Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения
Оценка 4.9

Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения

Оценка 4.9
docx
25.12.2022
Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ.docx

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР

ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

 

                     Болтенкова В.А.,  учитель русского языка и литературы

МБОУ «Сорокинская ООШ» Старооскольского городского округа

                  

В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Приведем одно из определений: «Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве».

Межпредметные связи - важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

При установлении и реализации межпредметных связей на том или ином уровне необходимо:

- исходя из темы, четко формулировать учебно-познавательную цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи, направленные на усвоение ведущих положений и основных знаний изучаемой темы;

- обеспечивать активность учащихся по применению знаний из других предметов;

- объяснять причинно-следственные связи, сущности изучаемых явлений и процессов;

- содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов;

- нацеливать на обобщение определенных разделов учебного материала, изучаемого в разных дисциплинах.

Целесообразно использовать разнообразные формы организации обучения, обеспечивающие функции межпредметных связей: комплексное домашнее задание, урок-лекция, урок-путешествие, урок-экспедиция, урок-исследование, урок-инсценировка, учебная конференция, урок-экскурсия, мультимедиа- урок, проблемный урок.

В литературе приводятся данные, полученные путем анализа материалов анкет. Они показывают, что большинство учителей осознает необходимость использования межпредметных связей в процессе обучения. При этом приводятся следующие аргументы:

- «возможность изучения материала по разным предметам как единого целого»,

- «широкая возможность для развития речи учащихся, для расширения кругозора школьников»,

- «развивается умственная деятельность»,

- «появляется желание учиться»,

- «формируются положительные нравственные качества».

Данные ответы свидетельствуют о понимании учителями роли межпредметных связей в решении задач образования, развития и воспитания школьников.

Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и получили признание ученых.

К этим приемам относятся: напоминание, задачи и вопросы на межпредметной основе, другие общепринятые методы обучения.

Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания.

Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее экономным путем воспроизведения знаний смежных предметов является напоминание учителем того, что уже известно учащимся.

Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому - первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:

- сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им известны из ранее изучаемого смежного предмета;

- поставить вопрос, ответ на который требует припоминания материала смежного предмета;

- дать задание на припоминание другой дисциплины;

- привлечь известное произведение, художественный образ, событие из изученного произведения;

- организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.

В повседневной практике различные методические приемы по использованию межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового материала, особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что беседа-такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.

Непременное условие применения этого метода - наличие знаний из ранее пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного опыта учащихся.

В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений, выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены, необходима систематическая работа по закреплению изученного материала.

 

 


 

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - ВАЖНЕЙШИЙ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - ВАЖНЕЙШИЙ

Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные результаты в обучении

Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные результаты в обучении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022