Программа по внеурочной деятельности "Мин Татарстанда яшим" составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для работы с младшими школьниками с 1 по 4 классы и имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа по внеурочной деятельности.docx
Программа по внеурочной деятельности "Мин Татарстанда яшим" составлена в
соответствии с требованиями ФГОС второго поколения для работы с младшими школьниками с
1 по 4 классы и имеет научнопознавательную (общеинтеллектуальную) направленность.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников
коммуникативных и социальных навыков,
которые необходимы для успешного
интеллектуального развития ребенка.
Данная программа предназначена преподавателям татарского языка, работающим с
русскоязычными учащимися начальных классов.
Программа предусматривает активное усвоение минимума общеупотребительной
лексики. татарского языка, которая распределяется по темам. Тематические списки слов
помогут учителю организовать работу по расширению и активизации словарного запаса
учащихся, проводить словарнофразеологические упражнения, а также контролировать
усвоение учащимися значения, произношения, правописания слов.
Необходимо обеспечить достаточную повторяемость (не менее 1015 раз) указанных в
программе и введенных учителем слов, тем более, что тематикоконцентрическое построение
программы, когда одни и те же темы повторяются и расширяются из класса в класс,
позволяет сделать это.
Учащиеся младшего возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению
языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими
затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь, изучение татарского языка способствует развитию речевых способностей
младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном
языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными
средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную интонацию в
зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать
элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение татарского языка
позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так
называемых "интернациональных слов" и т. д.
Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и
способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности —
учебнопознавательной, практической, социальной. Данный подход реализуется в курсе
внеурочной деятельности по татарскому языку.Наряду с коммуникативными заданиями,
которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения татарского
языка в различном социальноролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями
учебнопознавательного характера.
Цель курса:
формирование умения общаться на татарском языке на элементарном уровне с учетом
речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и
говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
приобщение детей к новому социальному опыту с использованием татарского языка:
знакомство младших школьников с татарским детским фольклором и доступными
образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к
представителям других народов;
развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему
овладению татарским языком;
воспитание, разностороннее развитие младшего школьника средствами татарского
языка.
Исходя из сформулированных целей, веурочная деятельность по татарскому языку направлено
на решение следующих задач:
формирование представлений о татарском языке, как средстве общения, позволяющем
добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими / пишущими на татарском языке,
узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарных
лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для
овладения устной и письменной речью на татарском языке на элементарном уровне;
обеспечение коммуникативнопсихологической адаптации младших школьников к новому
языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования
татарского языка, как средства общения;
развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и
воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходе
овладения языковым материалом;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с
использованием татарского языка;
приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на
татарском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового,
учебного общения;
В результате реализации данной программы учащиеся 4 года обучения должны:
Знать/понимать:
особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью
высказывания;
имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений
наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и
форме);
названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями
общения, характерными для детей данного возраста;
произведения детского фольклора и детской литературы (доступные по содержанию и
форме).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
в области аудирования:
понимать речь учителя, диктора и одноклассников, содержащую фразы и выражения в
пределах изученной тематики;
понимать основное содержание коротких, произнесенных с четкой артикуляцией текстов
(объявлений, историй, сообщений), построенных на изученном языковом материале;
в области говорения:
рассказывать о себе, описывать людей, предметы, места и сообщать о действиях / событиях,
используя короткие предложения в пределах изученной тематики;
пересказывать истории по сюжетным картинкам, составлять небольшие описания предметов по
образцу;
выражать потребность в чемлибо, просьбу сделать чтолибо, выражать свое отношение к чему
либо;
расспрашивать собеседника, задавая вопросы кто? что? где? когда? и отвечать на подобные
вопросы собеседника;
вести диалог этикетного характера в типичных ситуациях бытового, учебнотрудового и
межкультурного общения;
вести диалограсспрос (запрос информации и ответ на него) в рамках предложенных тем;
вести диалогпобуждение к действию. в области чтения:
читать вслух тексты, содержащие знакомый лексикограмматический материал, соблюдая
правильное произношение и интонацию;
читать про себя небольшие тексты в пределах изученной тематики с полным пониманием
прочитанного;
читать и понимать общий смысл текста коротких объявлений и инструкций, встречающихся в
повседневной жизни (указатели направления движения, этикетки
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
сочинять оригинальный текст на основе плана;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить
нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:
интерес
к
и
изучению
умения
технология
следующие
технология,
его
языку,
собственной
любовь
и
к Отечеству,
уважение
1. Личностными результатами изучения курса "Юный знаток русского языка"
являются
качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям,
сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию
речи;
–
культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
–
языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения
этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно
диалогическая
чтения.
2. Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о
нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила
постановки знаков препинания (
объеме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать,
классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова,
часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои
действия, проверять написанное.
3. Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– составлять план решения проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями..
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
продуктивного – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинноследственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Содержание курса данной программы ориентировано на развитие мотивации учеников к
изучению татарского языка и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой
деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной,
познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности. Отбор содержания
и методика обучения позволяют осуществлять деятельностную направленность обучения
татарскому языку в начальной школе.
