Разработка интегрированного урока
математика +технология
Тема: Межпредметный мини-проект на интегрированном уроке по теме «Математика вокруг нас. Узоры и орнаменты на посуде.»
Методическая цель: способствование формирования УУД через внедрение технологии проектной деятельности
Цели: подготовить учащихся к выполнению проекта: рассмотрение орнаментов и узоров на посуде из геометрических фигур, сравнение узоров по форме, чередование элементов, разукрашивание шаблонов посуды и создание альбома; развивать интерес к математике.
Задача: узнать, как люди украшали посуду, зачем они украшали, что такое орнамент; научиться из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры, оформлять ими посуду; создать альбом «Орнаменты и узоры на посуде: форма, чередование элементов, правило их расположения друг за другом»
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: актуализировать свои знания для применения их в практической работе; прогнозировать результаты своих действий, контролировать свою деятельность;
Коммуникативные УУД: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к точке зрения одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении;
Познавательные УУД: формировать умение отбирать и систематизировать необходимую информацию, полученную из разных источников; умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Личночтные УУД: устанавливать значение результатов своей деятельности для определения увлечений, интересов учащихся
Предметные результаты:
дать определение , что такое орнамент, способы их изображения, познакомить с видами орнаментов, формировать понятие о симметрии как о законе красоты и гармонии, познакомить с историей появления узоров и орнаментов, научиться создавать узоры и орнаменты
Личностные результаты:
прививать интерес к математике, к геометрическим фигурам, к расписыванию посуды; учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником; воспитание положительных качеств личности учеников, активности, аккуратности, творческих способностей, умение преодолевать трудности.
Основные понятия: узор, орнамент, геометрические фигуры, симметрия.
Ресурсы:
- М.И.Моро, М.А.Бантова, «Математика» 2 класс, УМК «Школа Росии»
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
- геометрические фигуры, шаблоны, краски, карандаши
Ход урока.
1.Мотивационно-целевой блок.
1) Организационный момент
В дорогу мы возьмем багаж:
учебник, ручку, карандаш,
тетрадь и знаний саквояж.
Для чего нам нужен знаний саквояж?
- Ребята я приготовила вам необычное задание: разбейте на группы эти рисунки (геометрические фигуры и посуда).
- Почему вдруг появилась на уроке математики посуда?
2)Мотивация.
-Постановка проблемы: почему люди стали использовать рисунок на посуде? Для чего это делалось? Что вы узнали? (Разные версии – возникло затруднение).
Люди пользуется различной посудой: чашкой, блюдцем, тарелкой и др. предметами.
Есть и декоративные тарелки, которыми украшают стены. Все это создают мастера, в то том числе и художники, которые часто расписывают посуду самыми разнообразными и очень красивыми узорами.
-Что делает человек, прежде чем создавать изделие?
(человек разрабатывает проект) Слайд №1
3)Тема и целеполагание.
-Что такое проект? (Слайд №1)
-Какие проекты мы выполняли?
-Как вам нравилось больше работать в парах или группах?
-Чем вам нравятся проектные работы?
Нас ждёт очередной проект. Кто догадался, какой?
-Где об этом мы можем узнать?
Откройте учебник стр.48., прочитайте название проекта. (Слайд №2)
-Какие задачи поставим перед собой? (Слайд №3)
Узнать: как люди украшали посуду
зачем они украшали
что такое орнамент
Научиться: из геометрических фигур и орнаментов составлять узоры,
оформлять ими посуду.
2.Исполнительский блок.
1) Что такое орнамент?
- Кто помнит, что такое орнамент?
Орнамент – это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния или интервалы (маленький перерыв). Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент», с латинского «ornamentum», означает «украшение». (Слайд №4)
Орнамент придает предметам нарядный и праздничный вид.
-О каком орнаменте будем говорить сегодня узнаете после того, как отгадаете загадки.
2) Загадки. (Слайд №5)
1.Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Три стороны и три угла –
Зовусь я – треугольник!
2.Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? Квадрат!
3.Я – известный всем овал.
У меня есть верный друг.
Без него я никуда.
А зовут его все – круг!
4.Это всем известно в мире
Что у нас всего четыре.
Четыре стороны
И столько же вершин.
Четырежды важные дела
Мы четырежды совершим!
Прямоугольник.
5. Перед тобой бумаги лист,
До чего ж он бел и чист.
Фломастером ткнёшь посредине листочка
И на листе получается точка.
6.Пусть точек будет очень много,
Ты через них веди дорогу.
Соединяя точку с точкой,
Ты начерти дорожку-строчку.
Кривою линия зовётся.
Ну а с линейкой по листу
Так просто провести черту.
Увидишь: ровная какая,
Это линия- прямая.
Сегодня мы будем говорить о геометрическом орнаменте, т .к. у нас урок математики и мы свяжем его с ним. А раз орнамент геометрический, то нам нужно вспомнить геометрические фигуры, которые вам известны.
3) Геометрические фигуры.
-Ребята, давайте еще раз вспомним геометрические фигуры. (продолжение работы по слайду 5)
4) Работа с учебником.
-Какие геометрические фигуры использованы при оформлении посуды?
-Прочитайте, какой проект мы должны выполнить. Стр.49
-Что должно быть в альбоме?
-Где их можно взять? (интернет, фотография, у друзей, в музее, в магазине)
5) Деление на группы.
Распределение обязанностей в группе.(оформитель, редактор, секретарь)
6)Ученики получают трафареты (шаблоны) посуды.
Задача: оформить посуду геометрическими фигурами.
Прежде, чем приступить к работе , повторим как работать над проектом.
Показ слайдов с пояснениями учителя.
(Слайд №6 – Этапы работы над проектом)
Слайд №7 – План работы над проектом.
Слайд №8 – «Звездочка обдумывания».
Физминутка.
7) . Работа в группах. Оформить посуду геометрическими фигурами.
(Слайд №9 – «Карта – помощница»).
8) Защита проектов. Выступления учащихся.
3.Контрольно- оценочный блок.
( Слайд №11. Контрольно-оценочная деятельность)
Что узнали на уроке?
Чему научились?
Слайд №13 Итог урока
4. Рефлексия.
Всё ли удалось решить на уроке?
Что было интересно?
Какие сложности встретились?
Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. И потому в XVIII-XIX вв. на посуде, домашней утвари является главным рисунком. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.
Укрась орнамент:
На партах у ребят геометрические фигуры разного цвета.
1.Красными фигурами - если было радостно, интересно.
2.Жёлтыми фигурами - если было спокойно.
3.Зелёными фигурами - если вас работа не заинтересовала, было грустно.
Домашнее задание - создать альбом «Узоры на посуде».
-Ребята, спасибо вам за созданные проекты, работать с вами было интересно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.