Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
30.01.2018
Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это касается и учебной деятельности, которая будет успешной при условии положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного интереса в, потребности в получении знаний, чувство долга и ответственности.
В психологии понятие «мотив» означает конкретное побуждение, причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Мотивация деятельности тесно связана с ее стимулированием, то есть процессом побуждения к действию.
Логинова.docx
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся.
(Слайд 1)
Любая деятельность предполагает наличие компонента мотивации. Это
касается и учебной деятельности, которая будет успешной при условии
положительного отношения ученика к обучению, наличии познавательного
интереса в, потребности в получении знаний, чувство долга и
ответственности.
(Слайд 2)
В психологии понятие «мотив» означает конкретное побуждение,
причину, требует действия, поступков, поэтому мотивы учения определяют
как отношение ученика к предмету деятельности, направленность на эту
деятельность. Мотивация деятельности тесно связана с ее стимулированием,
то есть процессом побуждения к действию.
(Слайд 3)
В зависимости от отношения к учебной деятельности, ее содержания
мотивы учения делятся на внутренние и внешние.
Внутренние мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и
ее процессом (познавательный интерес, потребность в интеллектуальной
активности, стремление достичь лучшего результата и т.п.)
Внешние мотивы характеризуют взаимодействие личности с внешней
средой (требования, намеки, указания и т.п.)
(Слайд 4)
Согласно этой классификации мотивов методы стимулирования
учебной деятельности условно делят на подгруппы:
методы формирования познавательного интереса
методы формирования чувства долга и ответственности в
обучении. Одним из наиболее интересных методов стимулирования обучения я
считаю дидактические игры.
(Слайд 5)
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде
учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой
деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная
деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены
решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Дидактическая игра – это активная и(или) интерактивная учебная
деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений,
процессов.
Очень многого можно достичь с помощью дидактических игр. Они
способствуют созданию проблемных ситуаций, обмена знаниями, организации
умственной деятельности. Я стараюсь активно использовать их на своих
уроках.
(Слайд 6)
Дидактические игры классифицируют на:
ролевые
деловые
организационнодеятельностные
компьютерные.
В ролевых играх учащиеся играют сказочных, фантастических
персонажей. При этом происходит обогащение их представлений о трудовых,
профессиональных или личностных взаимоотношениях с другими людьми,
подготовка к реальным жизненным ситуациям. Ролевые игры помогают
решать проблему мотивации в обучении. Важное значение ролевой игры заключается также в преодолении внутренних конфликтов, реализации
психотерапевтической функции.
Деловая игра состоит в имитации принятия управленческих решений в
различных производственных ситуациях, организованных по определенным
правилам. В таких условиях действия учащихся приобретают качества
поступков, формируют социальные черты и характер будущей личности.
(Слайд 7)
Деловые игры классифицируют на:
учебные
производственные
педагогические.
Обучающие игры позволяют установить в обучении предметный и
социальный контексты будущей профессиональной деятельности и таким
образом смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным
обучением условия формирования личности.
Основная цель производственных деловых игр повышение
квалификации работников управленческих аппаратов, предприятий и
организаций.
Педагогические игры направлены на развитие профессионально
личностных качеств педагога, умение работать в реальных условиях,
совершенствовать свои знания и умения в области методике преподавания.
Организационнодеятельностные игры обычно используют для
задач личностного самоопределения в
оптимального решения
профессиональных ситуациях.
Компьютерные дидактические игры используют для изучения русского
языка и литературы с помощью компьютерных программ.
Наиболее интересным, на мой взгляд, является метод ролевой игры. По
мере возможности я стараюсь его использовать на своих уроках.
(Слайд 8) Как нам всем известно, ролевые дидактические игры делятся на:
имитационные ролевые игры
ситуационной ролевые игры
инсценированныеролевые игры.
(Слайд 9)
Имитационные игры – это игры, направленные на имитацию
определенного профессионального действия.
Например, путешествие в исторический музей (при изучении имени
существительного) или в картинную галерею (имя прилагательное). Урок в
виде ученого совета («Повторение знаний об имени существительном»),
заседания суда (Повторение темы «Вид и наклонение глаголов»), путешествия
(«Плавание по океану Лексика») Данные виды урокаигры можно
использовать после изученного раздела. Они помогают повторить и
систематизировать материал.
(Слайд 10)
Ситуационные ролевые игры – это игры, связанные с решением
какойлибо узкой, конкретной проблемы игровой ситуации и осознанием
проблемной ситуации индивидуально, в группах и между группами.
Например при изучении темы «Гласные в приставках пре и при»
можно провести такой занимательный урок: в гости к ребятам приходят
приставки пре и при.
(Слайд 11)
Ролевые театрализованные игры
связаны с привлечением
театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении и
обобщении программного материала. Уроки с ролевой театрализованной
игрой привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу
праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою
инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи,
коммуникативных умений. (Слайд 12)
Уроки с ролевой театрализованной игрой делятся на 2 подвида:
урок – театрализованная игра
урок с элементами театрализации.
Театрализованные игры неудобно пользовать по причине долгой и
трудоемкой подготовки. Но, я считаю, что доя заключительного урока в
учебном году этот вид дидактической игры подходит как нельзя лучше.У
учащихся развиваются и воспитываются такие необходимые качества как
активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творческий
подход к делу.
Ролевая игра сплачивает коллектив, дает радость общения с
одноклассниками, возможность ориентироваться в реальных жизненных
ситуациях, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность
в выполнении поставленной цели.
Последователям данного опыта необходимо учитывать недостатки и
преимущества ролевой игры.
(Слайд 13)
Преимущества:
Вызывает интерес к предмету.
Делает процесс обучения занимательным.
Организует работу на творческопоисковом уровне.
Объединяет эмоциональный и рациональный виды деятельности.
Дает мощный стимул в обучении.
Способствует быстрому и активному возбуждению
познавательного интереса.
Активизирует психологические процессы участников игровой
деятельности: внимание, запоминание, восприятие, мышление.
Создает условия для развития творчества ребенка.
Способствует глубоким знаниям.
Выполняет воспитательную функцию.
Служит практикой для использования знаний, полученных на
уроке и во внеурочное время. (Слайд 14)
Недостатки:
Невозможно постоянно использовать.
Занимает весь урок, иногда сдвоенный.
Предшествует большая предварительная подготовка.
Необходимость постоянно контролировать дисциплину.
Проблема сохранения научного похода.
Проблема объективного выставления отметок.
Непредсказуемость.
Регламент заданий.
Используя ролевую игру как средство, формирующее и развивающее
интерес к предмету, необходимо соблюдать основные требования к
организации ее на уроках:
четко определять цели и содержание игры,
учитывать индивидуальнопсихологические особенности учащихся и
уровень их языковой подготовки,
продумывать ход игры,
проводить индивидуальную и групповую работу с детьми над ролью,
анализировать игру, отмечая положительное при всех, недостатки с
каждым отдельно в корректной форме.
В заключение хотелось бы сказать, что особенно эффективен метод
ролевой игры в 5 классе. Он ускоряет адаптацию обучающихся 5 класса к
новым условиям, снимает напряжение, помогает формировать навыки
учебной деятельности. Игра формирует устойчивый интерес к предмету,
оказывает эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них
формируются более прочные и глубокие знания.
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.