Методы работы с детьми с ОВЗ в области физкультурного образования в школе
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
физическая культура +1
Взрослым
12.03.2017
Статья отражает подход к физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлены методы и направления в работе учителя физической культуры и всего педагогического коллектива школы, позволяющие обозначить образовательную систему, доминирующим приоритетом в которой будет являться формирование физической компетентности учащихся с ОВЗ.
Методы работы с детьми с ОВЗ в области физкультурного образования в школе.docx
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области
физкультурного образования в школе
Сергеев Александр Алексеевич
МОУ Иванковская СОШ Фурмановского района Ивановской области
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ
чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее
входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения,
речи,
с выраженными
опорнодвигательного аппарата,
интеллекта,
расстройствами эмоциональноволевой сферы, с задержкой и комплексными
нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе
с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики
психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для
педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по
сравнению с другими. Но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном
индивидуальном подходе,
отличном от рамок стандартной
общеобразовательной школы,
в реализации своих потенциальных
возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой
ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и
условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях,
которые общество принимает и учитывает.
Педагог должен работать с детьми по специальным методикам
обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала,
выполнение заданий, оценивание работы учащегося. На уроках физической
культуры применительно использовать следующие методические приемы: поэтапное разъяснение заданий;
последовательное выполнение заданий;
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и
затраченными усилиями;
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
оценка переделанных работ;
использование системы оценок достижений учащихся.
Не менее важная задача, стоящая перед педагогами, — это выявление
одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психологопедагогическая поддержка
детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень
обучаемости, должна осуществляться педагогами школы и сотрудниками
службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется
группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу,
в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается
индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и
сотрудников психологической службы предполагает постоянное
взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный
уровень развития основных психических процессов.
Одной из новых и перспективных форм развития познавательной
деятельности в физкультурном образовании стала, применяемой в нашей
школе стала игра «Хочу все знать, хочу научиться многому» для школьников
с ограниченными возможностями здоровья, задуманная и разработанная с
целью повышения интереса к учению и расширению круга общения детей
инвалидов со сверстниками. Девизом игры стали слова: «Учусь и развиваюсь
вместе со всеми». При проведении этой игры, состоящей из теоретических и практических частей из области физической культуры, учащиеся с ОВЗ
выполняют индивидуальные задания, пользуясь помощью учителей и
сверстников из класса (команды), внося свой вклад в общую копилку.
Ежегодно в школе проходит смотрконкурс проектных,
исследовательских и творческих работ учащихся. Основными задачами
конкурса являются: создание условий для развития научноисследовательской
деятельности школьников, способствование приобретению учащимися
функционального навыка исследования как универсального способа освоения
действительности, выявление талантливых учащихся. В русле этого
направления дети с ОВЗ подготавливают и представляют научно
исследовательские и проектные работы в области физической культуры.
Организация процесса познания — одна из важнейших задач, стоящих
перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими
возможностями. Познавательная деятельность — это средство достижения
главной цели: самоопределения детейинвалидов в нашем обществе и их
социальная адаптация.
Большое внимание уделяется и физическому состоянию учащихся
школы.
Активная позиция и формирование учебных планов и расписания
занятий, адекватность учебной и внеучебной нагрузок возрастным
возможностям учащихся, грамотный подход к выбору форм и средств
просветительской, профилактической и физкультурнооздоровительной
работы — вот те резервы, которые имеются в нашей школе для улучшения
условий труда и отдыха учащихся, от которых напрямую зависит их
психическое и физическое здоровье.
С целью еще большего включения детей с ОВЗ в физкультурно
оздоровительную работу в школе разработана программа дополнительного
образования «Я творю свое здоровье» (уроки физического, психологического
и социального здоровья для учащихся начального звена). Данная программа – это попытка создать учебный курс, который служит для самопознания,
самопринятия и самосовершенствования. Эта программа дает школьнику
возможность поэтапного открытия в себе главных составляющих здоровья.
Программа рассчитана на учащихся младших классов и построена по
принципу горизонтали: обучение предлагается проводить по идентичным
направлениям (разделам), каждый из которых, основываясь на знаниях и
умениях, полученных на предыдущих этапах обучения, расширяет объем
теоретических сведений и сложность практических навыков. Программа
имеет своей целью формирование у школьников культуры отношения к
своему здоровью через формирование готовности к здоровьетворчеству, как
личностного качества и установки на здоровый образ жизни.
Такие методы и направления в работе учителя физической культуры и
всего педагогического коллектива школы позволяет обозначить
образовательную систему, доминирующим приоритетом в которой будет
являться формирование физической компетентности учащихся (способности,
знания, умения, навыки эффективного самоуправления физическим
состоянием), и позволяющую расширить социокультурное пространство
самоактуализации и самореализации детей с ОВЗ в области физической
культуры, составляющей одну из частей общей культуры человека.
Методы работы с детьми с ОВЗ в области физкультурного образования в школе
Методы работы с детьми с ОВЗ в области физкультурного образования в школе
Методы работы с детьми с ОВЗ в области физкультурного образования в школе
Методы работы с детьми с ОВЗ в области физкультурного образования в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.