Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
План-конспект открытого урока "Мир музыки Свиридова"
Описание работы: конспект урока, посвященный жизни и творчеству выдающегося композитора Г.В. Свиридова. Данный урок предполагает сопровождение презентацией.
Цель:
сформировать представление у обучающихся о выдающемся музыканте.
Задачи:
• рассказать учащимся о жизни и творческом пути композитора Г. Свиридова;
• расширить кругозор учащихся;
• уточнить и сформировать понятия: композитор, оркестр, консерватория;
• корригировать память, внимание, мышление, устную речь, развивать умения анализировать, сравнивать, систематизировать изученный материал, выделять главное; развивать умение развернуто и связно отвечать на вопросы;
• воспитывать гражданственность, трудолюбие, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: мультимедиа аппаратура, компьютер, технические средства для звука.
Дидактический материал: презентация по теме.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
Организационный момент.
Основная часть.
1. Актуализация знаний, объявление темы.
Сегодня мы продолжаем постигать секреты одного из самых совершенных видов искусства – музыки. Радостно сознавать, что русская земля богата замечательными людьми. В наших городах и селах рождались и росли великие российские писатели, художники, актеры и др. выдающиеся личности. И сегодня мы поговорим о выдающемся музыканте 20 века Георгии Васильевиче Свиридове. Он является композитором и пианистом. 16 декабря 2020 года наша страна отметила 105-летие со дня рождения этого композитора.
Георгий Васильевич Свиридов - один из самых самобытных и ярких композиторов нашей современности. Особое место в его творчестве занимает тема Родины, России. Тема любви к родному краю проходит через все произведения Свиридова. Музыка Георгия Васильевича покоряет слушателей с первых же звуков. Образы русской природы воспеты композитором с большой любовью.
2. Изучение нового материала.
Георгий Васильевич Свиридов (16 декабря 1915 - 6 января 1998) - советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии, Сталинской премии первой степени, двух Государственных премий СССР и Государственной премии РФ.
Свиридов родился в Фатеже (ныне в Курской области). Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда сыну было 4 года. Далёкие предки композитора были выходцами из Воронежской губернии, переселившимися в село Нижневыгорное Тимского уезда Курской губернии.
В 1924 году семья переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе, и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. С девяти лет учился играть на своём первом музыкальном инструменте - рояле. Но вскоре юного Свиридова заинтересовала балалайка. Учась подбирать на слух, демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов.
С 1929 по 1932 год учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. Уже с первых лет учёбы в музыкальной школе он начал сочинять первые произведения. Уже тогда в музыке юного композитора был образ Родины.
По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 году. Произведения, написанные в этот период, быстро становятся известными.
Окончив техникум в 1936 году, Свиридов поступил в консерваторию в класс композиции.
Вы, наверное, слышали слово консерватория. Что же это за учебное заведение? Консерватория – это музыкальное высшее учебное заведение.
Пока учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано № 1 (1936—1939), Симфонию № 1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).
Интересно, каким человеком в жизни был Свиридов? Давайте посмотрим воспоминания его современников.
(видео 1,2)
Вы заметили, что Свиридов и Шостакович очень похожи внешне? Он был учеником Шостаковича и, конечно, не мог не взять от него какие-то черты в свою музыку. Давайте послушаем что говорят его современники.
(видео 3)
Его стиль значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.
С самого начала мир музыки Свиридова связан со словом, с сюжетами литературных произведений. А ведь совместная жизнь слова и музыки издавна присуща русской культуре. Георгий Васильевич глубоко знал живопись, прозу и поэзию, историю. Знание русского старинного искусства помогло ему в создании живописных образов.
А сейчас давайте разберёмся – кто же вдохновлял Свиридова. Прежде всего, русские поэты и писатели, среди них: Лермонтов, Есенин, Блок и особенно Пушкин. Перед вами портреты советского композитора Георгия Васильевича Свиридова и русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?
(ответы учащихся)
Да, вы правы, они создали что-то совместно. Пушкин жил и творил в 19-ом веке, а Свиридов – в 20-ом веке. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Георгий Свиридов.
В 1964 году написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио и телепрограммах. В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева.
Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Давайте вспомним, что такое «сюита»?
Одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке, состоит из нескольких больших частей.
А что такое иллюстрации? Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Скажите мне, пожалуйста, что такое музыкальные иллюстрации?
Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.
Итак, мы подошли вплотную к самой музыке Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день. А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль.
Послушаем, какую же картину изображает композитор в начале своей сюиты, с помощью каких средств музыкальной выразительности симфонический оркестр раскрывает образ первой пьесы? Попробуем дать название первой иллюстрации.
Мы пришли к общему мнению, что эту иллюстрацию можно назвать «Тройка и метель». И вы, ребята, почти угадали название этой пьесы. Г. Свиридов назвал её – «Тройка»
Части сюиты:
1. "Тройка"
2. "Вальс"
3. "Весна и осень"
4. "Романс"
5. "Пастораль"
6. "Военный марш"
7. "Венчание"
8. "Отзвуки вальса"
9. "Зимняя дорога"
А сейчас послушайте еще один отрывок из сюиты, и скажите, что напоминает по ритму эта мелодия?
