Миниатюрная живопись
Холуй
История возникновения. Искусство лаковой миниатюры Холуя – самобытное и интересное направление в русском декоративно-прикладном искусстве. Этот народный промысел развился в селе Холуй Ивановской области.
Знаменитая иконопись Холуя и искусство лаковой миниатюры известны по всей России и далеко за ее пределами.
Иконопись (от икона и писать) – создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым перед их видимыми образами. Это искусство, проникнутое символикой и духовностью, величайшее духовное достояние народа.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет, и такие же древние корни имеет искусство иконописи. Интерес к иконописи в нашей стране огромен. Уже много лет иконопись находится под пристальным вниманием русской науки.
Исследователи иконописных художественных промыслов Палеха, Мстеры и Холуя указывают, что раньше всего иконописание возникло именно в Холуе.
В ХVІІ в. Холуйская слобода была признанным центром иконописи. Холуйская иконопись развивалась на основе традиций византийского иконописания. Здесь в течение нескольких веков складывается свой, неповторимый стиль. Его характерная черта – особое внимание к содержательной стороне иконописного произведения. До революции Холуй являлся последним центром, где сохранялись художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).
В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, холуйские художники создали принципиально новое искусство – иконографические каноны.
Основателями холуйского искусства миниатюры были три мастера: С.А. Мокин, В.Д. Пузанов-Молев и К.В. Костерин.
Старые мастера воспитали молодое поколение художников, продолжающих сегодня дело своих дедов и отцов. Холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой. Яичную эмульсию использовали как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме.
Холуй сочетает в своем искусстве любовь к реальным формам с повышенной цветовой декоративностью.
С 1961 г. изделия с холуйской лаковой миниатюрой выходят на международный рынок. Первый заказ на лаковую миниатюру был из Лондона, затем – из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии.
Мстера
История возникновения. Поселок Мстера – бывшая дореволюционная Богоявленская слобода, Вязниковский район, Владимирской области. Он уникален богатством развитых здесь художественных промыслов: иконописного, вышивального, чеканного, лубочного. Основой для развития лаковой миниатюры послужили местные иконописные традиции, существовавшие здесь с конца ХVІІІ в. Для икон этого направления характерны сдержанный тёмный колорит, изысканные плоскостные орнаментальные композиции и умеренное применение золота для проработки деталей.
После Октябрьской революции в поисках нового применения своего мастерства мстерские иконописцы А.Н. Куликов, Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин и А.М. Меркурьев, объединившись, организовали в 1923 г. в «Артель древнерусской живописи» – обратились к росписи домашней утвари, мебели и игрушек.
Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с ХVІІІ в.
В отличие от другой русской лаковой миниатюры, основанной на древнерусской иконописной традиции (Палех и Холуй), в мстерской миниатюре особую роль играет пейзаж. Темами для нее служат фольклор, история, современность.
Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. Характерная особенность мстерской живописи – ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции.
Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль «русских палат». Это отличает мстерскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на черном фоне. В тематике преобладают русские народные сказки, бытовые сюжеты, исторические и архитектурные памятники. Действие в мстерских миниатюрах происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа.
Цветовая гамма мстерской школы – голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры. При росписи шкатулок используются темперные краски.
К 1930-м гг. окончательно оформилась художественная артель «Пролетарское искусство», стараниями мастеров которой Мстера стала новым самобытным центром народного творчества. Основоположниками этого своеобразного искусства были талантливые мастера Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, Е.Е. Юрин, В.Н. Овчиьшиков, И.Н. Морозов и другие художники.
В 1960-1970-е гг. мстерское искусство переживает творческий подъем.
Художники постоянно, с большим интересом обращаются к традициям древнерусской живописи.
Палех
История возникновения. Название промысла происходит от названия села Палех Ивановской области. Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в ХVІІІ – начале ХІХ в. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи развивалось искусство монументальной живописи.
Мастера принимали участие в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
В 1918 г. художники И.И. Голиков и А.А. Глазунов создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. В 1923 г. работы палехских мастеров были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены Диплома 2-й степени. В этот же период палешане впервые познакомились с новым материалом, являвшимся основой для лаковой миниатюры Федоскина, – папье-маше. Освоив новый материал, мастера перенесли на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924 г.
5 декабря 1924 г. палехские художники: И.И. Голиков, И.В. Маркичев, И.М. Баканов, И.И. Зубков, А.И. Зубков, А.В. Котухин, В.В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И.П. Вакуров, Д.Н. Буторин, Н.М. Зиновьев. В 1925 г. палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже.
Искусству росписи Палеха более 70 лет, однако его мотивы и сюжеты известны не только на всей территории России, но и далеко за ее пределами.
Техника росписи очень сложна и требует наличия художественного вкуса, большого терпения и таланта.
Особенности росписи. Изделия изготавливаются из папье-маше, для росписи используют темперу, разведенную на яичном желтке. Сначала изделие покрывается черной краской, которая служит фоном для дальнейшего нанесения рисунка. Потом на основу белилами наносится полностью весь рисунок. В те места, где будут цветы, белила кладут слоем потолще или в несколько слоев. Затем идет этап раскрытия цвета, его принято называть раскрашью. Далее приступают к самой росписи, прорисовываются темным фоном все контуры и детали узора. Выявление световых и теневых частей композиции непосредственно после прорисовки называется приплавкой. Завершающий этап росписи – отделка объемов изображения при помощи красок и роспись сусальным золотом или «серебром» (в качестве серебрина используют алюминиевый порошок).
Золото в палехской технике росписи связано со старинными символами солнца, света, тепла и радости и является частью художественного восприятия мира художниками.
Сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т.д.
Отличительными чертами палехской школы являются:
- миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо;
- общий мягкий тон письма;
- многообразие элементов композиции и их живописность;
- узорчатость письма;
- разнообразие радужных сияний;
- вписание гор остроконечными площадками;
- деревья с натуральной листвой;
- удлиненность фигур подобно строгановским;
- тонкость голов и обнаженных частей фигур;
- пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом «в полуперо››;
- фоны разных тонов (вплоть до золотых).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.