Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
английский язык +1
Взрослым
29.01.2017
Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире.
Современная школа призвана создать условия для духовного, нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными особенностями и способностью изучать иностранный язык. Следовательно, учителю необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Мотивация_одарённых_детей.docx
«Администрация муниципального образования «Ульяновский район»
Муниципальное учреждение
Ульяновской области»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишеевская основная школа
Мотивация учебнопознавательной деятельности
одаренных детей.
Выполнила учитель английского языка:
Козловская С.В.
2016 год. Одарённость человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
В современном обществе самой большой ценностью признана свободная, развитая и
образованная личность, способная жить и творить в постоянно меняющемся мире.
Современная школа призвана создать условия для духовного, нравственного и
интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом школьнике потребности в
самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Каждый ученик является личностью, обладает неповторимыми индивидуальными
особенностями и способностью изучать иностранный язык. Следовательно, учителю
необходимо так организовать деятельность учащихся, чтобы способный, одаренный ученик
развивал не только способности, но и свою эрудицию, память, ум, речевую культуру,
трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, которые являются непременными
спутниками создания ситуации успеха у учащихся.
Одной из главных задач современной школы является выявление одаренных детей и
организация системной работы с ними. Многие образовательные учреждения нашей страны
уже работают по федеральному государственному образовательному стандарту. В основе
ФГОС лежит системнодеятельный подход, который среди множества планируемых
результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям современного общества, учет индивидуальных особенностей учащихся,
разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных
мотивов, формирование в школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и
саморазвитии.
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом
обладает иностранный язык. Основной упор в методике преподавания делается на развитие
умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции. Уже в самом методе
коммуникативного обучения заложены возможности не только обучению иностранному
языку, но и формированию всесторонней личности , готовой ставить перед собой цели и
творчески трудиться для их достижения. Однако в школе должны быть созданы
благоприятные условия и творческая атмосфера для успешного развития способностей
всех детей. Такие условия, возможно, создать, осуществляя личностноориентированный
подход в обучении. Основной принцип такого подхода: в центре обучения должен
находиться ученик, а не учитель. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные
по способностям: слабые, средние и способные.
Способный (Одаренный) ребенок, какой он?
Обладает:
отличной памятью,
высоким уровнем мышления и интеллекта,
хорошо развитой речью и хорошим произношением
большим словарным запасом.
широким кругозором Я, как учитель считаю, что очень важно понять таких детей, направить все усилия на то,
чтобы передать им свой опыт и знания. Мы должны понимать, что эти дети нуждаются в
поддержке со стороны взрослых. Целостный подход к одаренному человеку, как личности,
необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности,
опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Я учитель, и передо мной стоит задача поиска таких технологий, при которых каждый бы
ребенок раскрыл свою индивидуальность, свои способности.
В практике своей работы я пользуюсь многими технологиями:
технология коммуникативного обучения
здоровьесберегающая технология
проектные и информационно – коммуникативные технологии
игровая технология
технология критического мышления
Проектные и информационнокоммуникативные технологии
делают процесс обучения интересным;
расширяют познания за пределы темы;
придают учебному процессу динамичность и привлекательность;
учащиеся становятся творческими исследователями;
получают удовлетворение от работы.
Ролевые игры
Активизируют творческий процесс на уроке.
Включают элементы драматизации.
Дают возможность организовать дискуссию, живой обмен мнениями.
Предполагают неформальное общение.
Дифференцированный подход
Способным детям недостает темпа продвижения, сложности и оригинальности
заданий.
Они быстро утрачивают интерес к ежедневным однообразным занятиям . Если не
занимать таких детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими, то
такого ребенка можно потерять как ученика. Какие же творческие задания можно
предложить таким ученикам?
Придумать загадку;
Составить чайнворд, кроссворд, ребус;
Написать сочинение или рассказ
Перевести на русский язык стихотворение, песню.
Составить quiz по заданной теме.
Выразительно прочитать стихотворение, диалог, рассказ.
Драматизировать диалог, сказку.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
С одаренными детьми также необходимо проводить индивидуальную работу. Я считаю,
своей основной задачей на основе диалога и совместного поиска помочь таким детям
выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста и разработать
индивидуальный образовательный маршрут развития их способностей. Для таких детей я
постоянно провожу консультации.
Внеурочная работа по предмету
Основной целью внеурочной деятельности является максимальное вовлечение всех
заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих» способностей, повышение
мотивации к изучению языка. Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями
выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы,
привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсов вне школы и
система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых
группах, я стараюсь максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный
подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование,
работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные
потребности и возможности одаренных детей. Уже привычными стали следующие
мероприятия:
проведение предметной недели иностранного языка
проведение олимпиад по иностранным языкам;
конференции;
система факультативных и кружковых занятий ;
проведение творческих конкурсов,
выполнение творческих информационных и исследовательских проектов на
английском языке.
