Сценарий к Международному дню грамотности
для учащихся 4 классов
Проверка:
Мрак ** грамм
маг ** мама
гамма ** ирга
кара ** грим
миг ** гам
Тир ** агат
игра
тигр
мир
марка
магма
рак
рама
.Конкурс..
1.Кого,
согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.
4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
4. Какое
растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.
5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.
6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.
4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая
Учитель.
Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе.
конкурс называется «Добавь букву»
Нишан
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:
Газ – глаз;
Порт (место стоянки кораблей) – спорт;
Банк – банка.
Второй конкурс «Скажи одним словом»
Шестьдесят минут -…(час).
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)
Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)
Третий конкурс «Загадки – шутки
Чем кончается день и ночь?(Ь
Что стоит посередине земли?(М)
Чем кончается лето и начинается осень?(О)
Четвертый конкурс «Отгадай слова»
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка)
Его корень в слове «писать»,
Приставка в слове «рассказывать»,
Суффикс в слове «сказка»,
Окончание в слове «рыба». (Расписка)
Пятый
конкурс «Кто кого»
Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.
Проверка:
Мрак ** грамм
маг ** мама
гамма ** ирга
кара ** грим
миг ** гам
Тир ** агат
игра
тигр
мир
марка
магма
рак
рама
Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
.Конкурс..
1.Кого,
согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.
4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
4. Какое
растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.
5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.
6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.
4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая
Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.
В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.
Загадки:
Тридцать три сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Буквы.)
Умный Ивашка
Всю жизнь в одной рубашке.
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт.
(Карандаш.)
Языка не имеет,
А у кого побывает,
Тот много знает.
(Книга.)
Викторина по рассказам о животных «Что я знаю о животных»?
1. Как пьёт слон? (хоботом набирает воду и выдувает её в рот);
2. Какая птица складывает рыбу в мешок? (пеликан);
3. Чем питается орёл? (мелкими зверушками, птицами, зайцами);
4. Может ли медведь залезть на дерево? (может, как и обезьяна);
5. Зачем кенгуру кармашек на животе? (домик для маленького кенгурёнка);
6. Какая птица самая высокая? (страус, она ростом выше человека);
7. Может ли крокодил победить быка? (да, когда бык купается, крокодил его
утянет в воду и ждёт, когда он утонет);
8. Что общего у крокодила, утконоса и курицы? (крокодил и утконос несут яйца,
как и курица);
9. Как своих детей кормит утконос? (утконос ложиться на спину, а детёныши
носиками тыкаются в живот, в надавленную ямку стекает молоко и они клювиками
пьют его, как из чашечки);
10. Как скат защищается от врагов? (на его хвосте есть нарост – тонкая пилочка,
им он может порезать ноги лошади и человеку).
3) тур Иван Сергеевич Соколов-Микитов (17 (29) мая 1892 — 20 февраля 1975) (слайд 29 с гиперссылкой)
Любовь к природе, как, впрочем, и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства. (И.С.Соколов-Микитов)
Познавательная игра «Правда или вымысел?»
Ответ принимается от каждой команды. За правильный ответ – присуждается очко.
1. Умеет ли белка плавать? (правда);
2. Могут ли бобры строить двухэтажные домики? (правда);
3. Можно ли выманить из норки бурундучка с помощью ивовой дудочки? (правда);
4. Может ли крупная рыба поймать горностая? (правда, если он в воде);
5. Можно ли приручить выдру, как собаку? (можно, она будет ловить рыбу);
6. Могут ли муравьи тащить груз, который тяжелее их веса? (могут);
7. Существует ли в природе «муравьиное масло»? (да, оно лечебное);
8. Можно ли по рогам лося установить его возраст? (да, с каждым годом на рогах
прибавляется отросток);
9. Может ли паук спускаться под воду? (да, паук-водолаз носит на брюшке пузырь
с воздухом);
10.Может ли птица ползать по стволу вниз головой? (да. Эта птица – поползень);
11.Правда ли, что воробьи зимой улетают на юг? (нет - это выдумка)
13.Когда мыши вырастают они становятся крысами? (нет)
Международный
день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8
сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире..Сегодня мы
проводим урок , посвященный этой дате.
Угадайте загадку:
Пером сеют,
Глазами жнут.
Головой едят.
Памятью переваривают.
(Грамота)
А что для вас значит быть грамотным?
(Ответы детей)
В письме
электронном, или в обычном
Делать ошибки отнюдь неприлично!
Чтоб каждый запомнил правила эти
День грамоты есть на нашей планете!
С праздником этим я всех поздравляю
Писать без ошибок всем вам желаю!
Задание.Есть в русском языке слова, которые пишутся одинаково, но в зависимости от того, куда мы поставим ударение они имеют различное значение. Поставьте ударение и расскажите что это слово означает.
Итак, пишу на доске: замок-замок, дорога-дорога, искра-Искра, черти-черти, село-село, мука-мука, хлопок-хлопок, стоит-стоит, жила-жила, пропасть-пропасть, трусы-трусы, духи-духи и т.д.(офонимы).
