Практические рекомендации по использованию на уроках географии теории решения изобретательных задач предназначены начинающим учителям географии для организации работы по развитию творческих способностей обучающихся.Цель ТРИЗ-педагогики – формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.Практические рекомендации "Методы ТРИЗ-педагогики на уроках географии"
методы ТРИЗ-педагогика на уроках географии.docx
Методы ТРИЗпедагогики на уроках географии
(практические рекомендации по использованию на уроках географии теории
решения изобретательных задач Прониной Натальи Алексеевны – учителя географии
МОУ «Макарьевская средняя общеобразовательная школа» г. Свирск)
Современный этап развития общества характеризуется социальноэкономическими
преобразованиями, ставящими достаточно сложные, трудноразрешимые задачи. Обществу
требуются личности с развитыми творческими способностями.
Как этого достичь, если школе чаще требуется решение задач закрытого типа с четко
сформулированными условиями и заранее заданными ответами, а жизнь ежедневно
сталкивает учащихся с задачами открытого типа, когда условия неопределенны, а число
возможных решений заранее неизвестно. Ответ на этот вопрос дает ТРИЗпедагогика.
ТРИЗпедагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в
нашей стране в конце 80х годов. В ее основу была положена теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной школы Генриха Сауловича Альтшуллера.
Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Его идея состоит в том,
что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности.
Действительно, ведь творчество – это создание чегото нового. Но если познать
закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять – а
значит изобретать.
Цель ТРИЗпедагогики – формирование сильного мышления и воспитание
творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных
областях деятельности
Изучив и проанализировав некоторые работы по ТРИЗпедагогике, я пришла к
выводу, что её методы дают инструмент для решения проблемных задач. Содержание
уроков по этой системе работает на формирование активного мышления, системного
подхода к миру, а такое мышление – на углубление понимания предмета. Происходит
избавление от психологической инерции мышления, а это способствует усвоению
материала, раскрепощаются мыслительные функции, развивается творческое мышление,
повышается успешность в учебе. И еще один очень важный момент: использование проемов
ТРИЗ и РТВ повышает комфортность ребенка на уроке, исчезает страх быть хуже других,
не справиться.
Это сохраняет психическое здоровье ребенка, т.к. появляется уверенность в своих
силах, каждый справляется с заданием (на своём уровне) и, развиваясь, идёт дальше.
Дидактические методы ТРИЗпедагогики разнообразны. Я хочу познакомить вас с
некоторыми из них. Хочу заметить, что ТРИЗ – педагогика – это не конкретная технология
со своими особыми методами и приёмами. Большинство из них, несомненно (например,
методы проблемного обучения), известно вам. Однако их совокупность и даёт тот эффект,
который называется направленностью на развитие личности.
Рассмотрим применение нескольких методов ТРИЗпедагогики на уроках географии в 6
классе по теме « Вулканы», использовались приемы: ассоциации, мозговой штурм, лови
ошибку, метод недостатков, озвучка, театрализация
Сегодня перед нами стоит задача: выяснить и понять:
предположим, что наша планета вареное всмятку яйцо, что может произойти. Если его
уронить?
1 5 групп
: все группы какие ассоциации у вас возникают со
Метод ассоциаций
словом вулкан? 2 минуты
Все ассоциации записываем на лист
Разделим их на 2 группы – чувства и строение,
Теперь продолжим наши записи под словом строение, подчеркнуть
слова, относящиеся к группе «строение»
Теперь нарисуйте вулкан или слепите его или создайте при
помощи аппликации, дав ему название, подписав его части, (жерло, магма, лава, кратер,
очаг магмы) определить его место расположение на Земном шаре и отметить это на
карте.
Углубление в верхней части горы называется вулканическим кратером. Внутри горы
расположен канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру очаг магмы. А магма
это расплавленное вещество мантии, которое появляется вблизи границ тектонических
плит, где образуется низкое давление. Магма, излившись на поверхность, превращается в
лаву.
Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше. Проблема!
Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке? Почему?
Решение :
Вулканов больше на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь, а на
суше вулканы встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов.
1 группа: разыграть пантомимой этот рассказ:
Температура с глубиной повышается. Давление падает. Это случается при разрыве земной
коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате, твердое вещество
превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной.
Лава, изливаясь наружу, застывает, образуя конусообразную гору, из кратера выходят газы,
водяные пары, разносятся взрывы и вылетают вулканический пепел и вулканические
бомбы .
Просмотрев, мы можем сделать вывод о продуктах извержения вулканов: газы,
водяные пары, вулканический пепел и вулканические бомбы.
2 группа: проанализируйте сказку камчатских народов
«Сказка о самой большой в мире юрте»
( сказка народов Камчатки)
Самая большая гора имеет форму юрты. Такую же форму, как юртфы из оленьих шкур.
И топят их по черному. Давным давно здесь был дол. И жил в этом долу в обычной юрте
из оленьих шкур богатый охотник Томгиргин. Ходил он на своих широких лыжах на охоту.
И однажды забрел далекодалеко за горные хребты и вышел к морю океану.
Жил на берегу моря старый рыбак. И была у него дочь Итатель, красавица писаная. Как
увидел ее Томгиргин , так и влюбился, а влюбившись, жениться на ней захотел. До только
не отдавал ему рыбак дочь ни в какую. Но в конце концов согласился, только условие
поставил, по которому Томгиргин должен был построить такую большую юрту, чтобы ее
изза горных хребтов с берега моря видно было.
Возвратился домой Томгиргин, задумался, как построить юрту. Из оленьих шкур
построишь – ветром ее такую высокую свалит, да и где столько шкур взять? Начал строить
из камней. Долго строил, но построил на славу.
