Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры
Оценка 5

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
история +2
10 кл—11 кл +1
01.04.2018
Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры
На основе имеющихся источников автор рассматривает вопросы междоусобной борьбы городов-государств Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры.. В статье подробно освещена борьба за гегемонию в Месопотамии между городами Лагаш, Умма, Аккад, а также завоевательные походы аккадского царя Саргона Древнего. В статье использованы выдержки из научных работ отечественных и зарубежных историков, а также имеются иллюстрации.
Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV.docx
Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV- XXIII веках до нашей эры Период   24   века   д.н.э.   в   шумерской   истории   приходится   на   начало междоусобных   войн   шумерских   правителей   за   гегемонию   в   регионе   (   так называемый 3­й раннединастический период ). К   концу   25   века   д.н.э.   среди   нижнемесопотамских   номов   особое   по­ ложение   приобрел   Лагаш,   который   по   богатству   уступал   разве   что   Уру­ Уруку.  Лагашские   правители    (  в  частности  Ур­Нанше )  не   менее   прочих мечтали о гегемонии в Месопотамии, но путь к центру страны им преграждал соседний город Умма, расположенный в месте разветвления рек И­Нина­гены и Итурунгаль.  Лагаш  В   начале   24   века   д.н.э.   правитель   Лагаша   Эанатум   начал   длительную войну   с   Уммой   за   право   обладания   плодородной   долиной   Гуэден ирригационная система которой питалась ( как и система Лагаша ) только водами Итурунгаля ( притока Евфрата ). Эта долина была разграничена еще в 27 веке д.н.э. третейским судом кишского   правителя   Месилима   и   жители   Уммы   самовольно   захватили   не принадлежащую им землю. Правитель Лагаша направил в Умму своих послов с   требованием   вернуть   захваченную   территорию,   однако   это   посольство результата не достигло. Согласно   легенде,   правитель   Лагаша   увидел   сон,   в   котором   к   нему явился   главный   бог   Лагаша   Нингирсу   с   повелением   восстановить справедливость. Эаннатум Война   шла   с   переменным   успехом   и   приняла   затяжной   характер. Шумерская знать сражалась на колесницах, а рядовые воины – в пешем строю. Темп боевых действий был медленным. Маневренность и быстрота не могли быть   присущи   воинам,   вооруженным   огромными   тяжелыми   щитами   и примитивными неповоротливыми повозками.  В ходе разыгравшегося сражения Эаннатум применил боевое построение ( прообраз греческой фаланги ), состоящее из копьеносцев и прикрывающих их щитоносцев, вследствие чего ему удалось разбить войска Уммы, которыми командовал царь Уш, нанеся противнику огромный урон в людях. Победа в этом сражении была изображена на так называемой "Стеле коршунов": «Я, Эанатум, на Умму, подобно злому ветру ветров, потоп наслал… Людей Уммы оружием поразил, горы трупов насыпал. …Эанатум ударил, 3600 трупов   нагромоздил.   …Я   —   Эанатум   —   для   Нингирсу   чужие   земли разрушил, Нингирсу его любимое поле Гуэден в руки вернул.» «Стела коршунов» В   результате   этой   победы   пограничная   стела   Месилима,   разбитая воинами   Уммы,   была   восстановлена,   а   часть   спорной   территории   была передана Умме при условии ежегодных выплат последней 300 тыс. л. зерна Лагашу, причем суверенитет этой территории правитель Лагаша оставлял за собой. Новый царь Уммы Энакале дал торжественную присягу шумерским богам   в   том,   что   жители   города   никогда   не   переступят   границы   долины Гуэден.  В дальнейшем Эаннатум не ограничился этим успехом и совершил похо­ ды на города Ур,   Мишеме, Аруа и ( возможно ) Ларсы. Войска их были разбиты и Эанатум продолжил завоевание гегемонии Лагаша в Месопотамии.  На севере войска Эаннатума дошли до государства Мари, являвшегося важным центром на торговом пути по Евфрату. Возможно, именно Эаннатум разрушил Мари, разграбив ее храмы и жилые районы до такой степени, что к началу 22 века д.н.э. государство Мари совершенно исчезло с политической арены Месопотамии. Та же  «Стела  коршунов» сообщает  нам  о  том,  что  войска  Эаннатума «победили Элам и Субарту – горные страны строительного леса». По всей видимости,   Эаннатум   воевал   с   Эламом   неоднократно,   так   как   в   другой надписи   говориться,   что  «эламит   напал   на   Эаннатума.   Он   прогнал эламита   в   его   страну».  