Выступление педагога-психолога МБОУ СОШ № 53
высшей квалификационной категории
Поляковой Светланы Владимировны на городском семинаре
учителей русского языка и литературы города Ульяновска
по теме:
«Межпредметные связи при реализации
компетентностного подхода в преподавании
русского языка и литературы»
Дата проведения: 05.04.2013
Место проведения: МБОУ СОШ № 53.
Тема выступления: «Формирование и развитие компетентностей обучающихся
через реализацию межпредметных связей»
Кроме специальных понятий,
принадлежащих каждой науке в особенности,
есть понятия, общие многим,
а иные и всем наукам.
К.Д.Ушинский
В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении,
усиление коммуникативной направленности преподавания. Иными словами, будущее ученика
зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности
общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности
и повседневной жизни.
Анализ литературы по проблемам компетентностного подхода к обучению позволил составить
представление о содержании понятий “компетентность” и связанного с ним понятия
“компетенция”.Компетенция — это готовность (способность) ученика использовать усвоенные
знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения
практических и теоретических задач.
В связи с практической ориентированностью современного образования по стандартам второго
поколения, основным результатом деятельности образовательного учреждения должен набор
ключевых компетентностей:
1. Ценностносмысловая.
2. Общекультурная
3. Учебнопознавательная
4. Информационная
5. Коммуникативная
6. Социальнотрудовая
7. Личностная. В связи с внедрением в практику компетентностного подхода должны произойти изменения в
системе педагогического образования, и методической работы школы Одним из путей решения
этой проблемы является реализация межпредметных связей, которые позволяют вычленять
взаимосвязи русского языка с другими предметами гуманитарнохудожественного направления,
без чего невозможно системное освоение основ наук.
Каждый учитель ставит перед собой задачу повышения эффективности урока. Межпредметные
связи, межпредметный материал являются одним из важных условий реализации данной задачи.
Межпредметные связи русского языка и литературы, а также указанных учебных дисциплин с
предметами гуманитарного цикла позволяют расширить, углубить филологические знания
школьников, способствуют формированию познавательного интереса, развитию речи,
интенсификации учебновоспитательного процесса, помогают создавать у учащегося целостное
представление о мире и человеке.
Межпредметные связи это, вопервых, целевые и содержательные совпадения, объективно
существующие между учебными дисциплинами, вовторых, организационные формы
использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Межпредметные
связи в первом значении это межпредметный материал, который вычленяется при наложении
друг на друга соответствующих школьных программ. Величина межпредметного материала
различна между разными школьными предметами.
Хорошо известно, что межпредметные связи, по своей сути, представляют интегративные
отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, отражёнными
в содержании, формах и методах учебновоспитательного процесса. Состав межпредметных
связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями и
мыслительными операциями учащихся. Исходя из этого, можно классифицировать существующие
межпредметные связи по ряду критериев
Виды межпредметных связей
По составу информации
По направлению применения информации
По использованию временных связей
Содержание межпредметных связей
Использование информации из других
предметов при изучении какойлибо
конкретной темы.
Изучение предмета с опорой на
межпредметную информацию (внутренняя
направленность), использование этой
информации для изучения тем других
школьных дисциплин (внешняя
направленность).
Установление хронологической
последовательности изучения материала,
использование преемственных,
перспективных и синхронных связей.
С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются
задачи обучения, развития и воспитания учащихся, а также закладывается основа для
комплексного видения и подхода к решению сложных проблем реальной действительности.
Пример программы системного использования межпредметной деятельности. Данная программа
охватывает параллели с 5 по 11й класс и представляет собой систему различных уровней и форм
интеграции, которую схематически можно представить следующим образом. Данная система предполагает, что учащиеся уже овладели простыми видами учебного труда и
могут применять их в соответствующей ситуации, что создаёт условия для освоения и
практической реализации школьниками сложных способов образовательной деятельности, при
использовании которых вся совокупность взаимосвязанной информации становится личным
опытом учащегося.
По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного
материала: 1) понятийнотерминологический; 2) коммуникативноречевой; 3) учебно
дидактический.
Понятийнотерминологический межпредметный материал имеет место, вопервых, между
предметами с относительно полным совпадением объекта изучения, вовторых, между
предметами с частичным совпадением объекта изучения.
Коммуникативноречевой межпредметный материал
Коммуникативная связь опирается на общность работы над связной речью учащихся на материале
соответствующей науки, усваивая которую школьники учатся выражать свои мысли в связной
форме соответствующего жанра научного стиля речи.
Учебнодидактический межпредметный материал русского языка позволяет показать, что
язык выражает все из окружающей жизни, что он служит самым эффективным средством
общения, хранения, передачи информации, средством выражения чувств, переживаний.
Как видим, русский язык в качестве учебного предмета вступает в непосредственные
межпредметные связи со всеми остальными учебными предметами. Необходимо специально
развивать у учащихся потребность использования на уроках русского языка одинаковых или
смежных знаний, получаемых на уроках по другим предметам.
Подводя итог можно сказать, что межпредметная деятельность позволяет решать задачи обучения
на качественно новом уровне, формируя в сознании учащихся основы гуманистического
мировоззрения. Именно поэтому межпредметные связи, являясь важным условием для обучения и
воспитания школьников, обеспечивают при этом существенные результаты:
• развитие аналитического и образного мышления школьников;
• создание условий для практического применения знаний и навыков;
• расширение деятельностного компонента в образовательном процессе;
• формирование у учащихся целостного представления о мире;
• формирование толерантной личности. И, возвращаясь к реализации компетентностного подхода в обучении: на предлагаемых вам
уроках вы сможете отследить формирование ключевых компетентностей, о чём подробнее скажут
педагоги в самоанализе после проведения уроков.
«Межпредметные связи при реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы»
«Межпредметные связи при реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы»
«Межпредметные связи при реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы»
«Межпредметные связи при реализации компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.