Комитет по делам образования города Челябинска
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 10 г. ЧЕЛЯБИНСКА»
Проектная работа
«Мир вокруг меня в виде графиков и диаграмм»
Тип проекта: творческий
Выполнил:
Мишин
Мишель Игоревич
ученик 7-а класса
Руководитель проекта:
Тарасова
Елена Алексеевна
Челябинск, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ ….. 4
1.1 Понятие графиков и диаграмм ………………………………………………… 4
1.2 Исторические примеры использования графиков и диаграмм ……………… 5
1.3 Применение графиков и диаграмм в разных сферах жизни общества ..……10
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГИМНАЗИИ № 10 …….…………………… 12
2.1 Анкета для выявления мнения старшеклассников гимназии № 10 ……….. 12
2.2 Опрос учащихся старших классов гимназии № 10 по выявлению их интересов …………………………………………………………………………………. 12
2.3 Макет школьной газеты ……………………………………………………… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………… 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ……………………………………………………….. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………… 24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы:
Графики и диаграммы – это не только математические понятия, с которыми мы сталкиваемся на уроках, открывая учебник по алгебре. Мы встречаем их в разных областях жизни людей. Они помогают нам строить и следить за здоровьем, прогнозировать, даже спасая жизни людей, обосновывать и наглядно демонстрировать зависимости величин. Выбранная мной тема сможет помочь многим школьникам ощутить важность математики, показав практическую связь с реальной жизнью. Актуальность данной работы - это не только здесь и сегодня, это масштабность охватывающая многие сферы деятельности и это то, что будет и завтра.
Цель:
Продемонстрировать необходимость использования графиков и диаграмм в разных сферах жизни общества и выпустить номер школьной газеты с актуальной информацией о жизни школы, используя графики и диаграммы.
Задачи:
1. Раскрыть понятие графиков и диаграмм.
2. Привести примеры использования графиков и диаграмм.
3. Продемонстрировать применение графиков и диаграмм в разных сферах жизни общества.
4. Разработать анкету для выявления мнения старшеклассников гимназии № 10.
5. Провести опрос учащихся старших классов гимназии № 10.
6. Создать макет школьной газеты.
Продукт проекта:
Школьная газета
ГЛАВА 1.
ПОНЯТИЕ ГРАФИКОВ И ДИАГРАММ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ
1.1 Понятие графиков и диаграмм
В данном проекте мы будем использовать такие понятия как графики и диаграммы.
График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости одной величины от другой.
Диаграмма – графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении нескольких величин или нескольких значениях одной величины, об изменении их значений.
Существуют различные взгляды на этот вопрос. График можно рассматривают и как частный случай диаграммы, и, наоборот, например, в статистике мы можем встретить информацию о том, что диаграмма – это вид графика. В связи с этим мы не будем противопоставлять данные понятия, но будем использовать их учитывая смысловые акценты.
Приведём примеры.
1. График – частный случай диаграммы.
Рассмотрим типы диаграмм в Excel. И там мы видим, что линейный график – это вид диаграммы:
- Линейный график. Визуализирует динамику показателя в виде простой линии. Как правило применяется для отслеживания изменений показателей со временем или с изменением другого показателя
- Точечная диаграмма. По факту повторяет линейную диаграмму. Обычно используется в статистике, для отображения всех экспериментов и построения примерной линии тренда.
- Круговая диаграмма. Показывает долю элемента в целом значении. Наглядно демонстрирует, какой из показателей имеет больший вес. Например, часто применяется для отображения затрат.
- Гистограмма. Столбчатая диаграмма. Очень часто используется для сравнения одного и того же показателя для нескольких лет, например, прибыль компании за 13, 14 и 15 года, т.к. показывает наглядное сравнение.
- Линейчатая диаграмма. Перевернутая гистограмма, иногда помогает лучше визуализировать данные
2. Диаграмма – частный случай графика.
Статистические графики классифицируют по разным признакам, один из них – это способ построения. И вот как раз здесь мы встречаем такие подразделения как диаграммы, картодиаграммы и картограммы [1].
1.2 Исторические примеры использования графиков и диаграмм
1669г. График средней продолжительности жизни
Христиан Гюйгенс, нидерландский механик, физик, математик, астроном и изобретатель. Один из основоположников теоретической механики и теории вероятностей. Внёс значительный вклад в оптику, молекулярную физику, астрономию, геометрию, часовое дело. Открыл кольца Сатурна и Титан [ ].
