированныеролевые  игры. (Слайд 9) Имитационные   игры  –   это   игры,   направленные   на   имитацию определенного профессионального действия. Например,   путешествие   в   исторический   музей   (при   изучении   имени существительного) или в картинную галерею (имя прилагательное). Урок в виде   ученого   совета   («Повторение   знаний   об   имени   существительном»), заседания суда (Повторение темы «Вид и наклонение глаголов»), путешествия («Плавание   по   океану   Лексика»)   Данные   виды   урока­игры   можно использовать   после   изученного   раздела.   Они   помогают   повторить   и систематизировать материал. (Слайд 10) Ситуационные   ролевые   игры  –   это   игры,   связанные   с   решением какой­либо   узкой,  конкретной  проблемы ­  игровой   ситуации   и  осознанием проблемной ситуации индивидуально, в группах и между группами. Например   при   изучении   темы   «Гласные   в   приставках   пре­   и   при­» можно   провести   такой   занимательный   урок:   в   гости   к   ребятам   приходят приставки пре­ и при­.  (Слайд 11) Ролевые   театрализованные   игры    связаны   с   привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и обобщении   программного   материала.   Уроки   с   ролевой   театрализованной игрой   привлекательны   тем,   что   вносят   в   ученические   будни   атмосферу праздника,   приподнятое   настроение,   позволяют   ребятам   проявить   свою инициативу,   способствуют   выработке   у   них   чувства   взаимопомощи, коммуникативных умений. (Слайд 12) Уроки с ролевой театрализованной игрой делятся на 2 подвида:  урок – театрализованная игра   урок с элементами театрализации.                  Театрализованные игры неудобно пользовать по причине долгой и трудоемкой   подготовки.   Но,   я   считаю,   что   доя   заключительного   урока   в учебном   году   этот  вид   дидактической   игры   подходит  как   нельзя   лучше.У учащихся   развиваются   и   воспитываются   такие   необходимые   качества   как активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творческий подход к делу. Ролевая   игра   сплачивает   коллектив,   дает   радость   общения   с одноклассниками,     возможность   ориентироваться   в   реальных   жизненных ситуациях, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. Последователям   данного   опыта   необходимо   учитывать   недостатки   и преимущества ролевой игры. (Слайд 13)  Преимущества:  Вызывает интерес к предмету.  Делает процесс обучения занимательным.  Организует работу на творческо­поисковом уровне.  Объединяет эмоциональный и рациональный виды деятельности.  Дает мощный стимул в обучении.  Способствует   быстрому   и   активному   возбуждению познавательного интереса.  Активизирует   психологические   процессы   участников   игровой деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.  Создает условия для развития творчества ребенка.  Способствует глубоким знаниям.  Выполняет воспитательную функцию.  Служит   практикой   для   использования   знаний,   полученных   на уроке и во внеурочное время. (Слайд 14) Недостатки:  Невозможно постоянно использовать.  Занимает весь урок, иногда сдвоенный.  Предшествует большая предварительная подготовка.  Необходимость постоянно контролировать дисциплину.  Проблема сохранения научного похода.  Проблема объективного выставления отметок.  Непредсказуемость.  Регламент заданий.   Используя ролевую игру как средство, формирующее и развивающее интерес   к   предмету,   необходимо   соблюдать   основные   требования   к организации ее на уроках:  четко определять цели и содержание игры,  учитывать   индивидуально­психологические     особенности   учащихся   и уровень их языковой подготовки,  продумывать ход игры,  проводить индивидуальную и групповую работу с детьми над ролью,  анализировать   игру,   отмечая   положительное   при   всех,   недостатки   с каждым отдельно в корректной форме. В заключение хотелось бы сказать, что особенно эффективен метод ролевой игры в 5 классе. Он ускоряет адаптацию обучающихся 5 класса к новым   условиям,   снимает   напряжение,   помогает   формировать   навыки учебной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к предмету, оказывает   эмоциональное   воздействие   на   детей,   благодаря   чему   у   них формируются более прочные и глубокие знания.

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2018