МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Оценка 4.9

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

Оценка 4.9
Лекции +2
doc
психологическая работа +1
Взрослым
21.01.2017
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново.
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.doc
2 МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов,  стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего  побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска),  в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать каждый раз заново. При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее побуждение осуществляется стандартной репликой  «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат  или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением  решающей гипотезы. При проверке гипотез побуждающий диалог . Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой?  Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для  практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка  дается к плану проверки, в крайнем случае план сообщается в готовом виде. При подготовке конкретного урока необходимо учитывать следующее. Во­первых, для выдвижения и проверки гипотез  школьникам, как правило, необходим определенный материал. Во­вторых, количество решающих гипотез может варьировать: либо  одна, либо несколько. В­третьих, порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным. Рассмотрим наиболее типичные  варианты уроков с побуждающим к гипотезам диалогом. На уроках с одной решающей гипотезой обычно появляются еще и ошибочные гипотезы. При последовательном варианте  сначала выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая и так вплоть до появления решающей гипотезы. Уроки с несколькими решающими гипотезами обычно выстраиваются таким образом, чтобы ошибочные гипотезы не появлялись  вообще. Наиболее типичным является последовательный порядок, при котором сначала выдвигается и проверяется одна решающая  гипотеза, потом другая и так до последней гипотезы. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование  («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без  нее. В первом случае учитель любым методом обеспечивает постановку проблемы, во втором случае этот этап урока пропускается  вообще. анализ Актуализация учитель – Дайте определение понятию «атмосферное  давление». – Почему над различными участками земной  поверхности атмосферное давление неодинаковое? – Над каким вопросом вы работали дома? – Как вы на него ответили? Фиксирует ответ на схеме. Поиск решения подводящий без проблемы диалог вывод – Т.к. над морем воздух более плотный,  тяжелый – он давит на водную поверхность. К схеме добавляет стрелку – Что вас удивляет в этой схеме? – Как вы ответите на этот вопрос? К схеме добавляет стрелку – Как можно назвать такое движение воздуха? – Дайте определение этого понятия. – Значит, какую тему мы начали изучать? Фиксирует тему на доске. задание на формулирование темы Дают определение. ученики – Различия в атмосферном давлении вызваны различиями в  плотности воздуха. Чем воздух плотнее, тем он тяжелее,  значит, давление больше. – Какое атмосферное давление будет наблюдаться над сушей и над водой днем? – Над сушей давление понижается, т. к. суша нагревается  быстрее, воздух менее плотный – он легче и меньше давит на  земную поверхность; над морем прохладнее, так как оно  медленнее нагревается, воздух плотнее, следовательно,  давление повышенное. – Воздух движется к Земле, как же он движется дальше? – Воздух, опускаясь к Земле, начинает растекаться в разные  стороны и движется из области повышенного давления в  область пониженного давления. – Ветер. – это горизонтальное движение воздуха вдоль земной  поверхности из области повышенного давления в область  пониженного давления. (Открытие нового знания). – Ветер это ….. ветер ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Форма обучения представляет собой порядок организации учебной деятельности. В педагогике принято различать  фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы работы. В то время как традиционные методы сообщения темы и знания всегда фронтальны, проблемно­диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения. Методы постановки проблемы и формы обучения. Побуждающий от проблемной ситуации диалог позволяет  варьировать формы обучения при создании проблемной ситуации, однако выход из нее (собственно диалог) всегда проводится  фронтально. Приемы создания проблемной ситуации и формы обучения Прием 1. 2. фронтальная, групповая, индивидуальная (заранее подготовленные ученики) вопрос Практическое задание Форма обучения фронтальная фронтальная, парная (у доски), парная (за партой), групповая, индивидуальная (у  доски) фронтальная фронтальная, индивидуальная (у доски) вопрос Практическое задание только фронтальная При создании проблемной ситуации приемом 1 (предъявление классу противоречивых фактов, теорий, мнений) можно  3. 