1765 г. График испарения воды в зависимости от времени
Иоганн Генрих Ламберт, физик, философ, математик и астроном; был академиком в Мюнхене и Берлине.
Ламберт произвел наблюдение, что диаграмма показывает лучше, чем таблица. Линейные графики используются для эмпирических измерений [ ].
1786 г. Первые линейные графики и круговые диаграммы
Уильям Плейфэр, шотландский инженер и политэконом, основатель графических методов статистики.
Плэйфэр изобрел четыре типа диаграмм: в 1786 году линейчатый график и гистограммы для представления экономических данных и в 1801 году секторную диаграмму в круге и круговую диаграммы [ ].
Коммерческий атлас - импорт - экспорт - Шотландия
Население и доходы основных стран Европы - в 1801 г.
1811 г. Составная столбиковая диаграмма
График с использование разделенных гистограмм и наложенных квадратов, показывающие относительный размер мексиканских территорий и групп населения в колониях.
Барон Фридрих Вильгельм Генрих Александр фон Гумбольдт, немецкий учёный-энциклопедист, физик, метеоролог, географ, ботаник, зоолог и путешественник [ ].
1.3 Применение графиков и диаграмм в разных сферах жизни общества
Графики и диаграммы широко встречаются в разных сферах жизни. Например, в экономике, это кривая спроса и предложения, линия производственных возможностей.
В медицине, возможно, каждый из нас делал кардиограмму, а ведь это не что иное как график, полученный с помощью кардиографа.
В метеорологии мы можем видеть графики изменения температуры.
Чтобы предсказать предстоящие землетрясения или цунами используются показатели сейсмографов, которые строят специальные графики – сейсмограммы.
Большое применение графики и диаграммы получили в статистике. Графические методы помогают прежде всего описанию, а затем и анализу данных.
А приходя на спортивные соревнования, когда вручают медали победителям, что мы видим? Спортсмены встают на пьедестал почёта. И даже здесь мы можем заметить аналогию со столбчатой диаграммой.
В социологии проводя исследование широко используются диаграммы. В данной работе проведено социологическое исследование мнения учеников старших классов Гимназии № 10 и представляя результаты намеренно использованы графики, различные виды диаграмм, показано их разнообразие.
ГЛАВА 2.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ИНТЕРЕСОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГИМНАЗИИ № 10
2.1 Анкета для выявления мнения старшеклассников гимназии № 10
Я подготовил анкету для выявления мнения старшеклассников нашей школы по которой провёл опрос. В ней 6 содержательных вопросов:
1. Какие Ваши любимые школьные предметы?
2. Ели Вы уже определились с будущей профессией, напишите кем Вы хотите стать.
3. В какое учебное заведение Вы хотели бы поступить?
4. Сколько времени Вы тратите, обычно, ежедневно на уроки дома?
5. Чем Вы занимаетесь ещё, помимо школы?
6. Какие образовательные сайты (платформы) Вам нравятся, и Вы могли бы их порекомендовать?
Все вопросы, кроме вопроса: «Чем Вы занимаетесь ещё, кроме школы?» являются открытыми, то есть ответ, полностью формулируют респонденты. В данном вопросе представлены ответы и предложено написать свой вариант, в случае отсутствия такового (см. приложение).
2.2 Опрос учащихся старших классов гимназии № 10 по выявлению их интересов
Учащимся 10 и 11 классов было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся их интересов и установок. Цель опроса – выявить предпочтения старшеклассников, а также показать, как полученные результаты можно представить в виде графиков и диаграмм; на практике апробировать разные виды диаграмм.
Опрошены все учащиеся, присутствующие в день опроса на уроках 6 февраля 2023 года – всего 40 чел. (10 класс – 16 чел., 11 класс – 24 чел.). В классах преобладают девушки; юношей из 40 чел. всего – 7 чел. 1 вопрос: «Какие Ваши любимые школьные предметы?»
У всех учащихся есть любимые предметы. Большинство из них, отметили несколько (90 %). Предметы, представленные учащимися 10 и 11 классов, значительно отличаются (см. рис. 1, 2).
