Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7

Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
9 кл
05.03.2018
Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения. Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний. В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику коррекционно-развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.«Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями» Учитель русского языка и литературы высшей категории Панина Е.А.
Панина Е.А..docx
«Межпредметные связи в учебно­воспитательном процессе» Учитель  русского языка и литературы высшей категории Панина Е.А. В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является   формирование   научного   мировоззрения,   целостного   представления   о   мире   и месте   человека   в   нём.   Наиболее   глубокое   психолого­педагогическое   обоснование мировоззренческой   роли   межпредметных   связей   отражается   в   теории   Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим,   а   иные   и   всем   наукам».   Связь   между   понятиями   и   их   развитие   в   системе предметов   ведет   к   расширению   и   углублению   знаний   ученика   и   их   превращению   в мировоззренческую систему к концу обучения. Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Межпредметные   связи   могут   рассматриваться   как   один   из   способов   организации познавательной   деятельности   обучающихся   в   системе   развивающего   обучения.,   где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний. В   связи   с   этим   межпредметные   связи   как   дидактический   принцип   должны   войти   в технологию   и   методику   коррекционно­развивающего   обучения,   усиливая   управляющий эффект этой педагогической системы. Таким образом, межпредметность ­ это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно­воспитательного процесса . Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс: увеличение информационной емкости формируемого понятия ; углубление сущностной стороны формируемого понятия; совершенствование последовательности развития понятия; совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их развитии; формирование концептуального мышления; осознание учебного предмета в общей системе других наук; осознание системности знаний; постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых знаний; формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний. Осуществление   межпредметных   связей   является   одним   из   постоянно     развивающихся направлений   учебно­педагогического процесса в нашем   специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся с недостатками интеллектуального  развития.  Работа в данном направлении ведется в рамках учебного процесса, кружковой работы, воспитательных   мероприятий.   Учителя,   преподающие   в   старших   классах,   регулярно совершенствуют   свою   работу   по   установлению     связей   между     предметами.   В   рамках заседаний школьного методического объединения   проводятся обсуждения и отчеты по данной теме.  Было установлено, что одной из самых эффективных форм работы в данном направлении  является проектная деятельность. В    осуществлении  проекта    «Математика  в   исторических   цифрах  и   датах»  принимали участие  педагогический коллектив и учащиеся школы. Все   педагоги   и   учащиеся   школы   участвовали   в   составлении   алгебраических   задач, разработке геометрического материала.    К данной работе ответственно отнеслись и активно подключались учащиеся   старших классов, обучающиеся по общеобразовательной программе.  Под руководством учителей русского языка и литературы, ученики готовили текстовый материал к печати.  Ученики 7 «Б»  класса корректировали содержание задач, исправляли ошибки в логическом изложении материала заданий. Учащиеся 8 «Б» класса исправляли речевые ошибки. Межпредметные   связи   играют   существенную   роль   в   формировании   знаний   и   умений   у учащихся при изучении русского языка и литературы.  Кроме того, широкое использование межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения, как: систематизировать  и обобщать знания  об общем объекте изучения, решать задачи, требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов. “Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в  математике”, ­ писал выдающийся немецкий математик Карл Вейерштрасс. Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий  сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к  математике. Это очень важно для учащихся 5­6 классов. Ребята сами писали сказки:  “Математическое королевство”, “Страна отрицательных чисел”, “Алиса в Дробном  царстве”, “Путешествие Нуля” и т.д. Очень интересными получаются сочинения на темы: “  За что я люблю или не люблю математику”, “Математика в профессии моих родителей”,  “Этот прекрасный геометрический мир”. В качестве сопутствующих межпредметных связей в процессе преподавания математики и  русского языка  давались параллельные   задания. Время изучения материала совпадало.  Дано было  общее домашнее задание по русскому языку и математике, а затем оценивалось  отдельно по каждому предмету. Учащимся  понравилась необычность подобного задания,  что вызывает дополнительный интерес. При изучении темы «Дроби» для учеников была интересной информация о том, что в  русском языке слово дробь появилось в VIII веке, и происходит от глагола «дробить» —  разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VII веке) дроби так и  назывались — «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с  глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Домашним заданием может быть  нахождение значение слова «дробь» в различных словарях. Приведу ещё один частный пример. Очень часто ученики в слове «длина» пишут удвоенное  «н». Имеет смысл разъяснить, что существуют слова «длина» и «длинна», но первое – это  имя существительное и означает величину предмета, второе – краткое прилагательное,  обозначающее свойство предмета (например, «дорога длинна»). Таким   образом,   межпредметные   связи   представляют   собой   необходимое   условие организации   учебно­воспитательного   процесса   как   целенаправленной   системы.   Они выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим   условием   ее   активизации,   систематизации   знаний,   формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018