По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополни-тельного образования детей имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и под-ростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типов и видов учебных занятий.
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 2
Методического совета
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Станция юных техников» муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
от 24.11.2016 г.
Тема: Методы организации занятий в системе дополнительного образования
Повестка дня:
1. Методы организации занятий в системе УДО докладчик педагог
дополнительного образования Козлова Любовь Владимировна.
Доклад «Методы организации занятий в системе УДО»
По своей специфике образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т. е.
направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и
способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и
подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета,
направления образовательной деятельности, возможностей материально
технической базы, типов и видов учебных занятий.
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно
изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого
решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых.
Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в
себя такие элементы, как планирование, организация, стимулирование,
текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все
эти элементы присущи деятельности педагога. Дополнительное образование
детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику,
обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности,
который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие
по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой
деятельности. При этом на первый взгляд может показаться, что в сфере
дополнительного образования детей все осталось попрежнему, лишь
добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование
сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально
психологические ресурсы для ее развития. Современная стратегия
учреждения дополнительного образования детей базируется на образе
современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию,
самовыражению и самоорганизации жизни. Цель данных рекомендаций
оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в
организации образовательного процесса в учреждении дополнительногообразования. Планирование своей деятельности педагог осуществляет
посредством разработки учебной документации, которая в свою очередь
помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное
время, эффективно отслеживать результаты. Учебное занятие – основной
элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования
существенно меняется форма его организации.Главное – не сообщение знаний,
а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск
знаний и общение. Педагоги дополнительного образования (как имеющие
специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто
испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его
типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.
Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не
готовые к систематической деятельности по подготовке учебного занятия.
Знание видов и особенностей учебных занятий поможет сформировать
потребность и умения правильно моделировать занятие, совершенствовать
свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.
Типы занятий:
сообщения новых знаний, комбинированные;
закрепления, обобщающего повторения;
занятиялекции, беседы, семинары, экскурсии, самостоятельные работы,
занятиявариации;
применения, коррекции и контроля знаний, умений, навыков и др.
Виды занятий:
заочное путешествие во времени и пространстве;
лекция;
работа с литературой;
деловая игра;
учебное занятие в мастерской;
практическая работа;
встреча с интересными людьми;
выставка; конкурс;
творческий портрет;
импровизация;
образ по сценарию со специальной подготовкой; праздник; эксперимент;
играпутешествие; играсказка; другие.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на
занятиях:
семинар;
диспут; обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
конференция;
чтения (литературные, исторические, научные);
защита (проекта, программы, реферата);
олимпиада;
турнир;
викторина;
аукцион знаний;
мозговая атака;
брейнринг;
КВН;
устный журнал;
встреча со специалистами, учеными, авторами;
прессконференция;
час вопросов и ответов;
конкурс, смотр знаний и умений;
эстафета;
познавательные игры, интеллектуальный марафон, дебаты.
Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУ ДО:
репродуктивный;
словесные методы обучения;
работа с книгой;
методы практической работы;
метод наблюдения;
исследовательские методы;
метод проблемного обучения;
метод программированного обучения;
проектноконструкторский метод;
метод игры;
наглядный метод обучения;
использование на занятиях: средств искусства, активных форм
познавательной деятельности, психологических и социологических методов и
приемов.
Методы практикоориентированной деятельности:
упражнения; тренинг; тренировка; репетиция.
письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат.
Словесные методы обучения:
лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация.
Графические работы:
составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;
работа с картами, схемами.Метод наблюдения:
запись наблюдений;
зарисовка, рисунки ;
запись на магнитную ленту звуков, голосов, сигналов;
фотовидео съемка; проведение замеров.
Исследовательские методы:
проведение опытов; лабораторные занятия;
эксперименты;
опытническая работа на участке.
Методы проблемного обучения:
проблемное изложение материала: анализ истории научного изучения
проблемы, выделение противоречий данной проблемы;
эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;
объяснение основных понятий, определений, терминов;
создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;
самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы
обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;
самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему;
поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).
Методы программированного обучения:
объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал
обучающиеся изучают самостоятельно;
самостоятельное изучение определенной части учебного материала.
Проектные и проектноконструкторские методы:
разработка проектов, программ; построение гипотез;
моделирование ситуаций;
создание новых способов решения задачи;
создание модели, конструкций, конструирования игр, конструирование из
бумаги;
создание творческих работ, литературных произведений;
разработка сценариевспектаклей, праздников;
художественное конструирование;
создание произведений декоративноприкладного искусства;
проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.
Метод игры:
игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные
и.т.д.;
игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения;
играконкурс, играпутешествие, ролевая игра, деловая игра; настольные, электротехнические, компьютерные игры, игрыконструкторы.
Наглядный метод обучения:
наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы,
схемы, чертежи, графики;
демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы;
демонстрационные опыты; видеоматериалы.
Проведение занятий с использование средств искусства:
изобразительное искусство;
декоративноприкладное искусство;
литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и
телевидение.
Психологические и социологические методы и приемы, используемые при
проведении занятий:
анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование;
психологические тесты;
создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное
окружение);
психологический театр; деловая игра.Заключение
Рекомендации помогут повысить результативность занятия. Включить
детей в творческую деятельность. Организовать работу с молодыми
педагогами.
Совершенствовать профессионализм педагоговстажистов.
Систематизировать положительный опыт деятельности педагогов
дополнительного образования. Моделировать нетрадиционные формы
занятий.Список рекомендуемых источников и литературы
1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития
образования в России от традиционной педагогики к педагогике развития
[Текст] /А. Г. Асмолов // Внешкольник, 1997, № 9.
2. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.:
Педагогический поиск, 1999.
3. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика [Текст] / И. П Подласый.. – М.:
Народное образование, 2003. – 495с.
4. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую
деятельность [Текст] / Г. Б. Скок.– М.: Издво Педагогического общества
России, 2001. – 100с.
5. Тучкова, Т.У. Урок как показатель грамотности и мастерства учителя
[Текст] / Т.У. Тучкова. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.
6. Методические рекомендации «Программнометодическое обеспечение»
[Электронный ресурс] Режим доступа: http: //nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe
obrazovanie . Загл. с экрана.
7. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей
[Электронный ресурс] Режим доступа: http: // alekscdt.narod.ru. Загл. с
экрана