проведение КВН, интеллектуальных игр по страноведению, экскурсии по школе
В настоящее время активно использую ИКТ технологии, которые отвечают потребностям
учащихся и дают возможность работать в различных режимах и на разных уровнях.
Сфера использования ИКТ технологий очень разнообразна.
Включение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность с использованием
ИКТ способствует закреплению ключевых понятий, воспитывает культуру речи,
обеспечивает условия для проявления творческого начала. Данный вид работы позволяет
детям принимать участие в конкурсах, творческих проектах школьного, районного,
областного и всероссийского уровней.
Современный мир отличается большим потоком информации. И не всегда интересные
школьникам факты являются полезными. Зачастую бесполезные занятия кажутся им
привлекательнее, чем учёба в школе. Такая тенденция не способствует эффективной
работе с одарёнными детьми. Для достижения высоких результатов по предмету важно
сформировать у обучающихся устойчивую внутреннюю мотивацию. Перед каждым
педагогом стоит задача перевести учащихся с уровня отрицательного и безразличного
отношения к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному,
осознанному, ответственному.
Мотивация – это сложный, многоуровневый регулятор поведения и деятельности человека.
При работе с одарёнными детьми важно делать акцент именно на внутреннюю мотивацию,
поскольку она направлена на содержание учебного процесса и обладает высокой
побудительной силой. В каждом возрасте следует опираться на разные мотивы
обучающихся. На младшей ступени – это познавательные мотивы (интерес к новым знаниям, фактам, учебным умения и навыкам), на средней ступени – позиционные мотивы
(стремление занять свою позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение,
заслужить авторитет), на старшей ступени – социальные мотивы (место в обществе,
профессия, семья).
Приёмы, способствующие формированию мотивации, разнообразны. Они направлены на
создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную
активность учащихся, в том числе:
включение в коллективные формы деятельности,
привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной
самооценки.
сотрудничество ученика и учителя,
поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы,
занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения
материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и
опыт).
Развитию мотивационной и познавательной сферы учащихся способствует умелое
сочетание различных методов, средств и организационных форм, используемых учителями
при обучении. К информационным методам обучения можно отнести демонстрацию,
экспертизу, сообщение, видеопоказ, инструктаж, анализ различных носителей
информации, экскурсии, интервью. Операционные методы – работа с учебниками, опорные
схемы, технологические карточки, тренинги, программирование обучения, эксперименты,
самостоятельная работа – активизирует учащихся на уроках разных предметов.
Применяются различные творческие формы обучения, проектирование и исследование.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО педагоги должны обладать высоко
развитой компетентностью в области мотивирования обучающихся. Уровень развития этой
компетентности определяется на основе следующих критериев:
1)
демонстрация учащимся возможности использования тех знаний, которые они
освоят на практике;
демонстрация знаний приёмов и методов, направленных на формирование
интереса учащихся к преподаваемому предмету и теме урока;
использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в организации
учебной деятельности, при постановке учебных целей и задач, выборе методов и
форм работы;
планирование использования различных заданий так, чтобы ученики
почувствовали свой успех;
предоставление возможности учащимся самостоятельно ставить и решать
задачи в рамках изучаемой темы.
2)
3)
4)
5)
Таким образом, можно сказать, что в современной школе мотивация является
неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Учебный процесс не может проходить
без искреннего интереса и желания обучающегося. Поэтому педагогам необходимо
постоянно совершенствовать методы и находить всё новые приёмы вовлечения школьников
в изучение предмета. Большое внимание необходимо уделять психологической атмосфере
в классе, использовать авторитет учителя не для подавления, а для заимствования этой
силы для решения своих проблем, достижения целей. Оценивая, указывать на
положительные моменты. За ошибки не отчитывать одного отдельного ученика, а обобщать
наиболее распространённые неверные моменты и разбирать их вместе с классом. Важно
создавать для одарённых детей ситуацию успеха, чтобы поддерживать их талант и
развивать. Наряду с традиционными формами работы, надо больше использовать
необычные уроки в своей педагогической деятельности: урокиконкурсы, урокиКВН,
урокиэстафеты знаний, урокипраздники, урокипутешествия, урокителемосты, уроки
заседания, урокиконцерт.
Использование ИКТ и интернета также положительно повлияет на интерес
школьников. Они отличаются своей доступностью и особенно актуальностью. Всё новое
привлекает внимание, поэтому можно использовать разную расстановку парт в классе,
проводить уроки на свежем воздухе, в актовом или спортивном зале. Можно объединять
группы, проводить внеклассные мероприятия на параллели, приглашать старшеклассников
в среднее и младшее звено на уроки, чтобы одарённые дети стремились узнать больше и
видели перспективу своей деятельности.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады
Олимпиады.
