«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка»
Оценка 4.7

«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
15.06.2022
«Младший школьный возраст  как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка»
Современное общество выдвигает новые требования к подрастающему поколению. Сегодня от выпускника начальных классов требуются не только знания, умения и навыки, но и готовность к самостоятельному усвоению необходимых знаний, умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, творчески мыслить, адекватно воспринимать себя и других, обладать чувством собственного достоинства, уважать чужое мнение и многое другое, необходимое в реальной жизни. Жизненный успех каждого человека зависит от того, как правильно он будет оценивать себя, свои возможности и способности, преодолевать и раскрывать самого себя, правильно общаться и получать информацию. Успешность выпускника начальной школы зависит в первую очередь от него самого. И основная миссия педагогов начальной школы – помочь ребёнку раскрыть и сформировать его личностные качества, т.е. стать личностью.
Младший школьный возраст - благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка.docx

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Жёлтый Яр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Младший школьный возраст

как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Собянина Н.В.,

учитель начальных классов

 



 

                                                      

 

 


2021 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Младший школьный возраст – особый возраст в жизни ребёнка

1.1. Особенности развития детей  младшего школьного возраста………….....5

1.2. Учебная деятельность младших школьников ……………...…………........8

ГЛАВА 2. Младший школьный возраст – благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка

2.1. Влияние личности педагога на успешность младшего школьника ……12

2.2. Раскрытие личностного потенциала ребёнка …………………………….16

Заключение………………………………………………………………………19

Список использованной литературы…………………………………………..20





















 

 

 

 

 

Введение

Современное общество выдвигает новые требования к подрастающему поколению.  Сегодня от выпускника начальных классов требуются не только знания, умения и навыки, но и готовность к самостоятельному усвоению необходимых знаний, умение быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, творчески мыслить, адекватно воспринимать себя и других, обладать чувством собственного достоинства, уважать чужое мнение и многое другое, необходимое в реальной жизни. Жизненный успех каждого человека зависит от того, как правильно он будет оценивать себя, свои возможности и способности, преодолевать и раскрывать самого себя, правильно общаться и получать информацию. Успешность выпускника начальной школы зависит в первую очередь от него самого. И основная миссия педагогов начальной школы – помочь ребёнку раскрыть и сформировать его личностные качества, т.е. стать личностью.

Возраст младшего школьника – период жизни ребёнка от 7 до 11 лет.

У детей в этом возрасте формируется мировоззрение, складывается круг их нравственных, идейных представлений и понятий, а также обогащается мир чувств и эстетических переживаний, поэтому этот возраст является благоприятным периодом для раскрытия личностного потенциала ребёнка.

Рассматриваемая тема весьма актуальна, т.к. в этом возрасте закладываются основные жизненные принципы и основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, нравственных чувств и убеждений, а также возникают относительно устойчивые формы поведения, которые в будущем составят основы формирования характера ребёнка. В этот период очень важны взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми.

Цель: изучить особенности развития личности в младшем школьном возрасте.

Задачи:

·         особенности развития детей младшего возраста;

·         организация учебной деятельности;

·         влияние личности педагога на успешность учащихся младших классов;

·         раскрытие личностного потенциала детей младшего возраста.

Объект исследования: развитие младшего школьного возраста.

Предмет исследования: анализ особенностей развития детей младших

 классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Младший школьный возраст – особый возраст в жизни ребёнка

1.1    Особенности развития детей младшего школьного возраста

Началом младшего школьного возраста является момент, когда ребенок начинает свою учебную деятельность в школе. В настоящее время многие дети в возрасте шести-семи лет  начинают свою учебную деятельность, так как к семи годам дети достигают такого уровня развития, при котором работа головного мозга и нервной системы совершенствуются. Это определяет их готовность к обучению в школе.

В младшем возрасте происходит кризис семи лет, во время которого меняется социальная ситуация развития, которая характеризуется возникновением новых отношений ребенка с взрослыми. Начало обучения в школе ведёт к тому, что ребенок принимает на себя новую социальную роль – роль ученика. В этот период, когда у детей формируется новая внутренняя позиция, меняющая самосознание, отношение к учебной деятельности является наиболее ценным. Перестраивается эмоционально-мотивационная сфера, меняются сами мотивы. Л.С Выгодский считает, что возрастной кризис – это один из этапов развития личности ребенка. На этом этапе ребенок, сохраняя много детских качеств, начинает  формировать новые представления о «взрослости». Однако, младший школьник теряет свою детскую непосредственность, т.е. поведение ребенка перестает быть естественным. Ребенок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным, как раньше. Теперь по поведению ребенка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим.[5]

Основные симптомы кризиса 7-ми лет:

1. потеря детской непосредственности;

2. манерничанье (ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает);

3. кривляние (симптом «горькой конфеты», ребенку плохо, он старается это скрыть).

