в современном мире есть достаточно определений слову "миссия". В работе рассматривается вопрос о значении этого слова вообще и что применительно к профессии учителя. Автор задается вопросом - что такое миссия учителя в образовании на сегодняшний день, что несет молодому поколению.файл содержит текстовый документ.
Миссия учителя в образовании.docx
Сведения об авторе:
1. Гокина Марина Владимировна
2.
Учитель русского языка и литературы второй
квалификационной категории
3. Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Волховская средняя общеобразовательная школа №7»
4. Россия, Ленинградская область, г. Волхов
Миссия учителя в образовании
«Учителями славится Россия,
ученики приносят славу ей»
А. Дементьев
На данный момент слово «миссия» не имеет строгого
общепризнанного толкования.
Существует достаточно много
определений этого понятия. В одном из словарей приводится
следующее: «Миссия – от лат. mission – предназначение к чемулибо
важному, ответственному». [9, с.352] Для меня это толкование очень
близко. Разве не это определение миссии учителя?..
Трудно представить, сколько людей формулировало данное
понятие, искало в своем опыте учительства или ученичества это
определение. И каждый давал свое.
Так что же это такое – миссия учителя в образовании?.. Учить
читать, писать, решать и все? А может быть, еще чтото?..
Несомненно, учитель – это человек, который учит, передает свой
опыт, дает знания, но еще и указывает к ним путь. Учитель не
открывает истины, он только ее проводник. Каждый ученик должен
открыть все для себя сам. Учитель – творец человеческих душ. Он
совершает восхождение к вершине со своим учеником до
определенной точки, потом ученик уходит в самостоятельную жизнь, а
учитель начинает подъем заново с новым учеником. При этом каждое
такое восхождение поднимает учителя на новый уровень. Именно с
учителя молодое поколение берет пример, учитель – носитель
культурного наследия, защитник культуры. А истинная культура несет
в себе добро, знания и красоту.
Трудно переоценить заслуги учителя, который открывает перед
ребенком дверь в мир знаний, влияет на формирование его
человеческих качеств, закладывает основы его будущего, помогает
найти свой путь в жизни. Учитель ведет сквозь годы детства,
отрочества, юности, совершает каждодневное, подчас незаметное
подвижничество – отдает душу, вкладывает частицу своего сердца. Поэтому миссия учителя – это не только обширные общие и
специальные знания, но, прежде всего, высокие человеческие качества,
поставленные на службу во благо родины и народа. [8, с.225]
Хорошие специалисты, профессионалы вбирают опыт своих
предшественников в разных областях, будь то наука, техника или
культура. В большинстве случаев этими предшественниками являются
учителя. Сколько гениальных личностей взрастили гениальные
учителя! Вспомним, например, учителя Александра Македонского
Аристотеля (чьим наставником, в свою очередь, был Платон). Он
передал подопечному определенный запас знаний, но куда важнее было
его духовное влияние на будущее полководца. Глядя на философа,
мальчик учился ценить благородство, постигал греческую культуру.
Большое влияние на знаменитого русского поэта Александра
Сергеевича Пушкина оказала няня Арина Родионовна, его духовный
наставник. Значение этой женщины в судьбе поэта велико. Учителя с
честью, достоинством и гордостью выполняют свой долг.
Есть немало профессий, где преемственность поколений –
основа успеха. Одна из них – это профессия учителя. Именно к этой
профессии я осознанно шла с детских лет. Учительство для меня стало
призванием и продолжением традиций семьи, так как мама,
Калиничева Ирина Петровна, – учитель с тридцатилетним стажем. А
учитель русского языка и литературы в школе – Карсакова Татьяна
Александровна – стала наставником для меня и в педагогической
деятельности на пути моего становления как учителя.
Золоченые стрелки время мнут.
До начала урока десять минут.
Сколько вновь передумано нужного, верного
До начала урока, до самого первого!
Через десять минут открываются книжки,
И встают изза парт озорные мальчишки.
И смешные девчонки встают у стола,
Вот такою недавно сама ты была.
Кузнецова С. [10]
Мой педагогический и жизненный опыт на сегодняшний день
небольшой, но шире и глубже опыта моих учеников. Конечно, как и
любой другой педагог, я стремлюсь учить детей быть знающими,
творческими, способными мыслить и действовать. С моей точки
зрения, педагог – это помощник и добрый, верный друг. Поэтому моя
миссия как учителя заключается в том, чтобы дать не только набор
знаний, предлагаемых школьной программой, но и открыть свое
видение мира ученикам, учить отличать плохое и хорошее, становиться
высоконравственными людьми. «Ученик – это не сосуд, который
нужно наполнить, а факел, который важно зажечь». [12] Миссия учителя в школе зависит от многого. Огромную роль
играет трудолюбие учителя, его профессионализм. XXI век – век
профессионалов. Учитель должен быть профессионалом своего дела и
растить таких же профессионалов из своих учеников. От умения
преподнести знания, сделать их крепкими и глубокими или указать
путь добывания этих знаний зависит дальнейшее обучение и развитие
ученика. Я в своей деятельности стремлюсь преподносить материал
доступно, наглядно, заострять внимание на главном, настраивать на
самостоятельный анализ явлений, использовать материал для развития
мыслительной деятельности, прививать интерес к получению новых
знаний, тем самым подводить учеников к пониманию, что школа –
интересная составляющая жизни.