Скорее   всего,   речь   идет   о   войне   с   одним   из важнейших номовых государств Элама Адамдуне. Уже в конце своего правления Эанатум разгромил объединенные войска Акшака и Киша. Киш был захвачен лагашскими воинами, а лугаль Акшака Зузу с позором бежал ( не исключено, что он был убит ). После этой победы Эанатум   присвоил   себе   титул   «лугаль   Киша»,   что   фактически   означало гегемонию над всеми городами­государствами Месопотамии ( впрочем, его преемники не смогли надолго сохранить этот титул ). Вотивная   надпись   Эанатума   гласит   :  «Эанатум   Элам   —   гору удивительную   —   оружием   поразил,   горы   трупов   там   насыпал,   энси штандарта Уруа, во главе стоявшего, оружием поразил, горы трупов там насыпал. Город Умму оружием он поразил, горы трупов там насыпал, богу   Нингирсу   его   любимое   поле   Гуэден   в   его   руки   вернул.   Город   Урук оружием   он   поразил,   город   Ур   оружием   поразил,   Ки­Уту   оружием поразил, город  Уруаз разрушил, его энси убил, город Мишиме  разрушил, город Аруа уничтожил. Перед Эанатумом, названным именем вместе с (?) задрожали Из­за   Эанатума   Элам   задрожал,   Элам   в   свою   страну   вернулся,   Киш задрожал, царь Акшака в свою страну вернулся. Эанатуму, энси Лагаша, все   страны   покорились.   Бог   Нингирсу   Элам,   Субар,   Уруа,   от   (канала) Асухура оружием поразил. Киш, Акшак, Мари от Антасурры бога Нингирсу оружием поразил».   Нингирсу, страны   Вместе   с   тем,   гегемония   Лагаша   была   достаточно   призрачной.   Так, городом Ниппур и отрезком территории по Евфрату от Ниппура до Урука Эанатуму овладеть не удалось, хотя он и пользовался признанием в Ниппуре. По настоящему не был завоеван Эанатумом и Урук, где продолжала править II­я династия Урука, а власть Эанатума в Уре продолжалась недолго, и вскоре Ур вошел в состав городов­государств II­й династии Урука.   все   чужие     Во   время   правления   младшего   брата   Эанатума   –   Эанатума  І  Умма собрала большое войско, состоявшее преимущественно из наемных воинов, и нанесла   Лагашу   поражение.   Это   позволило   Умме   прекратить   выплаты   и оставить спорные территории за собой.  Спор за обладание долиной Гуэден продолжался еще около   полувека. Новый   правитель   Лагаша   Энметена   (    Энтетена   или   Энтемена  ),  якобы получивший из рук верховного бога Энлиля «скипетр определения судьбы», начал новую войну против Уммы, правитель которой Ур­Лумма призвал к себе   в   союзники   эламитов   либо   воинов   соседнего   государства   Хамази   и вторгся на территорию Лагаша.  Энтемена двинулся ему на встречу и под некой Гана­угиггой сразился с ним.  Уммаиты  потерпели  поражение  и  бежали.  Энметена  преследовал  их  до самой Уммы. Кроме того, лагашцы уничтожили отборный отряд Ур­Луммы из 60 воинов на берегу канала Лумма­гирнунта. По­видимому, в следствии этих неудач в войне в Умме вспыхнуло восстание, Ур­Лумма был свергнут и убит, а  его  место  занял  жрец  Иль.  Иль  также  отказался  платить  Лагашу  дань  и заявил  свои  претензии  относительно  территории  Гуэдинны.  Как  ни  запутан составленный летописцами Энтемены текст, однако можно догадаться, что до войны  дело не  дошло, перемирие же  было заключено на  основании  решения, навязанного какой­то третьей стороной — по­видимому, тем же чужеземным союзником  Уммы. Была  восстановлена  прежняя  граница, но  граждане  Уммы не понесли никакого наказания:  они  не только  не должны  были выплачивать долги  или  дань,  им  даже  не  пришлось  заботиться  о  снабжении  водой пострадавших от войны земледельческих районов.   Об   этих   событиях   нам   свидетельствуют   надписи   на   глиняном   конусе Энтемена.  При последующих правителях Лагаша – Энентарзи и его сыне Лугальанде хозяйство бога и хозяйство энси становятся неразделимы, а дистанция между знатью и простолюдинами приобретает угрожающий характер. Не менее двух третей храмовых  хозяйств перешли во владение лагашских  правителей, их жен и детей. От воли правителя теперь зависело назначение на жреческие должности. В то же время ни Энентарзи, ни Лугальанда ничего не сделали для укрепления военной мощи своего города. Все это послужило причинами для мощного всплеска народного недовольства.    В конце 24 века д.н.э. ( по некоторым данным примерно в 2317 году д.н.э.  )   «  дети   Лагаша»  ­   т.е.  общинники,  рядовые   воины,   ремесленники, низшие жрецы и городская беднота восстали против своего энси – Лугальанды и   лагашской   знати.   Во   главе   восставших   стал   лагашский   сановник   и родственник Лугальанды ­   Уруинимгина ( Урукагина ), который правильно оценивал   внешнеполитический   фактор   –   падение   гегемонии   Киша, ослабленного войной с Уммой. Устранив   Лугальанду,   Уруинимгина   начал   проводить   реформы, направленные на улучшение положения малоимущих слоев населения, однако существенной пользы они не принесли.   Табличка Уруинимгины Кроме   того,   реформы   Уруинимгины,   объективно   направленные   на ослабление   власти   знати   в   Лагаше,   обеспокоили   знать   других   городов­ государств   Месопотамии.  Это   привело   к   тому,  что   примерно   с 2314  года д.н.э. (  по  некоторым данным с 2318 года  д.н.