В «Прочее» в 10 классе вошло МХК, в 11 классе – ОБЖ, ИЗО, народные танцы, оркестр, экономика. У 10-классников на первые места выходят: обществознание, физкультура, математика и история, у 11-классников – литература, русский язык и английский язык.
Рисунок 1. Любимые предметы
учащихся 10 класса (в %)
Рисунок 2.
Любимые предметы учащихся 11 класса (в %)
2 вопрос: «Если Вы уже определились с будущей профессией, напишите, кем Вы хотите стать».
В 10 классе назвали предполагаемую будящую профессию каждые двое из трёх (69 %) респондентов. Спектр профессий довольно многообразен:
- юрист (2 чел.);
- владелец и генеральный директор крупной компании;
- менеджер гостиничного бизнеса;
- менеджер/рекламщик;
- графический дизайнер;
- таможенник;
- хореограф;
- филолог;
- лингвист, связь с общественностью;
- предприниматель.
В 11 классе назвали предполагаемую профессию уже 88 % %.
Список предполагаемых профессий выглядит следующим образом:
- филолог (учитель, журналист, поэт) (7 чел.);
- актер, режиссер, драматург (2 чел.);
- врач (2 чел.);
- психолог (2 чел.);
- космонавт (2 чел.);
- маркетолог;
- менеджер;
- педагог иностранного языка;
- хореограф;
- юрист;
- архитектор;
- инженер-конструктор;
- гидрометеоролог.
Учащиеся и 10, и 11 классов сделали акцент на профессиях гуманитарной сферы.
3 вопрос: «В какое учебное заведение Вы хотели бы поступить?»
Большинство учащихся 10 класса (81 %), отметило, куда они хотели бы поступить. Преимущество они отдают вузам, расположенным в Челябинске: ЮУрГУ (3 чел.), ЧелГУ (2 чел.), РЭУ (2 чел.). Есть и другие города – Екатеринбург – УрФУ (2 чел.); Санкт-Петербург – Политехнический университет (1 чел.); Москва – ВШЭ (2 чел.), МГУ (1 чел.).
11-классники сделали свой выбор. Вузы в Челябинске выбрали около половины учащихся: ЮУрГУ (3 чел.), ЮУрГГПУ (2 чел.), ЧелГУ (2 чел.), ЮУГМУ (2 чел.), ЧГИК, УралГУФК, РАНХиГС; В Екатеринбурге – УрФУ; в Санкт-Петербурге: СПбГУ, СПбГМУ, РГПУ им. А.И. Герцена, СПбГИКиТ; в Москве – МГУ (2 чел.), МГТУ им. Баумана, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова; США – Нью-Йоркская киношкола. Есть и такие ответы: вуз Челябинска, университет. Как видим, учащиеся 10 гимназии ставят для себя высокие планки.
4 вопрос: «Сколько времени Вы тратите, обычно, ежедневно на уроки дома?»
Среди 10-классников преобладают ученики, которые тратят на уроки дома от 2-3 часов (38 %). Разбивка по часам представлена в круговой диаграмме (см. рис. 3). Среднее значение равно 2,8 ч.
Данные по 11-классникам представлены так же в круговой диаграмме (см. рис. 4). Одни учащиеся, каждый пятый (21 %) тратят на домашние уроки более 5 часов, а другие, 29 % - меньше 2 ч. Средне значение 11-классников ненамного отличается от 10-классников и составляет 3,2 ч.
Рисунок 3. Время,
которое тратят ученики 10 класса ежедневно на уроки (в %)
Рисунок 4. Время,
которое тратят ученики 11 класса ежедневно на уроки (в %)
5 вопрос: «Чем Вы занимаетесь ещё, помимо школы?»
Учащиеся и 10, и 11 классов занимаются музыкой, спортом, танцами, углубленным изучением предметов и другими видами деятельности. Чаще других названо «углубленное изучение предметов». Такой ответ преобладает как у 10-классников, так и 11-классников. Информация представлена на линейной диаграмме (см. рис. 5).
На первом месте по охвату учащихся и 10, и 11 класса находится «углубленное изучение предметов».; на втором, с небольшим отрывом – «спорт». Танцы и музыка заняли, соответственно, третье и четвертое места. В «другой вариант» вошли
- «подготовка к ЕГЭ», «рисование», «сон» (10 класс);
- «работа», «театралка», «рэп».