(звучит «Военный марш»)
Композитор жил во время Великой Отечественной войны, поэтому военная тематика тоже присутствует в его произведениях. В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. На первый план выходят жизнерадостность русских военных, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…
И, конечно, знаменитый вальс, музыкальная иллюстрация к повести Пушкина «Метель». «Вальс». Жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.
Начиная с середины 1950-х годов, обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима - это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях.
В Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония, Свиридов, как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
В
1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал
симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
С 1957 года — член правления Союза композиторов СССР, в 1962—1974 годах —
секретарь, в 1968—1973 — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР.
Один из основателей Петровской академии наук и искусств. Кроме того, Свиридов
был преподавателем и активно принимал участие в концертах. Вот что вспоминают о
нём известные оперные певцы – Елена Образцова и Дмитрий Хворостовский.
(видео 4,5)
Г.В. Свиридов написал много прекрасной музыки, но одно сочинение он написал специально для своего маленького сына и для всех детей. Композитор так и назвал это произведение – «Альбом пьес для детей». В него входит 17 небольших сочинений разного характера – колыбельная и танцевальная мелодии, картины природы, музыкальные портреты. Это пьески для совсем маленьких пианистов и для тех, кто уже занимается в музыкальном училище.
Давайте послушаем. Что это вам напоминает?
(слушаем «Парень с гармошкой)
Разбор произведения.
Ещё одним произведением, непосредственным образом связанный с родным краем, является хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы - «шестидесятники» — Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, В. Гаврилин и другие.
Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.
Кантата – это произведение для хора, солистов и оркестра. Через неё Георгий Васильевич передал любовь к народной песне, пению хором, всем вместе. Послушайте начало кантаты «Курские песни». Определите лад в услышанной музыке. Музыка звучит неторопливо, раздумчиво, несколько печально, в минорном ладу, подобно задумчивой русской песне. Кантата «Курские песни» – это история русской крестьянки. История о радостях и горестях. Здесь мы увидим картины быта и природы, образы простых людей.
Это кантата для хора, написанная на народные слова. Состоит из 7 частей:
1. Зелёный дубок (девичья лирическая);
2. Ты воспой, воспой, жавороночек (`тягальная` - мужская протяжная);
3. В городе звоны звонют (свадебная);
4. Ой, горе, горе лебедоньку моему (лирическая);
5. Купил Ванька себе косу (покосная, лирическая);
6. Соловей мой смутный (лирическая, бурлацкая);
7. За речкою, за быстрою (так называемая, тапочная)
В отличие от других его произведений, где основой литературного текста были стихи великих поэтов, «Курские песни» созданы на основе подлинных русских народных песен. Собраны песни были во время фольклорной экспедиции в 1954 году на родине композитора в Курской губернии. Впоследствии из 50 песен, вошедших в опубликованный сборник, Свиридов отобрал семь. Как писал позже сам композитор «… в песнях было всё настолько идеально в смысле хоровой партитуры и фактуры, что композитору здесь почти нечего делать». Свиридов скомпоновал песни так, что получилось кантата — поэма о судьбе русской женщины. В её жизни было всё: девичьи мечты о счастье, замужество, рождение ребёнка, трудности в семейной жизни. Песни эти рассказывают о женской доле ещё в царские времена, но содержание кантаты будет всегда актуально, т. к. такие чувства, как любовь, счастье, разочарование, боль являются вечными в человеческой жизни.
Послушаем 1 часть кантаты – песню «Зелёный дубок».
Композитор сам дирижировал, на репетициях был очень требовательным, добивался тонкостей исполнения. С ним было трудно, но в то же время приятно работать. Давайте посмотрим архивное видео с момента репетиции.
(видео 6)
Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.
За его подписью 17 сентября 1958 года в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой М. Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.
В июне 1974 года на Фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила композитора своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов»
А сейчас послушайте ещё одно произведение Свиридова и попробуйте вспомнить, где вы слышали эту музыку.
Эта композиция была написана к кинофильму «Время, вперед!» (1977). Но вы ее слышали, скорее всего, не там. Многие годы она была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время». А в 2014 году это произведение услышал весь мир, во время открытия Олимпийских игр – 2014.
Композитора однажды спросили: что такое время, на что он ответил…
(видео 7)
Итак, мы узнали, что музыка Георгия Васильевича Свиридова светлая и возвышенная. Убедились, что музыку Свиридова всегда интересно слушать. В ней много эмоций, живописных красочных образов, любви и сопереживания, доброты и верности русской музыкальной культуре.
В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.
«Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас. И прекрасно он может жить в России. На здоровье, пусть живёт. Но русский человек — это русский человек. Во мне течет русская кровь. Я не считаю, что я лучше других, более замечательный. Но вот я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь. Я призываю вас с высоты своего возраста (и не сердитесь на меня, что я так говорю): надо гордиться, что мы — русские люди!»
III. Заключительная часть.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.