э.) Уруинимгина  ввязался  в новую   войну   с   Уммой,   официальной   причиной   которой   был   все   тот   же территориальный   конфликт   ­Лагаш   был   последним   крупным   номом, сохранившим   независимость   на   И­Нина­гене   и   имевшим   свои   собственные выходы к Эламу и морю. Многие   граждане   Лагаша   были   недовольны   Уруинимгиной.   Это   были, прежде   всего,   чиновники   и   воины   прежнего   энси   –   Лугальанды,   которых новый   правитель   Лагаша   лишил   их   доходной   службы,     купцы     и   богатые землевладельцы, которые не могли более безнаказанно грабить бедняков, и рабы, которые продолжали страдать от непосильной работы.  К   этому   времени,   правивший   в   то   время   Уммой   Лугальзагеси, унаследовал от 1­й династии Ура ­ 2­й династии Урука власть над всем югом Нижней Месопотамии и имел хорошую и многочисленную армию.  Получив власть в Умме ( примерно в 2336 году д.н.э. ), Лугальзагеси овладел вначале Уруком и Уром, а затем и Ниппуром. Это было его огромной стратегической победой, так как Лугальзагеси получал, таким образом, власть над всеми городами по нижнему Евфрату и Итурунгалю. В числе городов, попавших под власть Лугальзагеси древние списки называют Ларсам ( часть нома Урук ), Эреду ( часть нома Ур ) и Адаб. Для достижения полной гегемонии на пути Лугальзагеси стояли города Лагаш   и   Киш.   Первым   объектом   для   достижения   цели   правитель   Уммы избрал   Киш,   господствовавший   над   сетью   северных   каналов   Нижней Месопотамии.   Война   Уммы   против   Киша   (   примерно   в  2316   году   д.н.э.  ) велась успешно для Лугальзагеси. В своей надписи он утверждает, что бог Энлиль   «  от   Нижнего   моря   по   Тигру   и   Евфрату   до   Верхнего   моря предоставил ему путь ».  Это, конечно, не означает, что войска Уммы прошли по Тигру и Евфрату от Персидского залива до Средиземного моря, так как на Тигре путь к заливу преграждал еще не завоеванный Лагаш, а на Евфрате надпись Лугальзагеси не упоминает ни одного завоеванного города. Некоторые историки полагают, что под   угрозой   военного   вторжения   сильной   армии   Уммы,   Киш   и   другие северные города Двуречья дали согласие на разработку уммийскими купцами серебряных и медных рудников, а также кедровых лесов севера. Вместе   с   тем,   успех   Лугальзагеси   в   объединении   городов   Южного Двуречья имел не военную, а духовную основу, так как он был избран жрецом в   каждом   из   номов   в   отдельности   и   не   имел   там   военной   власти.   Таким образом,   новое   государственное   образование   представляло   собой конфедерацию номов, объединенных персоной верховного жреца в порядке личной унии. Вполне естественно, что такое образование было рыхлым и не имело единой военной силы, как это было при создании военного союза во главе с Уруком. Примерно в 2315 году д.н.э. многочисленные войска Уммы подошли к стенам Лагаша и осадили его. Лагаш считался очень сильной крепостью. Его высокие   крепостные   стены   были   сложены   из   обожженного   кирпича, скрепленного   асфальтом.   Такую   стену   не   могло   пробить   ни   одно   осадное орудие   того   времени.   В   город   вели   шесть   ворот,   которые   круглосуточно охранялись   стражей.   Ночью   ворота   закрывались,   и   в   город   попасть   было невозможно.   Стены   крепости   имели   27   сторожевых   башен,   из   которых   на штурмующего врага сыпались тучи стрел,  лилась горячая и густая смола. В   осажденном   городе   быстро   закончилось   продовольствие,   и   начался голод.  Рабов  вовсе   нечем   было   кормить,  в   результате   чего   многие   из   них тайком бежали из города в Умму. Наконец иссякла вода в колодцах и перед жителями Лагаша встала конкретная угроза гибели. Недовольство в городе росло,   и   Уруинимгине   все   труднее   и   труднее   было   сдерживать   как   атаки противника, так и собственных подданных. К шестому году его правления все храмы и общины, лежащие между каналом на границе с Уммой и пригородами нома, были разрушены и разорены.    В   результате   долгой   и   упорной   войны   примерно   в   2312   году   д.н.э. Лугальзагесси   удалось   нанести   поражение   Лагашу,   захватить   добрую половину   его   территории   (   правителю   Уммы   отошла   северная   часть лагашского нома ). Уруинимгина,   опасаясь   пленения,   покинул   Лагаш   и   перенес   свою резиденцию поближе к морю в городок Э­Нинмар, где его следы теряются. Эти события нашли свое отражение в документе, написанном лагашскими жрецами,   который   историки   называют   «   Плач   об   Уруинимгине»:  «Люди Уммы   бросили   огонь   в   Эникалу,   подожгли   (храм)   Анташурра,   унесли серебро   и  драгоценные   камни,   потопили   в   крови  дворец   Тираш,  в   храме Абзибанда,  в святилищах  Энлиля  и Баббара  они  пролили  кровь… (идет длинный перечень разгромленных, сожженных и разграбленных храмов и других зданий), унесли зерно с Гинарбаниру, поля бога Нингирсу, которое было   обработано.   