Мини-музей «В мире шкатулок»
Цель: ознакомить детей с историей возникновения шкатулок, с их разнообразием; научить изготавливать шкатулку своими руками.
Предварительная работа: создание мини-музея «В мире шкатулок»
Оборудование:
-для показа презентации: мультимедийное оборудование;
-для игр: шкатулка с пуговицами, шкатулка с украшениями, шкатулка с игрушками, шкатулка с фотографиями сказочных персонажей, шкатулка с разными мелочами, музыкальная шкатулка, поднос;
-для изготовления шкатулки: кусок картона 9*9, пустые спичечные коробки, с пришитыми бусинками, по количеству детей, кисти по количеству детей и клей ПВА, заранее вырезанные картинки для оформления шкатулки – 5 штук.
I часть – познавательная:
Дети проходят в мини – музей, и рассаживаются на стульчики.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в нашем мини-музей, который называется «В мире шкатулок».
Посмотрите, какие здесь красивые шкатулки.
(Дети рассматривают экспонаты музея)
Давным-давно люди придумали шкатулки. Говорят, что первые шкатулки появились в восточных странах, а только потом в нашей стране. В России их ещё называли ларцами или ларчиками.
Красивые шкатулки были только у богатых людей. В них хранили драгоценности, ценные бумаги, письма, фотографии близких людей. Многие шкатулки закрывались на ключик.
Мастера придумывали и делали разнообразные шкатулки: большие и маленькие, круглые, овальные, прямоугольные, квадратные и других форм. Изготавливали шкатулки из дерева, камня, слоновой и моржовой кости, из серебра, золота, бронзы. Украшали шкатулки камнями, красивыми ракушками, узорами, рисовали красивые рисунки.
В Швейцарии мастера придумали музыкальную шкатулку, когда открываешь её, звучит нежная мелодия. (Воспитатель демонстрирует музыкальную шкатулку)
В наши дни почти в каждом доме есть шкатулки. Люди хранят в них, что им угодно: разную мелочевку, документы, украшения и т.п.
Вот эту шкатулку я принесла из дома. Она служат мне для рукоделия. В ней хранятся разные пуговицы. (Показывает детям)
Поднимите руки, у кого дома есть шкатулка. Что в ней хранится?
В современном мире мастера продолжает изготавливать красивые шкатулки, только теперь они используют и другие материалы, как например – хрусталь, фаянс, пластмассу. Я предлагаю вам посмотреть презентацию «Шкатулки». (Презентация демонстрирует разнообразие шкатулок, изготовленных с разных материалов)
II часть- игровая:
В нашем мини – музее можно не только рассматривать шкатулки, а можно и поиграть с ними.
Игра №1 «Шкатулка с пуговицами»
Из шкатулки высыпаются пуговицы на поднос. Некоторых пуговиц, обязательно, должно быть по 2-3 одинаковых. В игре участвуют два ребенка. Воспитатель берёт любую пуговицу с подноса и говорит: «Раз, два, три, пуговице пару подбери!»
В игре побеждает тот, кто первый отыщет такую же пуговицу среди множества других. Игру можно повторить 2-3 раза, меняя игроков.
Игра №2 «Шкатулка с украшениями»
В шкатулке находятся бусы, браслеты, часы, кольца, красивые заколки для волос и т.п.
В игре участвуют 2 девочки. Пока играет музыка (30 секунд), девочки стараются как можно больше надеть на себя украшений. Побеждает та, на которой украшений оказалось больше. Игру можно повторить 2-3 раза, меняя игроков.
Игра №3«Шкатулка с игрушками»
В большой шкатулке хранятся небольшие игрушки 8-9 штук. Воспитатель выставляет все игрушки в ряд, и предлагает детям игру на внимательность «Чего не стало?» Перед началом игры дети рассматривают игрушки. Воспитатель произносит слова: «Закрывайте глаза, начинается игра!» Дети закрывают глаза, в это время воспитатель прячет одну из игрушек в шкатулку. Затем произносит слова: «На игрушки посмотрите, что пропало? Назовите!» В игре побеждает тот, кто быстрее других скажет, какая игрушка пропала. Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра №4 «Шкатулка 100 мелочей»
В шкатулке хранятся разные мелкие предметы: 2 сосновые шишки, ластик, 2-3 карандаша, 3-4 пуговицы, колечко, теннисный шарик, чайная ложка, ключ от замка, конфета чупа-чупс и т.п.
Воспитатель приглашает одного игрока, произносит слова: «Ты в шкатулку не смотри, туда руку опусти. Что ты там нащупаешь, то и назови, затем ребятам покажи.»
Ребенок наощупь определяет выбранный им предмет, называет его, затем показывает всем детям. Чтобы ребенок не подглядывал в шкатулку её можно прикрыть красивым платком. Игру можно повторить 2-3 раза, меняя игроков.
Игра №5«Музыкальная шкатулка»
Воспитатель предлагает детям станцевать под мелодию музыкальной шкатулки. Дети произвольно танцуют в ритме музыки. Можно предложить станцевать в паре.
Игра №6 «Шкатулка с фотографиями»
В шкатулке хранятся фотографии сказочных и мультипликационных персонажей: Снежной Королевы, Шапокляк, Бабы-Яги, Белоснежки, Мальвины, домовенка Кузи и др. Воспитатель показывает детям фотографию и произносит слова: «Вы на фото посмотрите, кто на нём? А ну, скажите!» Дети рассматривают фотографии и называют знакомых им персонажей из сказок и мультфильмов.
Игра №7 «Шкатулка с сокровищем»
Воспитатель приглашает одного желающего игрока искать "сокровище". Он показывает ему бусы, которые будут спрятаны в одну из шкатулок.
Ребенок отворачивается и не видит, в какую шкатулку воспитатель прячет бусы, а другие дети всё видят. Ребенок поворачивается и начинает медленно водить рукой над шкатулками, дети должны подсказывать ему словами: «Холодно, теплее, горячо, жарко». Затем воспитатель вызывает другого игрока.
Ребята, вам понравилось в мини-музее?
Скажите, как называли в старину шкатулку в России?
Для чего людям нужны шкатулки?
А вы хотите сделать шкатулку своими руками?
Я предлагаю вам сделать шкатулку из пустых спичечных коробков. Посмотрите, какую шкатулочку вы сможете сделать сами. (Воспитатель демонстрирует фотографию шкатулки или готовую шкатулку из пустых спичечных коробков.)
III часть – практическая
Коллективная работа «Шкатулочка желаний»
(Дети садятся за столы)
Я раздам каждому по одному пустому спичечному коробку. Заранее я уже пришила на каждый коробок бусинку, которая будет служить ручкой каждого ящика у нашей шкатулки.
Каждый из вас должен обмазать дно своего коробка клеем.
На одну картонную основу по очереди начнём приклеивать коробки.
Первый ряд состоит из четырёх коробков.
На них наклеим ещё четыре и т.д.
Сверху на шкатулку наклеим красивую картинку.
И с каждой стороны наклеим по картинке.
Вот и всё, наша шкатулка готова! Вам нравиться?
Давайте назовем нашу шкатулку «Шкатулка желаний». Каждый из вас, по очереди, прошепчет в свой ящичек своё желание. Я первая: «Хочу, чтобы все были счастливы».
(Воспитатель передаёт шкатулочку ребенку и т.д.)
Давайте поставим нашу шкатулочку в мини-музей.
Сегодня мы с вами очень хорошо и интересно провели время, но уже пора возвращаться в группу.
С какими впечатлениями вы уходите из мини-музея?
Что вам больше всего понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.