В 1 классе минимальное количество часов на изучение курса «Мин Татарстанда яшим» — 33 ч,
во 24 классах по 34 часа в каждом классе.
Формы контроля:
* самоконтроль и самооценка;
* взаимопроверка;
* тесты, диагностическое обследование..
Режим работы: 1 раз в неделю ( 35 40 мину
Тематическое планирование 1класс
Количество часов
№
п
1
2
3
4
5
6
Тема
Фонетика и орфоэпия
Слово и предложение
Состав слова
(морфемика)
Лексика
Правописание
Развитие речи Календарнотематическое планирование, 1 класс
№п/п
Тема занятия
Әйдәгез, танышабыз!
1
Кереш дәрес. Таныш булыйк, мин
...
(Вводное занятие. Будем знакомы,
я …)
2 Минем Ватанным – Татарстан
республикасы.( Моя Родина
республика Татарстан)
Татарстанның символлары.
(Символы Татарстана)
3
Татарстан шәһәрләре һәм авыллары
Казан – Татарстанның башкаласы.
4
( Казань – столица Татарстана)
5 Мин Чистайда яшим. (Я живу в
6
Татарстане)
Татарстан буйлап сәяхәт.
(Путешествие по Татарстану)
8
9
Татарстаныбызга көз килде.
7
Табигатьтә көз билгеләре.
( Осенние признаки в природе)
Көзге уңыш. (Осенний урожай)
“Шалкан” әкиятенә ияреп...
(Новая сказка “Репа”)
Урман җәнлекләре кышка
әзерләнә. (Лесные зверушки
готовятся к зиме)
10
11
12
Яңа “Төремкәй” әкияте.
( Новая сказка “Теремок”)
Татарстан кышны каршылый.
13
Табигатьтә кыш билгеләре.
(Признаки зимы в Татарстане)
14 Кышкы уеннар. (Зимние игры)
15 Кыш Бабай һәм Дед Мороз
Характеристика деятельности
учащихся
Дата
по
плану
по
факту
Установление контакта с
собеседником, составление мини
диалогов и монологов отвечая на
вопросы Син кем? Сиңа ничә яшь?
Син кайда яшисең? Опорные слова:
мин, малай, кыз, укучы, яшим, зур,
кечкенә, матур, герб, гимн, флаг, ак,
кызыл, яшел, лалә, барс. Счёт 110.
Сравнение символик Татарстана и
России. Работа над правильной
артикуляцией звуков [а][ә]
Правильное произношение названий
городов и рек РТ на татарсом языке,
сравнение достопримечательностей
разных городов. Опорные слова:
шәһәр, авыл, елга, башкала, туган
шәһәрем, һәйкәл, манара, борынгы.
Работа над правильной
артикуляцией звуков [х][һ] [у][ү]
Перечисление признаков осени,
повторение слов по теме “Овощи”,
“Домашние и дикие животные”,
изменение сказок “Репа” и
“Теремок”. Работа над правильной
артикуляцией звуков [ә][ө] [к][қ].
Перечисление признаков зимы,
описание зимней погоды,
приглашение друга играть,
составление диалогов сообщая о
любимых зимних забавах, сравнение
Новогодних героев на русском и
татарском языках., поздравление Татарстанның халкы
16
17
18
19
20
Татарстанда милләтләр
Татар халык ашлары
Рус халкының милли ризыклары.
Татар халкының милли киемнәре
Рус халкының милли киемнәре
21 Масленица
22 Халыкара туган тел көне .
Табигать уяна!
Яз килә, яз көлә!
23
24 Язны каршылау . Нәүрүз бәйрәме.
25 Кошларны каршылыйбыз
26 Карга боткасы
27
28
Г. Тукай геройлары бездә
кунакта.
Ямьле җәй!
29
30
31
32
33
Җәйге табигать
Татар халык уеннары.
Татар халык әкиятләре.
Сабантуй бәйрәме.
Йомгаклау
друзей с Новым годом.
Артикуляция звуков [н][ң] [ч]
Знакомство с национальным
составом РТ, запоминание
национальностей на татарском
языке, повторение названий
национальных блюд, умение
спрашивать, предлогать блюда,
угощать гостей. Сравнение
национальных костюмов русского и
татарского народов, их описание
используя цвета.
Знакомство с праздникои
Масленица, умение приглашать на
праздник, выражать своё отношение
к празднику. Работа над правильной
артикуляцией звуков [г][ғ] [у][ү]
Знакомство с пословицами,
загадками, стихотворениями о
родном языке.
Перечисление признаков весны,
описание весеннего дня, знакомство
с праздником «Науруз». Повторение
слов по теме «Птицы». Знакомство
с древним обычаем «Карга
боткасы». Изучение творчества Г.
Тукая, решение кроссвордов по
произведениям поэта. Работа над
правильной артикуляцией звуков [о]
[аº] [ы][э]
Описание летнего дня. Знакомство с
народными играми и сказками,
участие в викторине по теме
«Сабантуй». Работа над правильной
артикуляцией звуков [җ][ж]
Итоги года.
"Мин Татарстанда яшим"
"Мин Татарстанда яшим"
"Мин Татарстанда яшим"
"Мин Татарстанда яшим"
"Мин Татарстанда яшим"
"Мин Татарстанда яшим"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.