Люди   Уммы,   опустошив   Лагаш,   согрешили   против Нингирсу. Могущество, пришедшее к ним, будет у них отнято. Царь Нгирсу Уруинимгина   не   грешен   в   том.   Что   же   касается   Лугальзагеси,   энси Уммы, то пусть его богиня Нисаба несёт на своей главе бремя греха сего».  Вместе с тем, одолев Киш, Лугальзагесси не уничтожил его лугалей, а победив Лагаш, он не сумел отстранить от власти Уруинимгину, в результате чего   Шумер   конца   24   века   д.н.э.   представлял   собой   некий   нестабильный военный союз. Между   тем,   необходимость   централизации   сети   искусственного орошения,   защиты   страны   от   иноземных   завоевателей,   горных   и   кочевых племен,   постоянно   вторгавшихся   в   Месопотамию,   настоятельно   требовала объединения всего Шумера в единое крупное государство.  В своих надписях Лугальзагеси  хвастливо заявлял, что  « он дал Уруку заблистать в радости, подняв голову Ура, как голову быка до самого неба, наградил Ларсу, любимый город Баббара, водою радости, Умму, любимый город бога ….поднял до высокого могущества». Однако власть Лугальзагеси была недолгой. Государство Умма в период правления Лугальзагеси После поражения Киша от войск Лугальзагесси в результате дворцового переворота в 2316 году д.н.э. власть в городе захватил бывший садовник и чашеносец предыдущего правителя Ур­Забабы Саргон ( или Шаррукин – в переводе с семитского «царь истинен» ).    Саргон Древний Пользуясь   слабостью   шумерских   правителей   на   севере   Двуречья,   в течение   трех лет Саргон обеспечил себе гегемонию на Евфрате, вероятно признанную   в   Сирии  эном  Эблы,   открывшим   новому   правителю   дорогу   к Средиземному морю. Он также захватил большую часть южного нома Урук, вследствие чего приобрел сильную базу для дальнейших походов на юг. После этого Саргон избрал своей столицей небольшой семитский городок Аккад ( его  местоположение неизвестно ученым до сих пор, возможно он находился   в   номе   Сиппар,   где   на   севере   Ки­Ури   начиналось   разветвление каналов   между   Евфратом   и   Тигром   ).   Осуществив   ряд   военных   реформ, Саргон начал распространять свое влияние на Верхнюю Месопотамию, дойдя до   Средиземного   моря.     не   смог продвинуться далее Ниппура, а также сделал Урук своей резиденцией, что было продиктовано опасностью, исходившей с севера.   Вследствие   этого   Лугальзагесси   Некоторое   время   Саргон   и   Лугальзагесси   мирно   сосуществовали, разделив   между  собой  Двуречье  на  две  половины:  северную  и  южную.  Но политические взгляды этих правителей были диаметрально противоположны. Для   Лугальзагесси   был   свойственен   чисто   шумерский   путь   политического развития,   который   представлял   собой   замкнутый   цикл   –   борьба   сильного лидера   со   своими   соперниками   за   право   обладания   властью,   затем, столкновение   лидера   и   общины,   которая   не   хочет   усиления   его   власти   и требует   подчинения   нормам   коллективизма,   и,   наконец,   приход   нового лидера, который сперва поддерживает требования общины, а затем проявляет себя как новый гегемон.   Совершенно иной путь видел перед собой Саргон, стремившийся   к   унификации   власти   и   политическому   объединению   всего Двуречья.   После   шаткого   мирного   сосуществования   Саргон   со   своими   войсками устремился   на   юг   Месопотамии,   один   за   другим   захватывая   шумерские города. Он предложил Лугальзагесси породниться путем дипломатического брака, но получил отказ и начал военные действия против Урука. Противостоящие войска коренным образом отличались друг от друга. Со времен Эанатума тяжелая и неповоротливая армия шумеров вынуждена была вести военные действия против подвижных и маневренных отрядов аккадцев. Используя свое очевидное преимущество, аккадские войска Саргона  быстро разгромили армию Урука, состоящую из войск 50­ти подвластных ему энси, а Лугальзагесси был взят в плен и в медных оковах проведен в торжественной процессии, состоявшейся в городе Ниппур ( впоследствии он был казнен ). Несмотря на сокрушительное поражение, нанесенное Саргоном Уруку и его   союзникам,   а   также   разрушение   крепостных   стен   Урука,   уже   на следующий   год   правитель   Аккада   вынужден   был   вновь   выступить   против коалиции  лугалей  юга,   возглавляемых   правителем   Ура.   Разбив   войска коалиции, Саргон направился по Итурунгалю против Уммы, а затем и против Лагаша.   Воины   Аккада,   двигаясь   от   Лагаша   к   морю,   заняли   временную столицу Лагаша город Э­Нинмар, примерно в 2311 году д.н.э. захватили всю лагашскую территорию и достигли «Нижнего моря» ( лагуны Персидского залива   ),   где   совершили   обряд   омовения   оружия.   