М.И. Цветаева. «Вчера еще в глаза глядел…»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала М.И. Цветаева. «Вчера еще в глаза глядел…».pptx

"Сквозь равнодушья серые мхи так восклицаю: Будут стихи!"

Подготовила: учитель русского языка и литературы
Волошина Д. Ю.

Прочитайте стихотворение:

Вчера еще в глаза глядел…

Вчера ещё в глаза глядел, А нынче – всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, – Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умён, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времён: «Мой милый, что́ тебе я сделала?!»
И слёзы ей – вода, и кровь – Вода, – в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь: Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что́ тебе я сделала?»
Вчера ещё – в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал, – Жизнь выпала – копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду Стою – немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу: «Мой милый, что́ тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать: «За что, за что терплю и бедствую?» «Отцеловал – колесовать: Другую целовать», – ответствуют.
Жить приучил в самом огне, Сам бросил – в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне! Мой милый, что́ тебе – я сделала?
Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница! Где отступается Любовь, Там подступает Смерть-садовница.
Само – что́ дерево трясти! – В срок яблоко спадает спелое… – За всё, за всё меня прости, Мой милый, – что тебе я сделала!

Анализ стихотворения:

Стихотворение Марины Цветаевой "Вчера ещё в глаза глядел" было написано в 1920 году и посвящено Осипу Мандельштаму. Данное стихотворение означало, окончание их небольшого романа. Таким образом, "Вчера еще в глаза глядел" относится к любовной лирике. Однако в своем стихотворении Цветаева затрагивает философские и социальные темы.

Встречи Мандельштама и Цветаевой были крайне редкими, т. к. они жили в разных городах. Из-за этого они ограничивались перепиской. К 1920 году стало понятно, что так дальше продолжаться не может. К тому же О. Мандельштам встретил другую женщину. Цветаева понимала, что их отношения должны закончиться, однако, стихотворение адресованное поэту пропитано печалью и болью:

Лирическим героем в стихотворении выступает сама Цветаева, стихотворение написано от первого лица. Ещё одной композиционной особенностью стихотворение является наличие четкого разграничение "до" и "после" окончания романа. Цветаева на протяжении всего стихотворения использует сравнения прошлого и нынешнего её состояния (например: "вчера ещё, а нынче"). Для передачи своего настроения Цветаева использует множество средств выразительности речи. Например, эпитеты: дорога белая, копейкой ржавою; метафоры: уводит дорога, жизнь выпала; антитеза: все жаворонки нынче — вороны, гипербола: Равнял с Китайскою державою, И стон стоит вдоль всей земли. Кроме того, анафоры (например: За что, за что терплю и бедствую?) и рефрен "Мой милый, что тебе я сделала?", так проникновенно и болезненно звучащий, подчеркивают всю боль и печаль Цветаевой. Стихотворение заканчивается уже на спокойной, но по-прежнему печальной ноте. Автор просит прощения у возлюбленного, чувствуя некоторую вину за то, что она сама не смогла его удержать. Она извиняется и в последний раз задает вопрос, вызывающий в ней столько чувств:
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!

Главная тема стихотворения. Тема любви.

Проблема стихотворения. Мимолетность чувств, ответственность за чужую боль.

Основные образы. Образ любви как безжалостной мачехи, несправедливой к своим подопечным. А жизнь без любви, как «ржавая копейка». Влюбленность, которая, исчерпав себя полностью, тут же улетучивается («В срок яблоко спадает спелое»).

Вывод: Цветаева не собирается покидать этот бренный мир, но ее сердце разбито, и вернуть прошлое уже невозможно. Действительно, «в срок яблоко спадает спелое», и никому не под силу вновь закрепить его на ветке. Поэтессе остается лишь просить прощение за все свои ошибки, ведь когда двое расстаются, то каждый виноват в том, что произошло.