Данный методический материал (презентация лекции) разработан как лекция для студентов педколледжа по учебной дисциплине "Педагоги.ка". В презентации представлена классификация методов педагогических исследований, структура, логика и этапы их проведения.Завершает презентацию рефлексия и задание для обучающихся Практическая направленность данной методической разработки: для учителей материал может быть полезен в качестве проведения исследований при подготовке к педсовету, педконсилиуму, к родительскому собранию, в организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися и т.д.В презентации представлена классификация методов педагогических исследований, структура, логика и этапы их проведения.Завершает презентацию рефлексия и задание для обучающихся
Методы педисследований.pptx
Методы педагогических исследований
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Педагогика
МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Автор: Семенова Л.И., преподаватель
высшей категории Архангельского
педагогического колледжа
Архангельск 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»Педагогика МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙАвтор: Семенова Л.И., преподаватель высшей категории Архангельского педагогического колледжаАрхангельск 2018
Методы педагогических исследований
Общенаучные методы исследований
общетеоретические: социальнопсихологические:
• абстракция и конкретизация социометрия
• анализ и синтез тестирование
• сравнение тренинг
• противопоставление
• индукция и дедукция математические:
социологические: ранжирование
• анкетирование шкалирование
• интервьюирование индексирование (расчет
• экспертные опросы ный показатель)
• рейтинг корреляция
Общенаучные методы исследований общетеоретические: социальнопсихологические:• абстракция и конкретизация социометрия• анализ и синтез тестирование• сравнение тренинг• противопоставление • индукция и дедукция математические: социологические: ранжирование• анкетирование шкалирование • интервьюирование индексирование (расчет• экспертные опросы ный показатель)•рейтинг корреляция
Методы педагогических исследований
Конкретнонаучные теоретические
• анализ литературы, архивных материалов,
документации и продуктов деятельности
• анализ понятийнотерминологической системы
• аналогий, основанных на общности
фундаментальных законов диалектики для
процессов различной природы
• построение гипотез
• построение мыслительного эксперимента
• прогнозирования
• моделирования
Конкретнонаучные теоретические• анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности • анализ понятийнотерминологической системы• аналогий, основанных на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы• построение гипотез• построение мыслительного эксперимента• прогнозирования• моделирования
Методы педагогических исследований
Конкретнонаучные эмпирические
• наблюдения (полевые и лабораторные; формализованные
(по жесткой программе) и неформализованные;
включенные; прямые и косвенные; сплошные и
выборочные; самонаблюдения)
• беседа
• педагогический консилиум
• изучение и обобщение массового и индивидуального
педагогического опыта
• педагогический эксперимент (глобальный, локальный и
микроэксперимент; естественный и лабораторный)
• научнопедагогическая экспедиция
Конкретнонаучные эмпирические• наблюдения (полевые и лабораторные; формализованные (по жесткой программе) и неформализованные; включенные; прямые и косвенные; сплошные и выборочные; самонаблюдения) • беседа • педагогический консилиум• изучение и обобщение массового и индивидуальногопедагогического опыта• педагогический эксперимент (глобальный, локальный имикроэксперимент; естественный и лабораторный)• научнопедагогическая экспедиция
Методы педагогических исследований
Структура и логика научнопедагогического исследования:
1ЭТАП
Общее ознакомление с проблемой исследования,
обоснование её актуальности, уровня
разработанности; определение объекта и
предмета, темы исследования. Формулирование
общей и промежуточных целей исследования и
соотнесенных с целями задач
Структура и логика научнопедагогического исследования: 1ЭТАПОбщее ознакомление с проблемой исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности; определение объекта и предмета, темы исследования. Формулирование общей и промежуточных целей исследования и соотнесенных с целями задач
Методы педагогических исследований
2 ЭТАП
Выбор методологии исходной концепции,
опорных теоретических положений, единого,
определяющего ход и предполагаемые
результаты исследования замысла,
исследовательского подхода
З ЭТАП
Построение гипотезы исследования
теоретической конструкции, истинность которой
предстоит доказать
2 ЭТАПВыбор методологии исходной концепции, опорных теоретических положений, единого, определяющего ход и предполагаемые результаты исследования замысла, исследовательского подхода З ЭТАППостроение гипотезы исследования теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать
Методы педагогических исследований
4 ЭТАП
• Выбор методов исследования.
• Проведение констатирующего эксперимента с
целью установления исходного состояния
предмета исследования
5 этап
Организация и проведение преобразующего
эксперимента
6 этап
Анализ, интерпретация и оформление результатов
исследования
4 ЭТАП•Выбор методов исследования.•Проведение констатирующего эксперимента с целью установления исходного состояния предмета исследования5 этапОрганизация и проведение преобразующего эксперимента6 этапАнализ, интерпретация и оформление результатов исследования
Методы педагогических исследований
7 этап
Выработка практических рекомендаций
Методологические принципы педагогики
1. Антропологический – системное использование
данных всех наук о человеке.
2. Культурологический культура в образовании
– это содержательная составляющая, источник
знаний о природе, обществе, способах
Д.эмоциональноволевого и ценностного
отношения Ч к др.людям, труду, природе.
7 этапВыработка практических рекомендаций Методологические принципы педагогики 1.Антропологический – системное использование данных всех наук о человеке.2.Культурологический культура в образовании – это содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах Д.эмоциональноволевого и ценностного отношения Ч к др.людям, труду, природе.
Методы педагогических исследований
3.Этнический принцип, когда образование и В
осуществляется с учетом национальных традиций и
менталитета народа, его культуры, обрядности,
обычаев, привычек.
4. Принцип личностного подхода – ориентация в
педпроцессе на Л как на цель, субъект, результат
5. Деятельностного подхода – педпроцесс строится на
основе ведущего вида Д.
6. Системного подхода – педпроцесс как система, в
которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
7. Информационного подхода – информация – главный
ресурс научнотехнического и социальноэкономического Р.
3.Этнический принцип, когда образование и В осуществляется с учетом национальных традиций и менталитета народа, его культуры, обрядности, обычаев, привычек.4. Принцип личностного подхода – ориентация в педпроцессе на Л как на цель, субъект, результат5. Деятельностного подхода – педпроцесс строится на основе ведущего вида Д.6. Системного подхода – педпроцесс как система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.7. Информационного подхода – информация – главный ресурс научнотехнического и социальноэкономического Р.
Методы педагогических исследований
Рефлексия:
Я узнал(а) новое……
Эта тема мне поможет в …..
Задание :
подобрать примеры применения
методов исследования. Анкета,
исследование продуктов деятельности
детей школьного возраста, тренинг,
тестирование, рейтинговая оценка.
Рефлексия: Я узнал(а) новое……Эта тема мне поможет в …..Задание : подобрать примеры применения методов исследования. Анкета, исследование продуктов деятельности детей школьного возраста, тренинг, тестирование, рейтинговая оценка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.