В   результате   военных действий, энси Уммы Мес­э был взят в плен, а судьба  правителя Ура осталась неизвестной.    По словам самого Саргона, в результате 34 военных походов он завоевал все важнейшие города Нижней Месопотамии. Таким образом, впервые при Саргоне Древнем вся Месопотамия была объединена.  Вот   как   повествует   об   этих   событиях   царская   надпись   на   одной   из табличек Саргона Древнего :«Саргон, царь Аккаде, машким Инанны, царь Киша, гуда­жрец Ана, царь Страны, великий энси Энлиля, разорил город Урук, разрушил его стены; бился с мужами Урука, покорил их; бился с Лугальзагеси,   царём   Урука,   взял   его   в   плен   [и]   доставил   его   в   шейных колодках к воротам Энлиля. Саргон, царь Аккада, бился с мужами Ура, покорил их, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены; разорил Э­Нинмар, разрушил его стены, разорил его территорию от Лагаша до моря, омыл своё оружие в море; дрался с мужами Уммы, покорил их, разорил их город [и] разрушил его стены. Саргону, царю Страны, Энлиль не дал равных; [действительно] Энлиль даровал ему всю территорию от моря наверху до моря внизу. Аккадцы (дословно „сыны Аккаде“) получили энство [повсюду] от нижнего моря и выше. Мужи Мари [и] мужи Элама служили Саргону, царю Страны [как своему господину].   Саргон,   царь   Страны,   восстановил   Киш   [и]   дал   этот   город   им [людям Киша], в качестве места жительства. Кто когда­либо разрушит эту надпись — пусть Уту выбьет [из­под] него основу; пусть лишит его семени». На 11­м году своего правления ( 2306 год д.н.э. ) Саргон предпринял большой поход вверх по Евфрату через Туттуль ( совр. Хит ), Мари ( совр. Телль­Харири, на границе современного государства Сирии ), Яримуту ( в Северной Палестине ) и Эблу ( совр. городище Телль­Мардих в Северной Сирии за Евфратом ) к Кедровому лесу ( горы Аманус в Северной Сирии ) и Серебряным горам ( Малоазийский Тавр близ Киликийских ворот ).   Сам Саргон горделиво называл себя « царем страны, которому Энлиль не давал врага от Верхнего моря ( Средиземное море – авт. ) до Нижнего моря ( Персидский залив – авт. )». В надписи на одной из статуй Саргон именует себя царем «Верхней страны», т.е. царем «Мари, Ярмути и Ибла, вплоть до Кедрового леса и Серебряных гор». «Саргон,   царь   Киша,   одержал   победу   [над   городами]   в   тридцати четырёх сражениях до самого моря [и] разрушил их стены. Он заставил суда из Мелуххи, суда из Магана [и] суда из Дильмуна причалить в бухте Аккаде. Саргон,  царь,   простёрся  перед  Даганом   [и]  вознёс  ему   молитву;   [и]  он [Даган] даровал ему верхнюю землю, [а именно] Мари, Ярмути [и] Иблу, вплоть до Кедрового леса [и] до Серебряной горы. Саргон,   царь,   которому   Энлиль   не   позволил   иметь   равных,   —   5400 воинов ежедневно едят перед ним хлеб. Кто   когда­либо   сотрёт   эту   надпись   —  пусть   Ан   сотрёт   его   имя; пусть Энлиль лишит его семени; пусть Инанна …». Древние   легенды   (   в   частности   эпическая   песня   «   Царь   битвы»   ) повествуют   о   том,   что   к   Саргону   обратились   семитские   купцы   из   города Канеша     (   Ганиш   )   в   Малой   Азии   с   жалобой   на   притеснения   со   стороны правителя   города   Пурусханда   (   точное   местонахождение   его   неизвестно, предположительно он находился на равнине Конья ). В   ответ   на   это,   Саргон  «переправился   через   Море   захода   солнца» покорил   и   объединил  «Страну   захода   солнца».   Что   из   этого   является подлинным   историческим   фактом   и   где   следует   искать   «Страну   захода солнца»   неясно.   Однако   археологические   данные   не   подтверждают   столь давнего   проникновения  аккадских  торговцев   вглубь  Малоазиийского полуострова.  Более  достоверна  хеттская  традиция,  считавшая,   что   Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области. Примерно в конце 24 века д.н.э. Саргон  совершил поход на Элам, где в это   время   существовало   два   крупнейших   центра:   собственно   Элам   (   или Адамдун   )   и   Варахасе.   Поход   увенчался   успехом:   аккадцами   были   взяты многие эламские  города,  в  т.ч. Уруа, Аван  и  Сузы,  а также  взяты  в  плен правитель   и   судья   города   Варахасе   Сидгау,  энси  города   Хухнури,  энси Санамсимурру и царь Элама Луххишшан  Также ученым известен поход Саргона на Симирру ( город­государство на реке Нижний ( ныне Малый ) Заб между совр. городами Эрбиль и Киркук ). В первой четверти 23 века д.н.э. Саргон совершил поход против Каштам­ билы, мятежного энси города Казаллу, расположенного на канале Ме­Энлила. В результате похода город был полностью разрушен. В это же время Саргон успешно отразил нападение на Аккад войск Субарту – области по среднему и верхнему течению реки Тигр.  