Методы работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочной
деятельности по английскому языку
Врожденные дарования подобны диким растениям, нуждаются
в выращивании с помощью ученых занятий.
Фрэнсис Бэкон
(английский философ)
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от
обученности , являющейся результатом более благоприятных условий
жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из
семьи с высоким социальноэкономическим статусом будет показывать
более высокие достижения в определенных видах деятельности по
сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично
обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в какомлибо виде
деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей
любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных
детей гораздо больше. Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных
в деятельности любого учителя. Работа эта ответственная и сложная.
ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики,
различные по способностям: слабые, средние и способные, и, конечно же,
«одаренные». Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают
объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными
умениями.
Работа с одаренными детьми касается, прежде всего, лексико
грамматического аспекта языка – в плане подготовки к олимпиадам, но не
ограничивается ей.
А если говорить об уроке? Если не занимать таких одаренных детей
заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то ребенка
можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и
качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат
выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать чтолибо,
или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не
задуматься над тем, чем и как занять детей. И начинается творческий поиск
учителя – осуществляется дифференцированный подход. Если обычному
ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и
объяснить, почему он так думает и т.п.
Отличительными особенностями одаренных детей, как отмечают
психологи, являются: высокий уровень мышления и интеллекта,
познавательная потребность, отличная память, хорошо развитая речь,
большой словарный запас.
Иностранный язык, в отличие от других учебных предметов, является
средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает
огромным потенциалом для всестороннего развития личности.
Систему работы с одаренными детьми по английскому языку можно
разделить на три части:
1.урочная деятельность традиционные уроки, инновационные уроки, уроки
с ИКТ, проекты, круглый стол, экскурсия, диспут, дебаты, пресс
конференция, ролевая игра, интегрированные уроки, творческие домашние
задания.
В рамках урока используется дифференцированная работа,
разноуровневые технологии, обучение в сотрудничестве (сильный ученик
выполняет роль учителя), проектный метод, различные творческие задания.
(примеры на слайде)
2. внеурочная деятельность: предметные олимпиады, предметные недели,
спецкурсы, научноисследовательская работа, консультации, кружки.
3. система дополнительного образования – дистанционные олимпиады,
дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, языковой
портфолио.
Потенциал «сильных» детей раскрывается в их участии в предметных
олимпиадах. Последние четыре года мои ученики добиваются в этом
направлении хороших результатов. Мои ученики участвовали в
муниципальном этапе олимпиады по английскому языку, и у нас был
неплохой результат. Сейчас я продолжаю работу уже с этими ребятами.
Но на занятиях использую задания для подготовки к ГИА. Также некоторые
ученики поучаствовали уже в этом году во Всероссийских Интернет
Олимпиадах по английскому языку, получили сертификаты победителей.
На протяжении многих лет мы используем проектную методику на
уроках английского языка. Выбор этого метода в нашей работе с
обучающимися, вопервых, обусловлен тем, что он позволяет учащимся
наиболее полно реализовать их способности и интересы, то есть речь идет о
реализации личностноориентированного подхода в обучении. Вторая
причина связана с особенностями иностранного языка, как учебного
предмета, который определяет его ярко выраженный межпредметный
характер. Третья причина выбора данного метода связана с особенностью нашего образовательного учреждения. Среди учащихся большой процент
способных и одаренных детей с высокой мотивацией к учебе, к
исследовательской деятельности.
Важно не растерять этот
интеллектуальный потенциал, а всемерно его развивать.
В этом году я веду внеурочное занятие в «Разговорный английский» в
5 классе. На занятиях я использовала различные творческие задания,
например: учились составлять синквейны по различным темам, играли в
коммуникативные игры, разбирали популярные идиомы английского языка.
Также я использовала задания на все виды речевой деятельности:
аудирование, чтение, письмо, устная речь. Задания на страноведение. Также
мы смотрели мультфильмы на английском языке. Очень важно давать
ученикам дивергентные задачи, и такие задания, которые способствую
развитию креативности.
