Методы развития навыков работы с информацией
На уроках физики можно предусмотреть следующие методы, которые поддерживают работу с информацией:
Методы развития навыков прогнозирования и аналитики:
Метод «Насколько вы верите?».
Здесь даются правильные и не правильные выводы, опорные слова.
Метод можно применять при работе с любой текстовой информацией.
Метод денотатного графа.
1. Основное понятие в информации определяется через опорное слово.
2. Определяются глаголы, которые характеризуют опорное слово и его свойства, признаки и отличия.
3. Первоначальное опорное слово спрягается по пунктам.
4. Пункты и опорные слова идентифицируются.
«Бортовой журнал».
По теме ученики будут заполнять таблицу следующего содержания: «Что я раньше знал по заданной теме», «Узнал после изучения текста», «Прогнозы», «Новые сведения»
Метод РАФТ
Один из инструментов, широко применяемых для развития критического мышления учащихся – это метод РАФТ (стратегия RAFT). Он дает возможность, всесторонне анализируя и развивая навыки написания, рассмотреть предусмотренную тему.
Таблица РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема)
Роль От кого пишется текст |
Аудитория Для кого пишется текст |
Форма В какой форме пишется текст, жанр (письмо, жалоба, заявление, благодарность, пояснительная заявка, песня, и т.д.) |
Тема О чем будет текст? Тема для текста |
|
|
|
|
Шаги по использованию метода РАФТ:
1. Определить актуальную тему
2. Повесить таблицу РАФТ на стене (или написать на доске)
3. Определить роли, которые имеют отношения в данной теме (посредством мозгового штурма) и записать их в 1-ый столбик таблицы.
4. Определив аудиторию, для кого или для какой организации пишется текст, записать ее во втором столбике таблицы.
5. Определить роли и жанры, которые можно применять в аудитории, записать в 3-ем столбике таблицы.
6. Определить темы, которые могут быть сюжетом текста, записать в 4-ом столбике таблицы.
7. Предложить ученикам выбрать из таблицы какую-нибудь роль, и от ее имени по одной теме из таблицы (4-ый столбик) подготовить текст в удобном для конкретной аудитории жанре.
8. Прослушивание готовых работ.
Если задание выполнено в малых группах, то каждая группа может выбрать одну лучшую работу и предоставить ее от имени группы.
Метод IDEAL.
Проблемные ситуации – это удобный метод для работы с предоставленной информацией.
I – Определить проблему в содержании текста
D – описать проблему
E – определить способы решения проблемы
A – действия по решению проблемы (указать способы решения проблемы)
L – сделать вывод, рефлексировать на выполненную работу.
Таблица ЗХУ
Во время работы с информацией, для развития у учащихся критического мышления можно применять метод «Знаю-хочу узнать-узнал» (таблица ЗХУ).
Цель метода - развивать в познавательном процессе у учащихся навыки рефлексии. Учащиеся на основании сравнения известных им сведений и новых сведений учатся определять свои познавательные потребности. Кроме того, применение метода ЗХУ на уроках дает ученикам возможность развития своего познавательного мышления и творческих способностей. Таблица ЗХУ предоставляет возможность всем классом выполнять масштабную аналитическую работу, а так же связывать результаты отдельных людей с предметными и метапредметными результатами. Таблица метода ЗХУ, предложенная американским ученым Донной Огл в 1984г., пишется в следующей форме:
Таблица ЗХУ
Знаю |
Хочу знать |
Узнал |
|
|
|
|
|
Используемые понятия и опорные слова: А Б
|
Источники 1. 2. |
||
1. Самостоятельная актуализация знания: Применяя опорные слова и короткие словосочетания, каждый ученик в течении нескольких минут будут записывать в столбике таблицы Знаю все, что им известно по заданной теме (индивидуальная работа). После этого обсудив совместно в паре, а затем в малой группе, будут дополнять список сведений и явлений, имеющих отношение к теме.
2. Заполняют столбик используемые понятия и опорные слова.
3. Проблемная ситуация: Что мы хотим узнать? Ученики будут обсуждать важные вещи, которые они хотели бы узнать.
4. Заполняют столбик «Хочу узнать». Ученики могут провести исследовательскую работу и записать все вопросы по данной теме (тексту), о которых они хотели бы узнать.
5. Ученики читают текст (информацию).
6. Заполняют столбик «Узнал». Обсуждают индивидуально и в группе.
7. Вернувшись в столбик «Хочу узнать», отмечает вопросы, на которых не получил ответы.
8. Заполняет столбик «Источники»: записывают источники, в которых ищут информацию по оставшимся без ответа вопросам.
(Взято из Интернета по материалам семинаров института «Открытое общество»).
Этот способ, предназначенный для работы с новой информацией через критическое мышление, также является выгодным способом удачного проведения урока.
В начале урока ученики пишут в столбике «Знаю» все, что им известно по пройденным занятиям (сокращенный вид первоначальной таблицы). Учитель просит класс озвучить в виде диалога все, что они знают, и дает время, чтобы записать в столбике «Хочу узнать» обо всем, о чем бы они еще хотели узнать (могут написать в виде вопроса). После того, как они всем классом обсудили данный столбик, учитель объявляет тему урока и вместе с учениками определяет цель урока. В ходе урока каждый ученик заполняет третий столбик – «Узнал». В конце урока все учащиеся обсуждают, что они узнали во время урока, и рассказывают, что бы они еще хотели бы узнать и где это можно почитать (можно еще записать в столбике «хочу узнать». Таким образом ученики, путем оценки всего, что они знают и еще что должны узнать, определяют тему для дополнительного изучения.
Таблица ЗХУ
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.