4.  использовать фронтальную, индивидуальную и групповую формы работы. При создании проблемной ситуации приемом 2 (столкновение мнений учеников класса) вопрос на новый материал обычно задается фронтально, а противоречивые мнения для большей наглядности можно фиксировать на доске. Что касается практического задания, помимо фронтальной работы, возможны и другие формы обучения. Во­первых, два ученика  могут одновременно выполнять задание на левом и правом потаенных крыльях доски. Для проверки задания крылья доски сводятся,  и разброс мнений виден совершенно отчетливо.  Во­вторых, задание могут выполнять совместно соседи по парте. В этом случае определенную трудность представляет  озвучивание результатов, поскольку вывешивать и сопоставлять рабочие листы всех пар класса слишком долго и трудоемко. Можно  рекомендовать следующие варианты представления результатов: а) учитель, опираясь на рабочие листы пар, сам заполняет на доске  заранее заготовленный образец, при необходимости добавляя от себя ошибочный вариант; б) учитель просит поднять руку сначала тех, кто выполнил задание одним образом, а потом тех, кто выполнил иначе. В­третьих, задание могут выполнять группы на рабочих листах, которые затем вывешиваются и сопоставляются. В­четвертых, практическое задание может выполнять один ученик у доски, а фронтально работающий класс с ним не соглашается. При создании проблемной ситуации приемом 3 (противоречие между житейскими представлениями учеников и научным  фактом) сначала классу предъявляется вопрос или практическое задание на новый материал. При этом вопрос обычно задается  фронтально, а практическое задание может выполнить один ученик у доски. Затем педагог сообщением, экспериментом,  наглядностью предъявляет научный факт, причем чаще всего это происходит фронтально. При создании проблемной ситуации приемом 4 (практическое задание, не сходное с предыдущими) фронтальность  выступает обязательным требованием, поскольку в групповой или парной работе ученики могут с заданием справиться, и  планируемая проблемная ситуация не возникнет. Подводящий к теме диалог чаще всего организуется фронтально. Однако здесь возможно чередование форм работы, при котором одни практические задания выполняются фронтально, а другие по группам или  парам. Сообщение темы с мотивирующим приемом обычно проводится фронтально. В то же время данный метод потенциально  содержит широкие возможности применения индивидуальной формы работы, поскольку мотивирующий прием может предъявить  классу заранее подготовленный ученик, пара или группа учеников. Методы поиска решения и формы обучения. Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог дает  чрезвычайно широкие возможности применения групповой формы обучения. Однако при подготовке конкретного урока следует  учитывать, что в группах может осуществляться только одно действие: либо выдвижение гипотез, либо проверка, причем группы  должны выполнять равноценную работу с равноценным материалом (недопустимо, например, чтобы одна группа проверяла ошибочную гипотезу, а другая – решающую). На уроках с одной решающей гипотезой ученикам обычно предлагается одинаковый для всех материал для выдвижения и  проверки гипотез. Последовательный вариант выдвижения гипотез при этом всегда фронтален. При одновременном варианте  оптимальным является групповое выдвижение гипотез и фронтальная их проверка, причем как каждой по отдельности, так и всех  гипотез сразу. В то же время для случая отдельной проверки каждой гипотезы возможна и другая комбинация форм обучения:  фронтальное выдвижение гипотез – фронтальная проверка ошибочных гипотез – групповая проверка решающей гипотезы.  На уроках с одной решающей гипотезой возможности для групповой работы можно расширить, если предложить ученикам  разный материал либо для выдвижения, либо для проверки гипотез. В первом случае группы на разном материале последовательно выдвигают одну и ту же решающую гипотезу. Во втором случае группы на  разном материале осуществляют общую проверку одновременно выдвинутых гипотез. На уроках с несколькими решающими гипотезами варьирование форм обучения не только возможно, но и необходимо. Как показано выше, для таких уроков наиболее типичен последовательный вариант выдвижения гипотез. Будет значительно эффективнее реализовать его не фронтально, а по группам следующим образом. Класс разбивается на группы по количеству решающих гипотез.  Каждая группа работает с собственным материалом и затем озвучивает всему классу и сам материал, и соответствующую ему  гипотезу. Класс проверяет гипотезу своим согласием. Кроме того, при последовательном варианте выдвижения гипотез возможно  чередование материала и форм обучения, когда несколько гипотез выдвигаются и проверяются фронтально на одинаковом  материале, а остальные гипотезы выдвигаются по группам и проверяются фронтально на разном материале.

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017