Походы Саргона Древнего и его сыновей В результате государство Саргона Древнего вышло далеко за пределы Двуречья и захватило на севере – Анатолию, а на западе – Сирию и Ливан вплоть до границ Малой Азии.    Объединение Двуречья под властью Саргона привело к созданию проч­ ного   и   централизованного   государства,   в   котором   прослеживались   яркие черты восточной деспотии. Все же, в Эламе, Кише и Уре местные правящие династии остались у власти, а контроль аккадских правителей осуществлялся посредством военных гарнизонов и государственных чиновников ( чаще всего родственников аккадского царя ). После   создания   такого   огромного   единого   государства,   жизнь подавляющей части его населения не улучшилась, вследствие чего, еще при Саргоне   начались   частые   восстания   отдельных   номов.   Согласно   древним преданиям, во время одного из таких восстаний самому Саргону пришлось прятаться в городской сточной канаве ( правда потом это восстание было жестоко подавлено ). Основной причиной таких восстаний было стремление местных номовых энси  к восстановлению старой политической системы, распаду Двуречья на отдельные   номовые   общины   и   сохранению   политической   роли   шумерской олигархии.  Кроме того, монархия Саргона явилась государством не широких масс свободных общинников и царско­храмовых клиентов, а верхушки общества, эксплуатировавшей  труд подневольных людей, лишенных собственности на средства   производства,   верхушки,   лишь   изменившей   свой   персональный состав, но не свою суть. Аккадская монархия боролась с традиционной частью господствующего   слоя,   пытаясь   опереться   в   этой   борьбе   на   армию, состоящую из народа, которому она дала очень мало и положение которого постоянно   ухудшалось.   В   таких   условиях   монархия   не   смогла   создать устойчивых   форм   нового   деспотического   государственного   строя   и обеспечить длительность своего существования.    В связи с этим, восстания продолжались и во время правления сыновей Саргона,   Римуша   и   Маништуша.   Восставших  энси  городов   и   знать поддерживали   самые   широкие   слои   населения,   поэтому   Римуш   при подавлении восстаний вырезал целые города своей страны и казнил многие тысячи пленников. С приходом к власти Римуша в 2260 году д.н.э. весь Шумер охватило восстание, которое возглавил  лугаль  Ура некий Каку ( Энимкуг ). В первом же   своем   походе   Римуш   захватил   в   плен   Каку   и   его   союзников.   Об   этих событиях до нас дошел поэтический «Плач о гибели Ура», приписываемый жрице   Ура,   дочери   Саргона.   Согласно   этого   источника,   стены   Уммы   и некоторых   других   городов   были   срыты,   а   войска   Аккада   вышли   к Персидскому заливу. По данным древней копии с надписей Римуша, было убито свыше 8 тыс. и взято в плен свыше 5400 шумерских воинов, не считая « 5700 мужей из городов Шумера » ( главным образом из Лагаша ), которых победитель « вывел и предал на истребление ».  На обратном пути с юга Римушем был разрушен город Казаллу, захвачен его  энси,  убито свыше 12 тыс. воинов Казаллу и пленено почти 6 тыс. чел. Видимо, было уничтожено практически все население этого нома. Надпись Римуша сообщает о взятии в плен и умерщвлении в общей сложности 54 тыс. чел. и это только в первом походе!   Во время второго похода в 2259 году д.н.э. Римуш совершил набег на государство правителя Хишепратепа – одного из царей Элама, в результате чего   аккадцы   разрушили   несколько   эламских   городов.   Затем   Римуш предпринял более серьезный поход на юго­восток Двуречья: в Дер, Умму, Адаб,   Халлаб   и   Лагаш.  Энси  и  суккали  этих   городов   были   убиты   или захвачены в плен, число убитых только в Дере и Умме составило 9 тыс. чел., не считая 3600 казненных, в плен было уведено до 20 тыс. жителей. Подавив,  таким  образом,  очаги  восстания  в  Нижней   Месопотамии,    в 2258 году д.н.э. Римуш совершил свой третий поход – против эламского царя Варахасе   –   Апалкамеша.   В  сражении  на  реке  между   Аваном   и  Сузами войско Варахасе потерпело поражение, число убитых и пленных было очень значительным. В плен к Римушу попали шагана ( военачальник ) Варахасе по имени Сидгау и шагана города Захары по имени Ункапи ( Сакарпи ).      Видимо, Римуш предпринимал также и походы на север, так как в своей надписи от утверждал, что держит для Энлиля моря Верхнее (Средиземное) и Нижнее (Персидский залив) и все горы. Основной целью расправ Римуша было устрашение   населения   и   пресечение   мятежей   против  династии   Аккаде. Достигнутое, таким образом, временное замирение страны свидетельствует лишь о шаткости власти Римуша. По   преданию,   Римуша   убила   знать,   закидав   его   каменными   печатями, однако Маништуш продолжил политику отца и брата, жестоко подавляя воз­ никающие мятежи. Кроме того, Маништуш продолжил завоевательные походы, начатые при Саргоне. По­видимому, он считал грабительские походы более выгодными, чем грабеж собственных городов.  