Методы организации занятий в системе дополнительного образования
Оценка 5

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Оценка 5
Педсоветы
docx
классное руководство +1
Взрослым
03.04.2018
Методы организации занятий в системе дополнительного образования
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополни-тельного образования детей имеет развивающий характер, т. е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и под-ростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типов и видов учебных занятий.
Доклад на тему.docx
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № 2  Методического совета   муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  «Станция юных техников» муниципального района Иглинский район  Республики Башкортостан от 24.11.2016 г. Тема: Методы организации занятий в системе дополнительного образования Повестка дня: 1. Методы организации занятий в системе УДО докладчик  педагог  дополнительного образования Козлова Любовь Владимировна. Доклад «Методы организации занятий в системе УДО»                       По   своей   специфике   образовательный   процесс   в   учреждении дополнительного   образования   детей   имеет   развивающий   характер,   т.   е. направлен на развитие природных задатков детей, реализацию их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся,   возрастных   и   психофизиологических   особенностей   детей   и подростков;   с   учетом   специфики   изучения   данного   учебного   предмета, направления   образовательной   деятельности,   возможностей   материально­ технической базы, типов и видов учебных занятий. Образовательный   процесс   –   это   целенаправленное,   последовательно изменяющееся   взаимодействие   педагога   и   воспитанников,   в   ходе   которого решаются   задачи   образования,   воспитания   и   общего   развития   обучаемых. Образовательный процесс – процесс управляемый, следовательно, включает в себя   такие   элементы,   как   планирование,   организация,   стимулирование, текущий контроль, регулирование деятельности и анализ её результатов. Все эти элементы присущи деятельности педагога. Дополнительное образование детей,   самостоятельно   вырабатывая   новую   педагогическую   тактику, обеспечивает   такой   спектр   методов   и   форм   осуществления   деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.  При   этом   на   первый   взгляд   может   показаться,  что   в   сфере дополнительного   образования   детей   все   осталось   по­прежнему,   лишь добавились некоторые новые его формы. В действительности же образование сегодня ставит во главу угла личность ребенка и стремится найти социально­ психологические   ресурсы   для   ее   развития.   Современная   стратегия учреждения   дополнительного   образования   детей   базируется   на   образе современной личности, способной к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению   и   самоорганизации   жизни.   Цель   данных   рекомендаций оказание   методической   помощи   педагогам   дополнительного   образования   в организации   образовательного   процесса   в   учреждении   дополнительного образования.   Планирование   своей   деятельности   педагог   осуществляет посредством   разработки   учебной   документации,   которая   в   свою   очередь помогает грамотно организовать занятия, рационально использовать учебное время,   эффективно   отслеживать   результаты.   Учебное   занятие   –   основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации.Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний   и   общение.   Педагоги   дополнительного   образования   (как   имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания  каждого  этапа, самоанализе  деятельности. Особенно часто с этими трудностями сталкиваются начинающие педагоги, не готовые   к   систематической   деятельности   по   подготовке   учебного   занятия. Знание   видов   и   особенностей   учебных   занятий   поможет   сформировать потребность   и   умения   правильно   моделировать   занятие,   совершенствовать свои конструктивные, методические знания, умения и навыки.            Типы занятий:     ­ сообщения новых знаний, комбинированные;  ­ закрепления, обобщающего повторения;  ­ занятия­лекции, беседы, семинары,  экскурсии, самостоятельные работы,  занятия­вариации;  ­ применения, коррекции и контроля знаний, умений, навыков и др.            Виды занятий:  ­ заочное путешествие во времени и пространстве;  ­ лекция;  ­ работа с литературой;  ­ деловая игра;  ­ учебное занятие в мастерской;  ­ практическая работа;  ­ встреча с интересными людьми;  ­ выставка; конкурс;  ­ творческий портрет;  ­ импровизация;  ­ образ по сценарию со специальной подготовкой; праздник; эксперимент;  игра­путешествие; игра­сказка; другие.             Активные формы познавательной деятельности, используемые на  занятиях:  ­ семинар;  ­ диспут; ­ обсуждение сообщений, докладов, рефератов;  ­ конференция;  ­ чтения (литературные, исторические, научные);  ­ защита (проекта, программы, реферата);  ­ олимпиада;  ­ турнир;  ­ викторина;  ­ аукцион знаний;  ­  мозговая атака;  ­ брейн­ринг;  ­ КВН;  ­ устный журнал;  ­ встреча со специалистами, учеными, авторами;  ­ пресс­конференция;  ­ час вопросов и ответов;  ­ конкурс, смотр знаний и умений;  ­ эстафета;  ­  познавательные игры, интеллектуальный марафон, дебаты.     