Рисунок 5. Занятия учеников 10 и 11классов помимо школы (в %)
Сравнение проведения внешкольного досуга юношей и девушек представлено в виде гистограммы (см. рис. 6).
Рисунок 6. Занятия юношей и девушек помимо школы (в %)
Среди юношей выше чем девушек доля углубленно изучающих предметы, занимающихся спортом, музыкой, но меньше – танцами.
Старшеклассники отметили предметы, которыми они углубленно занимаются. Более углублённому изучению подлежат и в 10, и в 11 классах такие предметы, как английский язык, математика, обществознание; еще, дополнительно в 11 классе – литература, история (см. рис. 7).
Рисунок 7. Предметы углубленного
изучения учащимися 10 и 11 классов (в %)
В «Другой вариант» вошли: психология, философия, политика.
6 вопрос: «Какие образовательные сайты (платформы) Вам нравятся, и Вы могли бы их порекомендовать?»
Всего было отмечено 24 сайта, ниже приведены получившие наибольшее количество упоминаний:
Решу ЕГЭ – 48%
ФИПИ – 18%
Фоксфорд – 13%
Умскул – 13%
Опрос учащихся старших классов 10 гимназии по выявлению их интересов показал:
1. У всех учащихся есть любимые предметы. Большинство из них, отметили несколько (90 %). Предметы, представленные учащимися 10 и 11 классов, значимо расходятся. У 10-классников на первые места выходят: обществознание, физкультура, математика и история, у 11-классников – литература, русский язык и английский язык.
2. В 10 классе назвали предполагаемую будящую профессию каждые двое из трёх (69 %) респондентов, в 11 классе - уже 88 %. Спектр профессий довольно широк, сделан акцент на профессиях гуманитарной сферы.
3. Большинство учащихся 10 класса и все учащиеся 11 класса отметили, куда они хотели бы поступить. Учащиеся 10 гимназии ставят для себя высокие планки. Челябинские вузы выбрали около половины учащихся. Чаще других вузов отмечены: ЮУрГУ, ЧелГУ, ЮУрГГПУ, ЮУГМУ. Другая половина учащихся намерена получить образование в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Москве.
4. Среди 10-классников преобладают ученики, которые тратят на уроки дома от 2-3 часов (38 %). Среди 11-классников каждый пятый тратит на домашние уроки более 5 часов, а каждый третий – до 2 часов. Учащиеся обеих параллелей тратят в среднем на домашние уроки около 3 ч.
5. Учащиеся и 10, и 11 классов занимаются музыкой, спортом, танцами, углубленным изучением предметов и другими видами деятельности. Чаще других названо «углубленное изучение предметов». Такой ответ преобладает как у 10-классников, так и 11-классников. Среди юношей выше чем девушек доля углубленно изучающих предметы, занимающихся спортом, музыкой, но меньше – танцами.
6. Более углублённому изучению подлежат и в 10, и в 11 классах такие предметы, как английский язык, математика, обществознание; В 11 классе, еще, дополнительно – литература, история.
7. Учащиеся чаще других называют следующие образовательные сайты (платформы), которые им нравятся:
На первом месте Решу ЕГЭ, его отметили 48% респондентов;
Далее, ФИПИ – 18 % отвечающих;
И две платформы выбрали одинаковый процент школьников, по 13% отметили Фоксфорд и Умскул.
2.3 Макет школьной газеты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Боголюбов А.Н. «Математики. Механики», Биографический справочник, 1983, с. 154.
2. Харченко, Л. П., Статистика: Курс лекций / Л. П. Харченко, В. Г. Долженкова, В. Г. Ионин и др. / Под ред. к.э.н. В. Г. Ионина. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1997 – 52 с. (52)
3. Френдли, Майкл и Дэниел Дж. "Вехи в истории тематической картографии, статистической графики и визуализации данных". Видение науки: сегодня Американская ассоциация содействия развитию науки (2008). стр. 13
4. Michael Friendly. «Milestones in the history of thematic cartography, statistical graphics, and data visualization» Архивная копия от 26 сентября 2018 на Wayback Machine. (2008), стр. 13 — 14.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ламберт,_Иоганн_Генрих
6. https://en.wikipedia.org/wiki/August_Friedrich_Wilhelm_Crome
ПРИЛОЖЕНИЕ
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.