Первый   поход   Маништуша   был   направлен   против   восточноэламских областей Аншана, расположенного в глубине Ирана ( около современного г. Шираз, Иран ), и Шерихума. В другом своем походе Маништуш « спустил на Нижнее море ладьи, а 42 правителя поселений по ту сторону моря собрались на битву; он их победил и из гор по ту сторону Нижнего моря наломал камня, погрузил его на ладьи и к пристани Аккаде причалил, статую свою изготовил ». Вообще походы на восток в Элам ( вернее эламские города­государства Адамдун, Варахасе, Аншан ) и на запад в Сирию стали традиционными для месопотамских правителей. Примерно в 2236 году д.н.э. к власти в Месопотамии пришел племянник Маништуша, Нарам­Суэн ( Нарамсин ). Его правление началось с подавления очередного мятежа в Кише, к которому присоединились соседние шумерские города – Ниппур, Умма, Урук,  Мари, Куту, Тива, Уруму, Казаллу, Тимтаб, Авак, Ибрат, Дильбат,  и Сиппар.  Подлинные надписи сына Нарам­Суэна Липитили рассказывают о  победе «  в   девяти   походах   за   один   год  »,   что   соответствует   девяти   союзникам кишского правителя Ипхур­Киша (царь Симурры (позднее Забан), царь страны Намар,   царь   Аписаля   (возможно   в   Эламе),   царь  Мари  Мигир­Даган,   царь Мархаши (в Эламе), царь Магана Маниум, царь Ура Лугальана, царь Уммы и царь  Ниппура  Амар­Энлиль   )   и   о   пленении   трех   царей.   Особенно подчеркивается победа над правителем Магана по имени Маниум. По приказу Нарам­Суэна все пленники были сожжены перед богом Энлилем в Ниппуре. Дошедшие   до   нас   источники   свидетельствуют   о   походе   Нарам­Суэна против коалиции семнадцати мятежных правителей, среди которых был царь страны Хатти Памба и царь страны Амурру Хуварува.   Подчинившийся   Римушу   и   Маништушу   Элам,  при   Нарам­Суэне   обрел независимость   и   аккадский   правитель   вынужден   был   заключить   с   этим государством   письменный   договор   о   мире,   который   является   первым дошедшим до нас международным договором. Он составлен в одностороннем порядке от имени правителя Элама, что позволяет многим историкам делать вывод об успешности военных действий войск Нарам­Суэна против Элама. Обязательства эламского правителя были следующими: 1) полная лояльность по отношению к Аккаду ( недопущение враждебности к Нарам­Суэну в Эламе, военная помощь против любых противников Аккада ); 2) выдача беглецов, т.е. отказ в предоставлении убежища тем, кто был враждебен Нарам­Суэну.  В договоре в частности говорится: « Неповиновения Аккаду я у себя не потерплю.   Мой   полководец   пусть   охраняет   (   этот   )   договор   от неповиновения. Враг Нарам­Сина – мой враг, друг Нарам­Сина – мой друг, ( ибо ) дары его ( Нарам­Сина ) приняты. Ради его даров пусть подданные ( Элама   )   защищают   союзников   Нарам­Сина.   …..   Мой   полководец   да отвращает силой зло от Аккада, да прогоняет ( зло ). Враждебный народ пусть он не щадит ». Древние   источники   также   свидетельствуют   о   том,   что   Нарам­Суэн доходил до гор Аманус и до Уллизума ( или Уллазы ) на Средиземном море, разрушил город­государство Арманум в Северной Сирии, одержал победу над западносемитским   скотоводческим   племенем   Диданум,   совершил   поход против лулубеев – горного племен Загроса, проживавших к северо­востоку от Двуречья, а также походы в Верхнюю Месопотамию, на город­государство Тальхатум   (   в   этом   походе   ему   помогали   правители   Субарту,   которые поставляли продовольствие армии Аккада ). Кроме   того,   Нарам­Суэн   разрушил   Эблу   (   совр.   Телль­Мердих   )   – важнейший торговый центр Северной Сирии, имевший широкие политические и торговые связи с Библом в Финикии и даже с Египтом и казнил ее последнео правителя   –   царя   Ибби­Закира.   О   разрушении   Эблы   и   Арманума свидетельствует надпись правителя Арманума Ред­Адада. Кстати разрушение Эблы  в   этот   период   подтверждается   археологически,   а     местоположение Арманума до сих пор не установлено. Имеются также свидетельства о том, что Нарам­Суэн покорил остров Дильмун и совершал походы в Мелухху ( скорее всего территории Западной Индии ), где его войска встретили сопротивление 17 царей. О его войнах с северо­восточными и северными городами­государствами Варахасе,   Наваре,   Симирру,   Мардамоном,   Аписалем   и   даже   Пурусхандой имеются   лишь   легендарные   известия.   Хотя   на   городище   Телль­Брак   в верховьях реки Хабур в Северной Месопотамии ( предположительное место древнейшей   колонии   Южного   Двуречья   )   наряду   с   постройками   времен Римуша   был   обнаружен   и   дворец   Нарам­Суэна,  а   его   наскальная   надпись обнаружена   недалеко   от   истоков   реки   Тигр   (в   районе   современного   г. Диярбакыра).   