Методы организации занятия в детском творческом объединении в ОУ ДО:    ­ репродуктивный;   ­ словесные методы обучения; ­ работа с книгой; ­ методы практической работы; ­ метод наблюдения; ­ исследовательские методы; ­ метод проблемного обучения; ­ метод программированного обучения; ­ проектно­конструкторский метод; ­ метод игры; ­ наглядный метод обучения; ­ использование на занятиях: средств искусства, активных форм  познавательной деятельности, психологических и социологических методов и  приемов.             Методы практико­ориентированной деятельности:  ­ упражнения; тренинг; тренировка; репетиция.  ­ письменные работы: конспект; выписка; составление докладов; реферат.            Словесные методы обучения:  лекция; объяснение; рассказ; чтение; беседа; диалог; консультация.            Графические работы:  ­ составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей;  ­ работа с картами, схемами. Метод наблюдения: ­ запись наблюдений; ­ зарисовка, рисунки ; ­  запись на магнитную ленту звуков, голосов,  сигналов; ­ фото­видео съемка; проведение замеров.           Исследовательские методы: ­ проведение опытов; лабораторные занятия; ­ эксперименты; ­ опытническая работа на участке.        Методы проблемного обучения:       ­   проблемное   изложение   материала:   анализ   истории   научного   изучения проблемы, выделение противоречий данной проблемы;  ­ эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;  ­ объяснение основных понятий, определений, терминов;  ­ создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса;   ­   самостоятельная   постановка,   формулировка   и   решение   проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств;  ­ самостоятельный поиск ответов обучающимися на поставленную проблему;  ­ поиск ответов с использованием «опор» (опорных таблиц, алгоритмов).             Методы программированного обучения: ­ объяснение ключевых вопросов программы обучения, остальной материал  обучающиеся изучают самостоятельно;  ­ самостоятельное изучение определенной части учебного материала.            Проектные и проектно­конструкторские методы: ­ разработка проектов, программ; построение гипотез; ­ моделирование ситуаций; ­ создание новых способов решения задачи;   ­ создание модели, конструкций, конструирования игр, конструирование из  бумаги; ­ создание творческих работ, литературных произведений; ­ разработка сценариев­спектаклей, праздников; ­ художественное конструирование; ­ создание произведений декоративно­прикладного искусства;   ­ проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.              Метод игры: ­ игры; дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные  и.т.д.; ­ игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; ­ игра­конкурс, игра­путешествие, ролевая игра, деловая игра; ­ настольные, электротехнические, компьютерные игры, игры­конструкторы.      Наглядный метод обучения: ­ наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы,  схемы, чертежи, графики; ­ демонстрационные материалы: модели, приборы, предметы; ­ демонстрационные опыты; видеоматериалы.     Проведение занятий с использование средств искусства: ­ изобразительное искусство; ­ декоративно­прикладное искусство; ­ литература; музыка; хореография; пантомима; театр; кино; радио и  телевидение.       Психологические и социологические методы и приемы, используемые при  проведении занятий: ­ анкетирование: разработка, проведение и анализ анкеты, интервьюирование; ­ психологические тесты; ­ создание и решение различных ситуаций (психология общения, социальное  окружение); ­ психологический театр; деловая игра. Заключение Рекомендации   помогут   повысить   результативность   занятия.   Включить детей   в   творческую   деятельность.   Организовать   работу   с   молодыми педагогами.   Совершенствовать   профессионализм   педагогов­стажистов. Систематизировать   положительный   опыт   деятельности   педагогов дополнительного   образования.   Моделировать   нетрадиционные   формы занятий. Список рекомендуемых источников и литературы 1. Асмолов, А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования   в   России   от   традиционной   педагогики   к   педагогике   развития [Текст] /А. Г. Асмолов // ­ Внешкольник, 1997, № 9.  2. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст] / Ю. А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 1999.  3. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика [Текст] / И. П Подласый.. – М.: Народное образование, 2003. – 495с.  4.   Скок,   Г.   Б.   Как   проанализировать   собственную   педагогическую деятельность  [Текст] / Г. Б. Скок.– М.: Изд­во  Педагогического общества России, 2001. – 100с.  5.   Тучкова,   Т.У.   Урок   как   показатель   грамотности   и   мастерства   учителя [Текст] / Т.У. Тучкова. – М.: ЦГЛ, АПК и ПРО, 2003.  6.   Методические   рекомендации   «Программно­методическое   обеспечение» [Электронный ресурс] ­ Режим доступа: http: //nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe ­obrazovanie . ­ Загл. с экрана.  7.   Учебное   занятие   в   учреждении   дополнительного   образования   детей [Электронный   ресурс]   ­   Режим   доступа:   http:   //   alekscdt.narod.ru.  ­   Загл.   с экрана

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования

Методы организации занятий в системе дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018