Кроме этого, я веду кружок «Занимательный Немецкий», изучение
второго иностранного языка. Его посещают также одаренные дети, я думаю,
т.к. некоторым очень трудно дается первый язык, а они, не боясь
трудностей, ходят и учат второй язык. На кружке мы с ними сначала
научились читать, писать. Зная, первый язык, им легче дается второй.
Теперь уже мы играем, составляем диалоги, кроссворды, решаем викторины
про Германию и т.д.
Также у меня есть девочки, которые сдавали ЕГЭ и ОГЭ. На
протяжении 23 лет мы с ними проводили дополнительные занятия, где
готовились к сдаче ЕГЭ и ОГЭ, читали тексты, выполняли задания по
аудированию, развивали устную речь, писали письма, эссе, изучали
грамматику. Они также активно принимали участие и в разных олимпиадах
по английскому языку.
Мы с ребятами ежегодно участвуем в научноисследовательских
конференциях. В 2014 году мы с девочками 5 класса исследовали сходства
и различия свадебных церемоний в России и Англии. В 2015г. мы проводили
такую работу по теме «Празднование Нового года в России и в
Великобритании», в прошлом году также проводилась научная
конференция, где мои ученицы 8 класса Алиева Альфия и Ахунова Гузалия
заняли 1 место по школе и в этом году надеемся приехать с этой работой на
районную конференцию, поэтому тему оглашать пока не буду, увидите и
услышите в марте.
Сложилась традиция проводить неделю иностранного языка. Когда я
работала в г. Магнитогорск в школе № 41, мы каждый год проводили это
мероприятие. В первый день обычно было торжественное открытие недели,
где мы сообщали план мероприятий, а после уроков был брейнринг, КВН
или викторина для средней школы (58 классы), на второй день: выставка
стенгазет, викторина для знатоков английского языка (24 классы), третий день: круглый стол ( 911 классы), в четвертый день показ спектаклей,
концертных номеров ( с каждого класса по номеру) (211 класс), на пятый
день мы подведение итогов, награждение. Между тем учителя на этой
неделе проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия.
В Ваховской школе мы еще не проводили такую неделю, т.к. не было
внесено в план, но в будущем году мы планируем сделать ее в октябре или
ноябре месяце. Вот такие у нас идеи по реализации этого мероприятия:
• 1. Издание школьной газеты (желательно в печатном виде) на
английском языке
• 2. Проведение конкурса «Битва хоров» (511 классы) на английском
языке
• 3. Драматизация сказок, проведение спектаклей
• 4. Лучший фильм или мультфильм на английском языке (желающие)
• 5. Страноведческая викторина (78 классы)
• 6. Викторина по произведениям английских писателей (911 классы)
• 7. Занимательные переменки (24 классы)
• 8. Конкурс чтецов
Мероприятия всегда разные по форме и содержанию, но вывод можно
сделать один: развивается творческая активность учащихся, повышается
мотивация, а в итоге это дает хорошую возможность устанавливать на
уроках деловые отношения.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
Необходимо
1.
Максимально развивать способности и творческий потенциал
одаренных детей на основе дифференцированного подхода в обучении.
2.
Учителю нужно с помощью разнообразных технологий
согласовывать свои приемы и методы работы с познавательными
интересами, стратегиями и стилем ученика.
3.
Необходимо расширить число формы работы с одаренными
учениками: участие в интеллектуальных игровых конкурсах типа «The
British Bulldog», марафонах, очных и заочных олимпиадах, научно
практических конференциях.
4. Шире использовать возможности интегрирования английского
языка с другими школьными предметами.
Обязательно
вовлекать
5.
в
исследовательскую деятельность через внутренние познавательные мотивы,
создание ситуации успеха и уверенности.
одаренных учеников
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с
одаренными детьми это сложный и никогда не прекращающийся процесс.
Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний. Педагогу самому необходимо быть креативным и
постоянно самосовершенствоваться.
Методы работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочной деятельности по английскому языку
Методы работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочной деятельности по английскому языку
Методы работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочной деятельности по английскому языку
Методы работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочной деятельности по английскому языку
Методы работы с одаренными детьми на уроке и во внеурочной деятельности по английскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.