Мини-тренинг для педагогов- «Счастье – это когда тебя понимают»

  • Мероприятия
  • doc
  • 24.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мини-тренинг для педагогов «Счастье – это когда тебя понимают» направлен на развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении, сознание педагогами собственных достижений и проблем в общении, помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений, развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих, формирование активной социальной позиции педагога.Мини-тренинг для педагогов «Счастье – это когда тебя понимают» направлен на развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении, сознание педагогами собственных достижений и проблем в общении, помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений, развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих, формирование активной социальной позиции педагога.
Иконка файла материала Мини-тренинг для педагогов «Счастье – это когда тебя понимают».doc
Мини­тренинг для педагогов «Счастье – это когда тебя понимают» Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении. Задачи:  1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении. 2. Помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня  коммуникативных умений. 3. Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера  воспринимать окружающих. 4. Формирование активной социальной позиции педагога. Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, опросник «Оценка  уровня общительности педагога» (по В.Ф. Ряховскому), ручки, листы бумаги, карточки  к упражнению «Шушаника Минична» по количеству участников, ситуации для  обыгрывания к упражнению «Я­сообщения», «Я­высказывания», текст к упражнению  «Испорченный телефон», тексты к упражнению «Две подружки» (составляется  самостоятельно педагогом­психологом), клубок ниток. Количество человек в группе: 15–18. Продолжительность: 1,5 ч. Примечание: перед проведением тренинга участникам предлагается пройти  тестирование по методике В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности педагога». Ход тренинга ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Вступительное слово. Приветствие Педагог­психолог: Я очень рада видеть всех собравшихся в этом уютном светлом зале. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов   во   многом   зависит   психическое   здоровье   человека   –   его   настроение, чувства и эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.   У   человека,   не   знающего   сильных   и   слабых   сторон   своего   характера,   не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам». Предлагаю   поприветствовать   друг   друга   и   зарядиться   энергией.   У   разных   народов используют разные ритуалы приветствия, например: объятие и троекратное лобызаниепоочередно в обе щеки – в России; легкий поклон со скрещенными на груди руками – в Китае;   рукопожатие   и   поцелуй   в   обе   щеки   –   во   Франции;   легкий   поклон,   ладони сложены перед лбом – в Индии; поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера – в Испании; мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев – в Малайзии; трение носом об нос другого – у эскимосов. А мы с вами поприветствуем друг друга вот так… 2. Упражнение «Рукопожатие или поклон» Цель: толерантность, уважительное отношение друг к другу, создание положительного  настроя, раскрепощение. Инструкция. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на две равные  части: «европейцев» и «японцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми своим способом:  «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются. После выполнения упражнения  участники садятся на свои места. 3. Игра «Поменяйтесь местами» Цели: включение в работу, снятие накопившегося напряжения. Инструкция   педагога­психолога:  Предлагаю   поменяться   местами   тем,   кто   носит брюки (любит яблоки; любит петь; разгадывать кроссворды и т. д.). Теперь условия игры   будут   касаться   особенностей   профессиональной   деятельности   участников… Поменяйтесь местами те, кто работает всю жизнь в одном учреждении (работает в настоящее время по новой программе; любит свою работу; работает педагогом уже более 10 лет; мечтал быть педагогом с детства и т. д.). 4. Притча «Страшный сон» Педагог­психолог:  Один   восточный   властелин   увидел   страшный   сон,   будто   у   него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он   велел   бросить   несчастного   в   тюрьму   и   позвать   другого   толкователя,   который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того,  что  сказать, но и от того,  как сказать».Мораль:  форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано. Педагог   будет   более   успешен,   если   он   контактен,   общителен,   одинаково доброжелательно   относится   ко   всем,   с   кем   работает   (дети,   их   родители,   коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей. 5. Диагностика На данном этапе педагог­психолог представляет результаты тестирования по методике  В.Ф. Ряховского. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 6. Упражнение «Шушаника Минична» Цель: активизация памяти, гимнастика памяти. Педагог­психолог:  Для   эффективного   общения   педагога   с   коллегами,   родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Прежде всего необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять   на   его   успешность.   Кроме   того,   следует   выбрать   форму   приветствия. Существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз). Инструкция.  Упражнение   выполняется   в   кругу.  Каждый   участник   группы   получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например Шушаника Минична. В ответ первый участник должен ответить любой   фразой,   при   этом   обязательно   повторить   услышанное   имя   собеседника, например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас   необычное,   красивое   имя,   Шушаника   Минична».   