МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР
ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Болтенкова В.А., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Сорокинская ООШ» Старооскольского городского округа
В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Приведем одно из определений: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве».
Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса.
При установлении и реализации межпредметных связей на том или ином уровне необходимо:
- исходя из темы, четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение ведущих положений и основных знаний изучаемой темы;
- обеспечивать активность учащихся по применению знаний из других предметов;
- объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;
- содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов;
- нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.
Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок.
В литературе приводятся данные, полученные путем анализа материалов анкет. Они показывают, что большинство учителей осознает необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения. При этом приводятся следующие аргументы:
- «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,
- «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора школьников»,
- «развивается умственная деятельность»,
- «появляется желание учиться»,
- «формируются положительные нравственные качества».
Данные ответы свидетельствуют о понимании учителями роли межпредметных связей в решении задач образования, развития и воспитания школьников.
Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и получили признание ученых.
К этим приемам относятся: напоминание, задачи и вопросы на межпредметной основе, другие общепринятые методы обучения.
Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания.
Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее экономным путем воспроизведения знаний смежных предметов является напоминание учителем того, что уже известно учащимся.
Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому - первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:
- сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им известны из ранее изучаемого смежного предмета;
- поставить вопрос, ответ на который требует припоминания материала смежного предмета;
- дать задание на припоминание другой дисциплины;
- привлечь известное произведение, художественный образ, событие из изученного произведения;
- организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.
В повседневной практике различные методические приемы по использованию межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового материала, особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что беседа-такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.
Непременное условие применения этого метода - наличие знаний из ранее пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного опыта учащихся.
В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений, выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены, необходима систематическая работа по закреплению изученного материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.