2 Отдал ему рыбак дочь, и поселился с ней Томгиргин в своей каменной юрте. Первым
делом свадьбу сыграли. Очаг при этом так растопили, что над юртой высоко в небо
огненный столб взметнулся.
Теперь уже старые стали Томгиргин и Итатель. Но все равно, когда гостей принимают,
очаг жарко топят. Золы тогда много выпадает и на нартах ездить плохо: очень уж полозья
зола стачивает.
Где в сказке вымысел, а где правда? Почему такая сказка появилась у народов Камчатки?
3 группа: составить рассказ на тему «Я Вулкан» , озвучив видеофрагмент, по опорным
словам: вулкан, землетрясение, остров, магма, лава, горные породы, вулканические бомбы
и пепел
4 группа:
вставить пропущенные слова
.
Прочитать описание трагедии в Помпее при извержении вулкана Везувий,
« Этот античный город трагедия постигла рано утром 24 августа 79г. н.э.
Город находился с стороны от вулкана и поэтому был очень быстро
засыпан. Всё происходило в полной, солнечный свет не пробивал облако
. Когда жители осознали всю серьезность своего положения, улицы уже были
под толстым слоем , а он все продолжал падать с неба. Люди,
, бежали. Оступались и падали, на улицах, и их мгновенно .
Извержения вулкана город. Помпеи скрылась под слоем , толщиной
до метров. Извержение продолжалось суток. Когда же оно
прекратилось, на вершине Везувия образовался огромный , достигающий 3 км в
поперечнике.»
5 группа: карта – разделить вулканы на группы : потухшие, действующие, уснувшие
(вулканы действующие – красные, потухшие черные, уснувшие коричневые)
Итак, получается таблица:
Вулканы
Потухшие
не извергавшиеся
на памяти
человечества
вулкан Килиманджаро
гора Эльбрус
гора Казбек
Действующие
вулканы,
извергавшиеся
на памяти
человечества
Мауна Лоа
Килауэа
Ключевская сопка
Везувий
Этна
Катмай
Авачинская сопка
Уснувшие
те, которые
потухли,
вдруг начинают
действовать
Крым,
Забайкалье
3 Герой книги Жюль Верна “Путешествие вглубь Земли” спускается по жерлу потухшего
вулкана вглубь земли и выходит на поверхность также по жерлу вулкана в другом конце
земли. Это фантастическое произведение. Какая ошибка этого героя? Можно ли таким
образом изучать вулканы?
Конечно, нет.
каждая группа продолжает фразу:
я хочу жить возле вулкана, потому, что…..
я не хочу жить возле вулкана, потому что….
я хочу спуститься в вулканический кратер …….
Я хочу стать вулканологом, для того чтобы…
Я не хочу стать вулканологом, потому что….
Изучают вулканы для того, чтобы:
предсказать извержение;
изучить внутренне строение земли;
узнать об образовании полезных ископаемых.
главная задача – спасти людей.
а) оповещение населения;
б) эвакуация (до 10 км – самая опасная зона, до 20 км – средней опасности зона, более 20
км – менее опасная зона
Если бы я жил возле вулкана? ……..
плодородные почвы;
пепел вулканов является дополнительным удобрением
Приёмы подачи домашнего задания.
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным Учитель может привнести в
него некую тайну, загадку... Конечно, не каждый раз, иначе это престанет быть удивлением.
Можно устроить почту: треугольникиконверты разносят дежурные в виде почтальонов.
Лотерея: дети достают из коробки номера с заданиями или номерами упражнений,
1) Творческая подача Д/З: Возьмите приставку из слова предлагать, корень – из слова
сложить, суффикс из слова притяжение, окончание – из слова вишня.
Получится слово «предложение». Домашнее задание – выписать из текста
предложения, в которых встречается слово лава.
2) Конкурс тестов (вопросов) по теме « вулканы».
3) Задание на будущее: придумать вопросы на разрезанной карте о вулканах
Анализ
«Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает
фаршированную рыбу, которая не может плавать», говорил академик Александр Львович
Минц. А Б.Шоу утверждал: «Единственный путь к знанию, это деятельность».
Обращение к личному опыту ученика, обучение приёмам решения творческих,
исследовательских задач – неотъемлемая часть личностно ориентированного обучения и
воспитания. И только такое обучение становится эффективным, т.е. дающим
максимальный эффект.
Издано более 50 методических пособий, книг по педагогической тематике.
Материалы по педагогике составляют значительную часть публикаций журнала «ТРИЗ».
Издаётся регулярный сборник статей «Педагогика+ТРИЗ». Масса материала в Интернете.
Конечно, больше всего уже разработанных задач по биологии, физике, истории. Почти нет
4 по географии. Поэтому мне кажется очень интересным создание сборника творческих
задач именно по своему предмету. Очень хочется порекомендовать применение методов
ТРИЗпедагогики всем учителям.
Стороны общения:
1) информативная Не просто все обдумать, обработать,
Чтоб содержанье дальше передать
И стоит эту важную работу
Информативной функцией назвать.
2) интерактивная На результат хороший не надейся,
Пока меж нами нет взаимных действий.
Научимся терпенью, уваженью
Мы в поисках совместного решенья.
3) перцептивная Учись другого понимать,
Его любить и принимать.
Стремись с девизом жить таким:
«Живи, и жить давай другим»
5
Методы ТРИЗ-педагогики на уроках географии
Методы ТРИЗ-педагогики на уроках географии
Методы ТРИЗ-педагогики на уроках географии
Методы ТРИЗ-педагогики на уроках географии
Методы ТРИЗ-педагогики на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.