В младшем возрасте у детей  происходит не только психическое развитие, но и физическое. Физическое развитие – это период развития ребенка, при котором происходит динамический процесс роста и биологического созревания. В этот период наблюдается дисгармония в физическом развитии, которое опережает нервно-психическое развитие младшего школьника. У ребенка наблюдаются беспокойство, повышенная утомляемость и потребность в движениях.

Многие отечественные авторы младший школьный возраст глубоко и содержательно раскрывают в своих работах. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, а также их сотрудники и последователи).

Согласно Д.Б. Эльконину учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий [8].

Во время учебной деятельности у младших школьников формируется теоретическое мышление со следующими составляющими: анализ, планирование, рефлексия, обобщение, абстракция (Давыдов, 1986).   

Отличительные особенности учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

1) Цель и результат  учебной деятельности – изменение самого субъекта деятельности;

2) Учебная деятельность – это

·        рефлексивная деятельность;

·        поисково-исследовательская активность (когда ученик узнает что-то новое для себя).

Г.А. Цукерман рассматривает учебную деятельность как форму сотрудничества. Центральным новообразованием учебной деятельности по её мнению является:

·        рефлексия как умение отделять то, что ребенок уже знает, от того, что ему ещё незнакомо;

·        учебная форма сотрудничества - «умение учиться», т.е. самостоятельно добывать знания, быть субъектом обучения.

Г.А. Цукерман говорит о младшем школьнике как субъекте учебной деятельности, если ребёнок участвует в поиске и построении новых способов действия в ситуации учебной задачи.

В последние годы отстаивается идея о том, что субъект учебной деятельности и есть главное новообразование младшего школьного возраста (Давыдов, 1996).

Младший школьный возраст – это период активного развития и качественного преобразования познавательных процессов. Эти процессы  приобретают опосредствованный характер, становятся осознанными и произвольными. Ребёнок, постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования:

Ø качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

Ø рефлексия (личная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать);

Ø развитие нового познавательного отношения к действительности;

Ø ориентация на группу сверстников.

Психологические изменения, которые происходят у детей младших классов, говорят о широких возможностях их развития в этом возрасте. В этот период ребенок выступает в качестве активного субъекта, который познает самого себя и окружающий его мир, приобретая собственный опыт.

Очень интересны подходы и зарубежных психологов к пониманию сущности младшего школьного возраста, его предназначения и возможностей.

         Эриксон, возраст шести-двенадцати лет, считает периодом передачи ребенку знаний и умений, которые помогут ему стать трудолюбивым и приобщиться к трудовой жизни. Младший школьный возраст – это развитие способности к овладению окружающей средой.

Пиаже, период 7-11 лет в своей концепции, называет периодом  интеллектуального развития ребёнка, при котором умственные действия становятся обратимыми и координированными. У младшего школьника появляется способность применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Переход к конкретно-оперативному  мышлению влечёт за собой существенную перестройку всех психических процессов (восприятия, памяти, воображения, речи, воли), а также сознания ребёнка, его моральных суждений способности к сотрудничеству с другими людьми.

Таким образом, младший школьный возраст – это этап значительных изменений в психическом и  физиологическом развитии.

 

1.2    Учебная деятельность младшего школьника

Младший школьный возраст является важным этапом в жизни человека, который меняет жизнь ребенка кардинальным образом. По словам Гегеля, поступление ребёнка в школу – это приведение человека к общественной норме. В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений (ребенок – взрослый и ребенок – дети). 

Учебная деятельность – деятельность учащегося, в процессе которого он овладевает способами учебных действий и саморазвитие личности. Д.Б. Эльконин в своих трудах пишет: "Учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий, ... к такой деятельности должны побуждать адекватные мотивы. Ими могут быть ... мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного совершенствования "[10].

