Урок "Подготовка к устному сообщению на лингвистическую тему" (9 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок "Подготовка к устному сообщению на лингвистическую тему" (9 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
04.03.2018
Урок  "Подготовка к устному сообщению на лингвистическую тему" (9 класс, русский язык)
Материал будет полезен учителям русского языка и литературы при подготовке к уроку в 9 классе по теме "Подготовка к устному сообщению на лингвистическую тему". Представлены задания для повторения для отработки умения определять способы подчинительной связи (задание 7 ОГЭ) и задания 13 ОГЭ- виды подчинения.конспект урока "Подготовка к устному сообщению на лингвистическую тему"
устное сообщение.docx

Тема: РР Устное сообщение на лингвистическую тему

Цель:

1.     Продолжить работу с понятием «Сообщение»

2.      Повторить материал по теме СПП, -закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания.

3.     Воспитывать любовь к родному языку

Тип урока: урок повторения и закрепления

Оборудование: карточки, учебник

Ход урока

I.                  Орг/момент

II.              Синтаксическая минутка

1.Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Согласование на управление.

книжный магазин (магазин книг), дощатый сарай (сарай из досок), в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей).

2. Замените словосочетание, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. 

Примыкание на управление.

отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью)

3. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. 

Управление на примыкание.

ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит)

4. Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. 

Управление на согласование.

Басня Крылова (крыловская басня), выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника)

III.           Работа по теме урока

Давайте  обратимся к упр.198, прочитайте его внимательно. Итак, вам предстоит подготовиться к сообщению на лингвистическую тему. Ключевыми словами являются – сообщение и лингвистическая тема.

Что же такое сообщение и как его писать напомнит _____________ (выступление о «сообщении»).

Как вы понимаете смысл выражения «сообщение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Учитель: Значит, основным содержанием такого сообщения будет именно  лингвистический материал. Вам придётся рассуждать о различных лингвистических понятиях (языковых явлениях). Назовите мне разделы лингвистики: лексика, фразеология, орфография, пунктуация, грамматика, которая включает два раздела: синтаксис  и морфология. Нас интересует синтаксис, который изучает словосочетания и предложения.

- работа с учебником упр.197

Итак, обратимся к разделу синтаксис и нас с вами интересует тема «СПП», т. к 1.Тема сообщения нацелена на СПП и 2- тестовая часть КИМа по русскому языку содержит вопросы по этой теме

- устный опрос:

* что мы знаем о СПП? Блиц- опрос (приложение с цифровым диктантом)

 Сегодня мы обратимся к 13 заданию. Давайте вспомним, как оно звучит (зачитать из КИМа)

- работа у доски:

1.Последовательное подчинение

При последовательном подчинении образуется цепочка предложений: главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д. При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

 [Я боюсь], (что Анна опоздает на экзамен), (который должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное)

Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).

2.Параллельное подчинение

- Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы.

(Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её).

(1 – времени, 2 – цели) Схема: (союзное слово когда … ), [ … ], ( союз чтобы …).

3.Однородное подчинение

Если придаточные предложения являются предложениями одного типа и относятся к одному и тому же члену главного предложения или всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные отвечают на один и тот же вопрос.

[Я неожиданно почувствовала], (как напряжение спало) и (как легко стало у меня на душе).(оба придаточные изъяснительные)

Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ).

Работа по рядам. Выполнить задание: расставить знаки препинания, определить вид подчинения придаточных предложений

1 ряд. Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.

До каких пор? В чем?

Последовательное подчинение

2 ряд. Теперь, когда олени были отрезаны от тальникового мыса, когда он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился…

Однородное подчинение

3 ряд. Когда начался хвойный лес, он сразу же почувствовал, насколько здесь слабее ветер.

Параллельное подчинение

- самостоятельная работа: КИМ по русскому языку (Цыбулько)

IV. Итог: что повторили сегодня уроке?

IV.            Д/з: подготовится к устному сообщению

 


 

Тема: РР Устное сообщение на лингвистическую тему

Тема: РР Устное сообщение на лингвистическую тему

Что же такое сообщение и как его писать напомнит _____________ (выступление о «сообщении»)

Что же такое сообщение и как его писать напомнит _____________ (выступление о «сообщении»)

Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её)

Когда вошла учительница),[ ребята встали],(чтобы поприветствовать её)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018