Хохлома
История возникновения. Деревянная посуда с самых древних времен была у человека в большом употреблении: ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки разных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще в Х – ХІІІ вв. Есть образцы, которым несколько тысячелетий.
Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Было замечено, что промаслившиеся стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то и стали покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних пор. Также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы.
Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах ХVІ в. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея». В ХVІІ в. ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне город Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, так как в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, и просвечивающее сквозь нее серебро тоже отливало золотом.
Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы: Новопокровское, Семино, Хрящи и Кулигино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т.е. беглецами, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола и помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы и мастера рукописной миниатюры.
Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в ХІХ в.: хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывавший их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
Техника. Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий. Работа эта трудоемкая. Росписью украшали разные виды деревянной посуды. Белые неокрашенные чашки, миски, ставцы и солонки – так называемое белье – сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывалось изделие в дальнейшем.
Подготовленные предметы после просушки смазывали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли три-четыре раза. После этого на поверхность проолифленных предметов наносили полуду из олова снаружи и изнутри изделия.
Для украшения повседневной посуды хохломские художники применяли олово вместо серебра, так как серебро было слишком дорогим материалом. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебряная.
Только после всех подготовительных операций изделие начинали расписывать: по проолифленной поверхности тонкой кисточкой (из хвоста белки или шерсти кошки) наносили узор черной и красной красками, делая и очень широкие мазки, и очень тонкие линии. Расписанное изделие снова олифили и ставили закаливаться в горячую печь. Под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато-коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
Хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов.
Прекрасным произведением более раннего периода является братина – сосуд для питья, имеющий вид горшка, величиною с полуведерную ендову, предназначенный для товарищеского питья. Маленькие братины назвались братинками и использовались для питья, тогда как из больших пили, черпая ковшами.
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок; свое искусство художники направили на изображение растительных форм, или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик.
С использованием новой техники окраски слегка изменился орнамент хохломской росписи: место пышных цветов с белильными оживками заняла скромная и изящная хохломская травка. Веточки с ягодами и цветами свободно размещались по поверхности предмета, следуя его форме. Черно-красная гамма росписи с золотом придает изделиям сдержанность и строгость, отличая их от ярких изделий городецких художников.
В конце ХІХ – начале ХХ в. хохломское живописное искусство пришло в упадок. Попадавшие в полную зависимость от скупщиков, мастера постепенно разорялись, уходили на другие заработки или нищенствовали.
Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции искусство золотой Хохломы было возрождено, изделия хохломских художников вновь стали пользоваться мировой славой.
Возрождение хохломского искусства попадает на 60-70-е гг. Именно в это время вместо старинных мисок и блюд стали делать комплекты посуды для сервировки праздничного стола: наборы для компота и салата, для меда, мороженого или ягод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.