Я считаю, что олимпиады способствуют:
выявлению способных учащихся для дальнейшей поддержки и развития их
творческих способностей и интереса к научной деятельности, созданию необходимых
условий для поддержки одаренных детей.
расширению образовательной информационной среды для укрепления личностных и
метапредметных результатов освоения образовательной программы.
Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к
совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемого иностранного языка в
том числе на основе самонаблюдения и самооценки, расширяет и систематизирует
знания о языке лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует
требованиям федерального стандарта и является одним из предметных результатов
освоения основной образовательной программы.
Испытать удовольствие от выполненных заданий и радость победы лауреата.
Подготовка к олимпиаде заставляет учащегося проработать огромное количество
литературы, словарей, справочников, использовать информационные ресурсы, Интернет.
Мои учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, получают дипломы и
благодарности. Даже если ребенок не силен например, в говорении может проявить себя в
творческих видах деятельности и выполнить презентацию об англоговорящих странах.
Портфолио школьника
Работа с одарёнными детьми привела меня к мысли о возможности создания Портфолио
школьника еще в начальной школе. Языковой портфель— подборка творческих работ и
других свидетельств об успехах ученика в освоении английского языка. По выбору
учащихся в языковой портфель могут включаться проекты и другие письменные работы,
компьютерные диски с работами и рисунками, выполненными в классе или дома,
сертификаты, отзывы учителей и просто коллекции предметов или картинок.. Ребята со 2
го класса по английскому языку выполняют проектные работы: составляют схемы,
карточки со звуками, открытки, рассказы о себе, семье, друге. Выполняя минипроекты,
они стараются проявить фантазию и творчество. Портфолио учащихся получаются
особенно «полновесными», если значимость данной работы понимают родители. Именно
близкие люди помогают ребенку проявить способности, раскрыть таланты.
Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении
иностранных языков. Не вызывает сомнений то, что одаренные дети требуют специальных
условий обучения, а также и то, что их высокие познавательные возможности и
потребности часто не реализуются в традиционной школе. Это необходимо учитывать
каждому учителю и планировать свою работу с одаренными детьми так, чтобы обучение и
воспитание одаренного ребенка стали способами развития гармоничной личности, а не
“накачкой” его готовой информацией и знаниями. Целесообразным представляется
деление всего процесса обучения в школе на следующие учебнометодические этапы:
1 этап мотивационный (24 класс)
На этом этапе происходит развитие интереса учащихся к предмету на основе
индивидуальных заданий, а также опережающее изучение ряда тем, с последующей
публичной презентацией.
2 этап (57 класс) творческая деятельность и формирование основ
исследовательской деятельности.
Происходит вовлечение учеников в творческую деятельность через знакомство с
адаптированными образцами художественной литературы страны изучаемого языка и
последующей постановкой отрывков из них на сцене, организацией конкурса чтецов на
иностранном языке, различных викторин, работой над проектами.
3 этап (89 класс) Вовлечение в исследовательскую деятельность.
На данном этапе происходит групповой тренинг деятельности. Это метод развития, как
коммуникативных, так и исследовательских навыков, навыков реферирования, а также
деятельности, связанной с личным и социальным развитием.
Говоря в целом о работе с одаренными детьми, необходимо отметить три основных
момента, которые представляются очень важными.
1 Эмоциональный мир одаренного ребенка перенасыщен, и задача учителя научить его
выражать себя так, чтобы его понимали окружающие.
2 Педагоги, работающие с такими детьми, должны быть профессионально и
психологически готовы работать с детьми, уровень способностей которых иногда
выше, чем у учителя. Эта ситуация должна приниматься учителем без внутреннего
протеста.
3 Сверхзадачей педагогов в этом вопросе вовсе не является подготовка
профессиональных лингвистов или специалистов гуманитарных профессий. Именно эти положения я учитываю, организовывая свою работу с учащимися,
проявляющими способности и интерес к изучению моего предмета. Использую
разноуровневые задания, индивидуальные формы работы, направленные на повышение
мотивации к изучению иностранных языков.
Для поддержания интереса к предмету готовлю уроки – путешествия, уроки конкурсы,
инсценирую сказки, мои ученики выступают перед учащимися школы со спектаклями во
время проведения предметных недель.
Моя инновационная деятельность, апробация и внедрение новых форм, методов и средств
обучения, включая информационно коммуникационные технологии, оказывает
положительное воздействие на результаты моих учеников.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Мотивация учебно-познавательной деятельности одаренных детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.