В   этом   направлении   Нарам­Син,   по­видимому,   доходил   до Урмийского озера. На «Победной стеле», установленной Нарам­Суэн в Сиппаре, говорится, что   он   разгромил   союз   Сатуни,   царя  луллубеев  и   сидурского   царя,   имя которого, на стеле не сохранилось.   Стела Нарам­Сина Но  вместе   с  тем  военный  успех   Нарам­Сина  в  Приурмийском  районе носил   временный   характер.   Судя   по   позднему   эпическому   произведению «Царь Куты (то есть гутиев)», Нарам­Суэну приходилось испытывать и горечь поражения; в тексте описывается, как он трижды посылает войска против вражеской коалиции 70 царей, но ни один воин не возвращается живым. Враги Нарам­Суэна при этом обозначены как «умманманда (войска Манды)», этот термин позже применялся для обозначения населения северо­восточных стран в зоне Урмийского озера. Таким образом, в результате успешных завоеваний вся Месопотамия и Северная Сирия стали неотъемлемой частью Аккадского государства Нарам­ Суэна.  Завоевательная политика Нарам­Суэна не могла не вызвать недовольство соседних   государств,   поэтому   в   последние   годы   23­го   века   д.н.э.   против Аккада   собралась   мощная   коалиция,   в   которую   входили   цари   Ганиша, Курсауры, Амурру, Параши и Амана, а также  царь хеттов. Кроме  того, к коалиции примкнули некоторые семитские города Аккада, стремившиеся к самостоятельности.   Нарам­Суэн   вовремя   узнал   об   опасности   и   в   упорной борьбе сумел отстоять свою власть.  В   2211году   д.н.э.   с   северо­востока   из­за   гор   Загроса   в   Месопотамию хлынули   племена   кутиев     (   гутиев   )   во   главе   с   вождем   Энридавазиром. Завоеватели   были   малочисленны   и   сохраняли   еще   в   значительной   степени родоплеменную организацию. Некоторое   время   борьба   с   горцами   шла   с   переменным   успехом.   В немалой степени военные успехи Нарам­Суэна были связаны с помощью его союзника – царя Элама Пузур­Иншушинака, который предпринял поход на север, стремясь защитить границы Месопотамии от вторжений кутиев. Вместе с тем, этот поход не принес желаемых результатов и смог только отсрочить падение Аккадского государства – постоянные набеги в Двуречье с востока и северо­востока продолжались. Враждебные действия гутиев, луллубеев и других горных племён против Нарам­Сина привели к созданию новой коалиции враждебной  Аккаду. В ней участвовали   тот   же   город  Ниппур,   Симурра   (против   него   выступал   ещё Саргон), Намар (хуррит Навар) и ряд других городов Двуречья. Поскольку повествующий об этих событиях старовавилонский эпический текст неполон, конечную судьбу враждебной Нарам­Суэну коалиции определить невозможно. Лишь   на   основании   других   данных   можно   сделать   вывод   о   том,   что   эта коалиция, видимо, распалась. Из датировочной формулы известно, что Нарам­ Суэну, по­видимому, удалось взять в плен правителя города Симурра. Однако   примерно   в  2200   году   д.н.э.   в   одном   из   сражений   с   кутиями Нарам­Суэн   погиб.   Воспользовавшись   этим,   вождь   кутиев   Энридавизир достиг Сиппара ( город, расположенный неподалеку от Аккада ) и угрожал столице   Месопотамии.   В   сложных   условиях   сыну   Нарам­Суэна Шаркалишарри   удалось   восстановить   власть   династии   в   пределах   Нижней Месопотамии ( он даже вынужден был даже привлечь на свою сторону Элам, уступив его правителю титул " царя всех четырех сторон света" ). Его   походы   носили   оборонительный   характер.   Так,   войска   Аккада отразили   набег   эламитов   на   Акшак,   взяли   в   плен   вождя   кутиев   Сарлага ( Сарлагаба ), предприняли поход против скотоводческих западносемитских племен амореев в степи между Месопотамией и Сирией ( в области Басар, ныне Джебель­Бишри ).  После   смерти   Шаркалишарри   примерно   в   2176   году   д.нэ.   в   стране началась   междоусобица   и   кутии   за   короткое   время   уничтожили   династию Саргонидов, ослабленную частыми войнами.  Изображения   кутиев   до   нас   не   дошли   и   мы   не   располагаем   об   их вооружении   и   организации   войска.   Вероятнее   всего,   племенное   ополчение горцев представляло собой отряды легковооруженной пехоты и их победы над   аккадцами,   прежде   всего,   объяснялись   значительным   численным превосходством.   Не   исключено,   что   кутии   пользовались   поддержкой определенных групп внутри Аккадского государства. Разрушая   и  предавая   огню   шумерские   города,  кутии   так   и  не   смогли успешно  руководить   Месопотамией (  за  91  год  правления  в  Месопотамии сменился 21 царь кутиев ). Впрочем, они и не претендовали на фактическое управление государством, поручив сбор дани правителям Лагаша.

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры

Междоусобные войны в Месопотамии в XXIV-XXIII веках до нашей эры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018