А есть слова, в которых одно и тоже слово имеет различные значения: очки, коса, ключ, бабочка, ручка, лук и др.(омонимы).
В языке
хороших слов
Очень даже много.
Портить их - большое зло.
"ДорогА дорОга".
Одинаково слова
Пишутся порою.
А изменишь звук едва -
Слышится иное.
зАмок есть, а есть замОк.
Есть искрА и Искра.
Если варит котелок -
Разберёшься быстро.
Запятые ставить враз
Научиться сложно.
Но без них значенье фраз
Потерять возможно!
Говорят: "Казнить нельзя
Миловать"... Решитесь.
С пунктуацией в друзьях -
Пригодится в жизни.
Автор Timas
Задание. Продолжите пословицы о грамотности.
Выбирай книгу, как выбираешь…( друга.)
Грамоте учиться – всегда… (пригодится.)
Золото добывают из земли, а знания …(из книг.)
Мир
освещается солнцем, а мир …(знаньем.)
Неграмотный как слепой, а книга глаза …(открывает.)
Хорошая книга – лучший…( друг.)
А без чего невозможно стать грамотным? Что поможет нам в преодолении
неграмотности? Ответы детей.
Задание.Отгадайте загадки.
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
(Буквы.)
Какая водица для грамотных годится?
(Чернила.)
На странице букваря –
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит.)
У стены большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.
(Книжный шкаф.)
Поселились мудрецы
В застеклённые дворцы, в тишине наедине
Открывают тайны мне.
(Книга.)
Сама молчит,
А сто друзей научить может.
(Книга.)
Большая
проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах
неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей.
Итак, что же такое грамотность?
Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке.
Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
Почему
важно быть грамотным? Ответы детей.
А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя.
Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и
компьютерная грамотность.
День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России.
Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь
грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый
набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку
быть успешным. . К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть
выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над
чьими словами будут смеяться.
Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
.Конкурс..
1.Кого,
согласно русской поговорке, ноги кормят?
а) коня;
б) бегуна;
в) сапожника;
г) волка.
2. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло?
а) соловей-разбойник;
б) президент;
в) рак;
г) милиционер.
3. Кто гладок оттого, что поел и на бок?
а) клоп;
б) волк;
в) медведь;
г) кот.
4. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь?
а) земляника;
б) малина;
в) вишня;
г) крыжовник.
4. Какое
растение существует?
а) Петька-и-Василий Иванович;
б) Том-и-Джерри;
в) Саша-и-Маша;
г) Иван-да-Марья.
5. Какие берега обычно бывают у молочных рек?
а) творожные;
б) сметанные;
в) кисельные;
г) масляные.
6. Какой зайка скакал под елочкой?
а) беленький;
б) маленький;
в) серенький;
г) шоколадный.
4. Какой породы овчарок не существует?
а) шотландская;
б) немецкая;
в) кавказская;
г) антарктическая.
2.Игра-хоровое проговаривание.
Есть в русском языке слова, в которых если отнять по одной букве с начала или конца, то остаток слова также имеет смысл.
Например, слово- ПОБЕДА.
-В какой гостинице вы жили?
-«ПОБЕДА».
-Чего вы ждали?
-ОБЕДА.
-Что случилось?
-БЕДА.
-Что пропало?
-ЕДА.
-Вы кричали?
-ДА.
-Что кричали?
-А!
3.Игра «Собери слово»
След + опыт= следопыт
Зал + ежи= залежи
Газ +ель= газель
Фа +соль=фасоль
Град+ус=градус
Банк + рот=банкрот
Буй +вол=буйвол
4.Игра «Буквы заблудились».
Сейчас я прочитаю стихотворение, в котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку , назвать правильное слово и сказать, какая же буква заблудилась.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нем!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник:- Ой!
Двери гонятся за мной! (звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (маки)
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползет зеленый лук (жук)
С длинными усами!
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (сом)
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей. (грачей)
Мы собрали васильки,
На головах у нас –щенки. (венки)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (коне)
Жучка будку не доела: (булку)
Неохота . Надоело.
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву. (лес)
Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
Миша дров не напилил,
Печку кепками топил. (щепками)
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (чайки)
А.Шибаев
4.Задание.
Называю слово в единственном числе, а вы должны сказать его во множественном.
Кот- коты
Плот- плоты
Беда- беды
Мука-
Крот- кроты
Грот- гроты
Дуга- дуги
Рука- руки
Еда-
Слива-сливы
Грива- гривы
Диво-
Итог: не всякое слово имеет множественное число.
И в завершить наш урок хотелось бы следующим стихотворением:
Пусть
грамота ошибки исправляет,
И ты не прекращай её учить,
Кто учится, тот многое познает,
И проще будет нам в России жить.
Работай с пунктуацией и чаще
За книгу вечерком садись, читай,
Пусть будет жизнь твоя разнообразней,
Лишь знания, не бойся – поглощай.
Приложение.
Чтение по ролям. Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
-
Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу
мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо
будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему
же надо будет». Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно
ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял?
Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да?
Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована!
Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.