Межпредметный проект как
одна из форм формирования
гражданской идентичности
подростка
(Из опыта применения метапредметных технологий)
Синтез интегральной и
проектной технологий
«Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи»
Ян Амос Коменский
«…знания и идеи, сообщаемые какими бы
то ни было науками, должны органически
строиться в светлый и, по возможности,
обширный взгляд на мир и его жизнь…
…система знаний позволяет подняться до
высоких логических и философских
отвлечений, а обособленность знаний
приводит к омертвлению идей, понятий»
К.Д. Ушинский
• Методологическая основа межпредметных
связей - всеобщая связь явлений – наиболее
общая закономерность существования мира,
представляющего собой результат и проявление
универсального взаимодействия всех предметов
и явлений.
• Межпредметные связи - это такие взаимосвязи в
учебных дисциплинах, которые осуществляют
снятие главного противоречия между целостным
представлением о мире и частным его видением
с позиции отдельной науки.
В широком смысле:
основополагающий принцип дидактики,
способствующий координации и систематизации
учебного материала из различных предметов,
формирующий у учащихся посредством
общенаучных знаний и способов их получения
концептуальный стиль мышления.
Межпредметные связи
Информационные
Фактические
Теоретические
Понятийные
Хронологические
Предшествующие
Сопутствующие
Последующие
Между фактами и понятиями
Между методами научного исследования
Связи способов обучения видами
познавательной деятельности
Связи формирование УУД
Функции межпредметных
связей:
• методологическая;
• образовательная;
• развивающая;
• воспитывающая;
• конструктивная.
КРАЕВЕДЕНИЕ
• Индивидуальный маршрут
• Метапредмет «Знание»
• Метапредмет «Знак»
• Метапредмет «Проблема»
Организация процесса
проектной
деятельности
Шаг 1. Определение целей, задач.
Шаг 2. Определение средств и
приёмов организации деятельности.
Шаг 3. Анализ содержания
материала.
Шаг 4. Отбор содержания
материала.
Шаг 5. Планирование проекта.
Specific
(конкретнос
ть)
Measurable
(измеримост
ь)
Achievable
(достижимос
ть)
Rewarding
(выгодность
)
SMART -тест
Есть ли точное выражение того, что именно
должно быть получено в итоге реализации
проекта? Четко ли определено, что именно
относится к этой цели?
Сможем ли мы увидеть и измерить
результаты проекта в целом и его отдельных
частей? Сможет ли третья сторона
однозначно определить, достигнута ли цель?
Реальна ли поставленная цель? Возможно ли
достижение заявленной цели с учетом
имеющихся ресурсов? Можно ли ее достичь
при возникновении прогнозируемых
затруднений?
Какая польза или выгода будет получена в
результате достижения цели командой
проекта, иными заинтересованными
сторонами? Кто конкретно и какую
конкретно выгоду сможет извлечь из
достижения данной цели? Вносит ли
достижение данной цели существенный
• http://cyberleninka.ru/article/n/mezh
predmetnyy-obrazovatelnyy-proekt-
kak-mnogofunktsionalnaya-forma-
intellektualnogo-vospitaniya-
shkolnikov