«Уча других, мы учимся сами», – говорил когдато Сенека. [12]
С этим нельзя не согласиться. Немного найдется профессий, в которых
ежедневно можно учить и учиться. Настоящий учитель не только учит,
он учится со своими учениками. Обучать – значит вдвойне учиться. Я
пытаюсь донести до своих учеников мысль, что учиться нужно всегда,
учиться думать и понимать главное: важно не получить готовый ответ,
а проложить сам путь к познанию. «Плохой учитель преподносит
истину, хороший учит ее находить», – сказал А. Дистервег. [12]
Высший профессионализм учителя проявляется на уроках, где
не поучают школьников, не укоряют за незнание, а совместно ищут
ответы на вопросы жизни и помогают обрести веру в собственные
силы, уроки, на которых дети мыслят сами и в свою очередь передают
учителю свой опыт и знания. Поэтому всегда важно быть готовым
собраться, понять и оценить устремления учеников, направить течение
их мыслей в нужное русло. Следовательно, миссия учителя – слушать
и слышать учеников, при этом развиваться самому.
Учитель не имеет права остановиться в своем развитии,
превратиться только в урокодателя, он должен постоянно
совершенствоваться, самообразовываться, открывать новое для себя и
учеников, чемуто удивляться и удивлять, только тогда он будет
интересен и как педагог, и как человек.
Важно пробуждать интерес учеников к предмету. Считаю, что
интерес – это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях.
Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое
мастерство, к которому должен стремиться каждый учитель.
Отсюда важной составляющей миссии учителя в школе является
взаимосвязь ученика и учителя, их взаимопонимание. Оно позволяет
проследить характер общения между учителем и учеником, увидеть
заинтересованность обоих в содержании обучения, ощутить радость от
совместных открытий нового материала. Именно ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я
являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это. Ведь они
«закаляют» меня и многому учат. Например, принимать их такими,
какие они есть, быть терпимей к их детским ошибкам, но
требовательней к самой себе. Развивая, воспитывая их, я изменяюсь
сама.
Чтобы сдавать ежедневный экзамен «на учителя» перед
учениками, необходимо быть честным и правдивым, искренним и не
бояться признавать свои ошибки, потому что дети чувствуют
малейшую ложь, надо быть решительной в действиях, но тщательно
обдумывать их.
Миссия учителя состоит в том, чтобы увидеть в ученике
личность, уважать эту личность, следовательно, важен индивидуальный
подход к ученикам, требующий построения такого содержания и
методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны
возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям
учащихся. Учитель должен рассмотреть в каждом ученике талант,
постараться создать условия для раскрытия этого таланта.
Учитель – это прежде всего человек, который любит детей,
находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок
может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает
близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка,
никогда не забывает, что он и сам был ребенком. [11, с.43]
Сложнейшим умением, обеспечивающим успех воспитания, А.Н.
Острогорский называет проникновение учителя во внутренний мир
ребенка. Но, чтобы понять и раскрыть его, учитель сам должен
обладать богатым внутренним миром. Поэтому призывает: «Учитель,
стань человеком!» [5] Он делает вывод о том, что миссия учителя
намного шире функций, определяемых его профессией. «Учитель есть
лицо, имеющее кроме специально учительских свойств еще
общечеловеческие качества, которыми оно также неизбежно будет
влиять на учащихся, как и своим учительским искусством». [4, с.381]
«Людей неинтересных в мире нет…» – написал русский
поэт Е. Евтушенко. Каждый мой ученик интересен мне. Каждого
нужно развивать как личность. Известный педагог Е.Н. Ильин считал,
что уроки литературы должны быть неспешными. Именно так
стремлюсь проводить уроки литературы, рассуждая и размышляя
вместе с ребятами, ища истину, иногда не находя ее, но ставя вопросы,
на которые все равно когданибудь придется ответить.
На Всероссийском Педагогическом совещании учителей В.В.
Путин сказал: «Будущее России – школа. Именно от вас, от качества и
содержания вашей работы зависит развитие страны на десятилетия вперед». [6] От того, чему учителя научат, какие знания вложат они в
своих учеников, будет определяться лицо будущего поколения.
Труд педагога – это не просто профессия, не просто
специальность, это призвание, особая миссия. Выбранная мною
профессия звучит гордо. И я горжусь своим выбором.
Литература:
1. Белкина А.С., Сутырина Т.А. Ментальномиссионное
направление в образовании. – М.: Спутник+, 2009.
2. Букинич С. Миссия Учителя // «Учительская газета», № 43 от
24 октября 2006 года.
3. Гусаченко О.И. Менталитет современного педагога и условия
его формирования: автореф. дис. – М., 2004.
4. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. / Под
ред. А.М.Арсеньева – М.: Педагогика, 1982.
5. Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения
/Сост. М.Г. Данильченко. – М.: Педагогика, 1985.
6. Путин В. Архив сайта председателя правительства РФ 2008
2012. URL: http://premier.gov.ru/events/news/15422/
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика
проектирования педагогических систем. – М.: Издательская
корпорация «Логос», 1999.
8. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской
педагогики XIX века. – М.: Учпедгиз. – 1963.
9. Современный толковый словарь русского языка/ гл. ред. С.А.
Кузнецов. – СПб: «Норинт», 2005.
10. Стихи. Ру. URL: http://www.stihi.ru/2010/01/27/4846
11. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в
3х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.
12. Цитаты и Афоризмы / Высказывания великих людей. URL:
http://www.zitata.eu/index.shtml
Миссия учителя в образовании
Миссия учителя в образовании
Миссия учителя в образовании
Миссия учителя в образовании
Миссия учителя в образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.