Методыразвития навыков работы с информацией
Оценка 4.9

Методыразвития навыков работы с информацией

Оценка 4.9
docx
23.04.2020
Методыразвития навыков работы с информацией
Физ_РМУ_Д 5_1_рус.docx

 

Методы развития навыков работы с информацией

 

На уроках физики можно предусмотреть следующие методы, которые поддерживают работу с информацией:

 

Методы развития навыков прогнозирования и аналитики:

Метод «Насколько вы верите?».

Здесь даются правильные и не правильные выводы, опорные слова.

Метод можно применять при работе с любой текстовой информацией.

Метод денотатного графа.

1.   Основное понятие в информации определяется через опорное слово.

2.   Определяются глаголы, которые характеризуют опорное слово и его свойства, признаки и отличия.

3.   Первоначальное опорное слово спрягается по пунктам.

4.   Пункты и опорные слова идентифицируются.

«Бортовой журнал».

По теме ученики будут заполнять таблицу следующего содержания: «Что я раньше знал по заданной теме», «Узнал после изучения текста», «Прогнозы», «Новые сведения»

Метод РАФТ

Один из инструментов, широко применяемых для развития критического мышления учащихся – это метод РАФТ (стратегия RAFT). Он дает возможность, всесторонне анализируя и развивая навыки написания, рассмотреть предусмотренную тему.

Таблица РАФТ (Роль, Аудитория, Форма, Тема)

 

Роль

От кого пишется текст

Аудитория

Для кого пишется текст

Форма

В какой форме пишется текст, жанр (письмо, жалоба, заявление, благодарность, пояснительная заявка, песня, и т.д.)

Тема

О чем будет текст?

Тема для текста

 

 

 

 

 

 

 

Шаги по использованию метода РАФТ:

1.   Определить   актуальную тему

2.   Повесить таблицу РАФТ на стене (или написать на доске)

3.   Определить роли, которые имеют отношения в данной теме (посредством мозгового штурма) и записать их в 1-ый столбик таблицы.

4.   Определив аудиторию, для кого или для какой организации пишется текст, записать ее во втором столбике таблицы.

5.   Определить роли и жанры, которые можно применять в аудитории, записать в 3-ем столбике таблицы.

6.   Определить темы, которые могут быть сюжетом текста, записать в 4-ом столбике таблицы.

7.     Предложить ученикам выбрать из таблицы какую-нибудь роль, и от ее имени по одной теме из таблицы (4-ый столбик) подготовить текст в удобном для конкретной аудитории жанре.

8.   Прослушивание готовых работ.

Если задание выполнено в малых группах, то каждая группа может выбрать одну лучшую работу и предоставить ее от имени группы.

 

Метод IDEAL.

 Проблемные ситуации – это удобный метод для работы с предоставленной информацией.

I – Определить проблему в содержании текста

D – описать проблему

E – определить способы решения проблемы

A – действия по решению проблемы (указать способы решения проблемы)

L – сделать вывод, рефлексировать на выполненную работу.

 

Таблица ЗХУ

Во время работы с информацией, для развития у учащихся критического мышления можно применять метод «Знаю-хочу узнать-узнал» (таблица ЗХУ).

Цель метода - развивать в познавательном процессе у учащихся навыки рефлексии. Учащиеся на основании сравнения известных им сведений и новых сведений учатся определять свои познавательные потребности. Кроме того, применение метода ЗХУ на уроках дает ученикам возможность развития своего познавательного мышления и творческих способностей. Таблица ЗХУ предоставляет возможность всем классом выполнять масштабную аналитическую работу, а так же связывать результаты отдельных людей с предметными и метапредметными результатами. Таблица метода ЗХУ, предложенная американским ученым Донной Огл в 1984г., пишется в следующей форме:

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу знать

Узнал

 

 

 

Используемые понятия и опорные слова:

А

Б

 

Источники

1.       

2.       

 

1. Самостоятельная   актуализация знания: Применяя опорные слова и короткие словосочетания, каждый ученик в течении нескольких минут будут записывать в столбике таблицы Знаю все, что им известно по заданной теме (индивидуальная работа). После этого обсудив совместно в паре, а затем в малой группе, будут дополнять список сведений и явлений, имеющих отношение к теме.

2. Заполняют столбик используемые понятия и опорные слова.

3. Проблемная ситуация: Что мы хотим узнать? Ученики будут обсуждать важные вещи, которые они хотели бы узнать.

4. Заполняют столбик «Хочу узнать». Ученики могут провести исследовательскую работу и записать все вопросы по данной теме (тексту), о которых   они хотели бы узнать.

5. Ученики читают текст (информацию).

6. Заполняют столбик «Узнал». Обсуждают индивидуально и в группе.

7. Вернувшись в столбик «Хочу узнать», отмечает вопросы, на которых не получил ответы.

8. Заполняет столбик «Источники»: записывают источники, в которых ищут информацию по оставшимся без ответа вопросам.  

(Взято из Интернета по материалам семинаров института «Открытое общество»).

Этот способ, предназначенный для работы с новой информацией через критическое мышление, также является выгодным способом удачного проведения урока.

В начале урока ученики пишут в столбике «Знаю» все, что им известно по пройденным занятиям (сокращенный вид первоначальной таблицы). Учитель просит класс озвучить в виде диалога все, что они знают, и дает время, чтобы записать в столбике «Хочу узнать» обо всем, о чем бы они еще хотели узнать (могут написать в виде вопроса). После того, как они всем классом обсудили данный столбик, учитель объявляет тему урока и вместе с учениками определяет цель урока. В ходе урока каждый ученик заполняет третий столбик – «Узнал». В конце урока все учащиеся обсуждают, что они узнали во время урока, и рассказывают, что бы они еще хотели бы узнать и где это можно почитать (можно еще записать в столбике «хочу узнать». Таким образом ученики, путем оценки всего, что они знают и еще что должны узнать, определяют тему для дополнительного изучения.

Таблица ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

 

 

 

 


 

Методы развития навыков работы с информацией

Методы развития навыков работы с информацией

Если задание выполнено в малых группах, то каждая группа может выбрать одну лучшую работу и предоставить ее от имени группы

Если задание выполнено в малых группах, то каждая группа может выбрать одну лучшую работу и предоставить ее от имени группы

В начале урока ученики пишут в столбике «

В начале урока ученики пишут в столбике «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2020