Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7
Научные работы
docx
русский язык
9 кл
05.03.2018
В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём. Наиболее глубокое психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского. Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в мировоззренческую систему к концу обучения.
Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний.
Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны с выходом за пределы формальных знаний.
В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в технологию и методику коррекционно-развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы.«Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Учитель русского языка и литературы высшей категории Панина Е.А.
Панина Е.А..docx
«Межпредметные связи в учебновоспитательном процессе»
Учитель русского языка и литературы высшей категории Панина Е.А.
В условиях обновления и развития системы общего образования одной из главных ее целей
является формирование научного мировоззрения, целостного представления о мире и
месте человека в нём. Наиболее глубокое психологопедагогическое обоснование
мировоззренческой роли межпредметных связей отражается в теории Ушинского.
Актуальной и перспективной явилась его мысль о связи между предметами на основе
ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме
специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие
многим, а иные и всем наукам». Связь между понятиями и их развитие в системе
предметов ведет к расширению и углублению знаний ученика и их превращению в
мировоззренческую систему к концу обучения.
Идею межпредметных связей К.Д.Ушинский считал одной из важнейших в формировании
целостных и системных знаний.
Межпредметные связи могут рассматриваться как один из способов организации
познавательной деятельности обучающихся в системе развивающего обучения., где
появляется возможность управления мыслительными процессами, которые всегда связаны
с выходом за пределы формальных знаний.
В связи с этим межпредметные связи как дидактический принцип должны войти в
технологию и методику коррекционноразвивающего обучения, усиливая управляющий
эффект этой педагогической системы.
Таким образом, межпредметность это современный принцип обучения, который влияет
на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность
знаний учащихся, активизируя методы обучения, ориентирует на применение комплексных
форм организации обучения, обеспечивая единство учебновоспитательного процесса .
Направления влияния принципа межпредметных связей на психологический процесс:
увеличение информационной емкости формируемого понятия ;
углубление сущностной стороны формируемого понятия;
совершенствование последовательности развития понятия;
совершенствование методики формирования понятий, реализации преемственности в их
развитии;
формирование концептуального мышления;
осознание учебного предмета в общей системе других наук;
осознание системности знаний;
постановка и разрешение проблемы определения природы изучаемых связей
развитие познавательной деятельности учащихся и углубление осознанности усваиваемых
знаний;
формирование умений и навыков систематического применения получаемых знаний. Осуществление межпредметных связей является одним из постоянно развивающихся
направлений учебнопедагогического процесса в нашем специальном (коррекционном)
учреждении для обучающихся с недостатками интеллектуального развития.
Работа в данном направлении ведется в рамках учебного процесса, кружковой работы,
воспитательных мероприятий. Учителя, преподающие в старших классах, регулярно
совершенствуют свою работу по установлению связей между предметами. В рамках
заседаний школьного методического объединения проводятся обсуждения и отчеты по
данной теме. Было установлено, что одной из самых эффективных форм работы в данном
направлении является проектная деятельность.
В осуществлении проекта «Математика в исторических цифрах и датах» принимали
участие педагогический коллектив и учащиеся школы.
Все педагоги и учащиеся школы участвовали в составлении алгебраических задач,
разработке геометрического материала.
К данной работе ответственно отнеслись и активно подключались учащиеся старших
классов, обучающиеся по общеобразовательной программе.
Под руководством учителей русского языка и литературы, ученики готовили текстовый
материал к печати. Ученики 7 «Б» класса корректировали содержание задач, исправляли
ошибки в логическом изложении материала заданий. Учащиеся 8 «Б» класса исправляли
речевые ошибки.
Межпредметные связи играют существенную роль в формировании знаний и умений у
учащихся при изучении русского языка и литературы. Кроме того, широкое использование
межпредметных связей позволяет формировать у учащихся такие межпредметные умения,
как: систематизировать и обобщать знания об общем объекте изучения, решать задачи,
требующие комплексного применения знаний, полученных при изучении разных предметов.
“Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в
математике”, писал выдающийся немецкий математик Карл Вейерштрасс.
Сказка, поэзия… Казалось бы, сказка и математика – понятия несовместимые. Яркий
сказочный образ и сухая абстрактная мысль! Но сказочные задачи усиливают интерес к
математике. Это очень важно для учащихся 56 классов. Ребята сами писали сказки:
“Математическое королевство”, “Страна отрицательных чисел”, “Алиса в Дробном
царстве”, “Путешествие Нуля” и т.д. Очень интересными получаются сочинения на темы: “
За что я люблю или не люблю математику”, “Математика в профессии моих родителей”,
“Этот прекрасный геометрический мир”.
В качестве сопутствующих межпредметных связей в процессе преподавания математики и
русского языка давались параллельные задания. Время изучения материала совпадало.
Дано было общее домашнее задание по русскому языку и математике, а затем оценивалось
отдельно по каждому предмету. Учащимся понравилась необычность подобного задания,
что вызывает дополнительный интерес. При изучении темы «Дроби» для учеников была интересной информация о том, что в
русском языке слово дробь появилось в VIII веке, и происходит от глагола «дробить» —
разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VII веке) дроби так и
назывались — «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с
глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Домашним заданием может быть
нахождение значение слова «дробь» в различных словарях.
Приведу ещё один частный пример. Очень часто ученики в слове «длина» пишут удвоенное
«н». Имеет смысл разъяснить, что существуют слова «длина» и «длинна», но первое – это
имя существительное и означает величину предмета, второе – краткое прилагательное,
обозначающее свойство предмета (например, «дорога длинна»).
Таким образом, межпредметные связи представляют собой необходимое условие
организации учебновоспитательного процесса как целенаправленной системы. Они
выступают как средство комплексного подхода к обучению и усиления его единства с
воспитанием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит
дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования
самостоятельности мышления и познавательного интереса.
Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Межпредметные связи в учебно - воспитательном процессе специального коррекционного учреждения для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.