После   ответа   «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста». И так до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника. Карточки к упражнению «Шушаника Минична» 7. Упражнение «Любящий взгляд» Цель: осознание своего невербального эмпатийно­экспрессивного арсенала. Педагог­психолог:  В   процессе   общения   важное   значение   имеет   умение   педагога владеть невербальными средствами коммуникации – жестами, мимикой, пантомимикой,оттенками голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз, прикосновениями. Инструкция. Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет   смотреть   на   него   «любящим»   взглядом.   Педагог­психолог   назначает   в   его отсутствие   двух­трех   человек.   Затем  выбирается   другой  отгадывающий.  Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. Водящий должен по мимике и позе участников   догадаться,   кто   смотрит   на   него   любящим   взглядом,   и   обсудить,   что помогло ему догадаться, как удалось изобразить взгляд. 8. Упражнение «Я­сообщения», «Я­высказывания» Цель: отработка участниками данного метода. Педагог­психолог:  Не менее важным является и умение говорить. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем   вызвать   защитную   реакцию   со   стороны   другого   человека,   особенно   если указываем ему, что он должен или чего не должен делать. Если вместо этого объяснить, как   данная   ситуация   представляется   нам,   то   это   станет   началом   конструктивного разговора о возможностях изменения ситуации. Инструкция. Упражнение предполагает выполнение ряда заданий. Предварительно  участникам показывается схема Я­высказывания. Схема Я­высказывания СОБЫТИЕ – «Когда…» (описание нежелательной ситуации). НАША РЕАКЦИЯ – «Я чувствую…» (описание ваших чувств). ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – «Мне хотелось бы, чтобы…» Задание 1. «Выбери правильный ответ». Педагог­психолог предлагает подобрать к  предложенным ситуациям наиболее подходящий ответ из предложенных и обосновать  свой выбор. Ситуация А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас», – и продолжает  заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться. Ваши слова (А): 1. «Да сколько же раз тебе надо говорить?!» 2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же». 3. «Меня сердит, когда ты не слушаешься». Ситуация Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши  слова (Б): 1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».2. «Не мешай!» 3. «Ты не можешь заняться чем­то другим?» Ситуация В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы  испытываете смешанное чувство обиды и раздражения. Ваши слова (В): 1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?» 2. «Уберите за собой посуду». 3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок». После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я­высказывания» → А – фраза 2, Б – фраза 1, В – фраза 3. Задание 2. Составить «Я­высказывание», «Ты­высказывание». Участники делятся  на подгруппы, им предлагаются ситуации для составления разных видов высказываний и последующего их сравнения. Ситуации 1. Ребенок поел и оставил тарелку на столе. Ситуация 2. У ребенка в дневнике очередное замечание классного руководителя о  плохом поведении. Ситуация 3. Воспитатель объясняет, как делать поделку, ребенок в это время  разговаривает. 9. Упражнение «Испорченный телефон» Цели:  показать, насколько важно внимательное слушание собеседника; показать, как изменяется информация. Инструкция.  Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке. Вызывают пятерых добровольцев. Участники выходят за дверь и по приглашению педагога­психолога входят в зал по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой должны   передать  следующему   члену  группы.  Главное  –  как   можно  точнее   отразить содержание». Телефонограмма Звонил   Иван   Иванович.   Он   просил   передать,   что   задерживается   в   управлении образования, т. к. договаривается о получении нового импортного оборудования для детского   сада,  которое,  впрочем,   не   лучше   отечественного.  Он   должен   вернуться   к 17:00   –   началу   педсовета,   но   если   он   не   успеет,   то   надо   передать   старшему воспитателю, чтобы он изменил расписание репетиций к празднику в средних и старшихгруппах на понедельник и вторник, выделив в нем дополнительно время для встречи с родителями, которые будут принимать участие вместе с детьми. 10. Упражнение «Две подружки» (конструктивное общение) Цель: показать на примере двух историй конструктивное и неконструктивное общение. Инструкция.  Участникам тренинга предлагается ситуация (любая бытовая, которую может придумать педагог­психолог). Задача участников, которые будут ее разыгрывать, –   показать   примеры   деструктивного   и   конструктивного   общения   в   рамках предложенной   ситуации.   По   завершении   педагог­психолог   с   помощью   группы анализирует результаты. 11. Игра «Нити счастья» Инструкция педагога­психолога:  Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли волшебников, которые могут все, и соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать это необычное полотно, нам понадобятся нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сейчас   мы   с   вами   будем   превращать   их   в   Нити   Счастья.   Встаньте   в   круг,   будем передавать их друг другу. У кого окажется моток, должен ответить на вопрос о том, что такое счастье, и передать моток соседу справа, и так по кругу. 12. Заключительное слово Педагог­психолог: Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как   к   самому   важному   составляющему   нашей   жизни.   Нужно   уметь   видеть   то,   что находится рядом с нами, внутри нас, стараться самим лепить свое счастье. Все зависит от нас! Всего вам доброго, счастья, любви, успехов!      Материал подготовлен педагогом­психологом­ Бондарь Е.М