В младшем школьном возрасте у ребёнка  происходит переход от игровой деятельности к учебной. У него появляется другой образ жизни, формируются основы мировоззрения и ведущей деятельностью становится учёба. Именно учебная деятельность обязывает ребёнка учиться, приобретать новые знания, быть ответственным перед учителем, школой и семьёй. Учёба – это тяжелый труд, который требует от ребёнка трудолюбия, усидчивости, пунктуальности, дисциплинированности, организованности. У многих детей возникает отрицательное отношение к учебной деятельности, если эти качества не проявляются. Для того чтобы у ребёнка не возникло данное отношение, учитель должен убедить младшего школьника, что учёба – это не праздник и не игра, а интересная, трудоёмкая работа. Благодаря учебной деятельности ребята смогут познакомиться с окружающим миром, узнать много нового и неизвестного,  а также получить знания, которые помогут им в будущем. При этом слова учителя должны находить подтверждение в организации учебной деятельности.

Для младших школьников учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта обучения.

Структура учебной деятельности:

1. мотивация – деятельность, которая побуждает человека к действию;

2. учебные задачи – учебные ситуации, которые необходимо решить ученику;

3. учебные действия –  приём учебной работы;

4. действия контроля – указания на правильность выполнения;

5. действия оценки – действия сравнения, соотнесения собственных действий с образцом.

Каждый из этих компонентов имеет свои особенности.

Первым компонентом структуры учебной деятельности является мотивация. Мотивация выступает как совокупность внешних и внутренних движущих сил, которая побуждает человека к действию.

В первое время, практически, у всех детей возникает интерес к учебному процессу. Ученики начальной школы стараются старательно овладеть новыми знаниями, навыками и умениями. Ребята желают научиться грамотно и красиво писать, читать, правильно и быстро считать. Им интересен сам процесс обучения, но в дальнейшем формируется интерес к его содержанию, к стремлению узнать что-то новое. Такая основа служит благоприятной почвой для формирования мотивации к учебной деятельности. Но со временем мотивация к учебной деятельности начинает постепенно снижаться. Это происходит чаще всего из-за падения интереса к учебному процессу. Для поддержания интереса необходимо, чтобы учитель в учебной деятельности создал лично значимую мотивацию для каждого ребёнка, так  как интерес учащихся к учёбе связан с их личными чувствами удовлетворения от собственных достижений. Даже самый незначительный успех, небольшое достижение, одобренное похвалой учителя, подкрепляет это чувство.

Учебная задача – основной компонент учебной деятельности.  Она даётся ученикам как задание, которое необходимо им выполнить. При выполнении задания происходит саморазвитие младшего школьника. Д.Б. Эльконин считает, что отличительной особенностью учебной задачи от любых других задач является то, что её цель и результат заключаются в изменении самого субъекта, а не предметов, с которыми действует субъект [10].

Важное место в структуре учебной деятельности отводится учебным действиям, которые становятся произвольными и регулируемыми только при наличии контроля и оценки. У учеников во время обучения происходит формирование внутреннего самоконтроля. Школьник должен самостоятельно уметь наблюдать за своей деятельностью, оценивать свои действия, делать самоанализ.

Ученики учатся осуществлять учебную деятельность постепенно,  проявляя свои первые умения учиться. Для младших школьников сложным моментом являются цели учебной деятельности, которые  определяются содержанием школьного обучения. Умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, требует от школьника активности, формирование новых действий. На первый план выходят умственные и речевые действия необходимые для осознания учебного задания, понимание содержания.

Особенными оказываются и учебные ситуации. Школьники обязаны усвоить общие способы выделения свойств понятий, решать конкретно-практические задачи. Педагог  создаёт такие условия,  когда учащиеся должны искать общий способ решения всех конкретно-практических задач.

В дальнейшем ученики используют усвоенный способ для решения аналогичных задач, при этом проявляя свое умение, которое было сформировано в учебной ситуации.

В учебных ситуациях от ребенка требуется выполнения действий контроля. Младший школьник должен уметь сопоставлять свои учебные действия с образцами, связывать полученные результаты с выполнением учебных действий.

Первоначально контроль над процессом усвоения знаний детей принадлежит учителю. Затем на основе полученных знаний у школьников формируется самоконтроль. Неотъемлемой частью для воспитания и обучения детей в начальных классах служит авторитет учителя, с помощью которого грамотный педагог успешно формирует у детей трудолюбие, пунктуальность, организованность, положительное отношение к учебной деятельности.

Знакомство младших школьников с основными компонентами учебной деятельности является главным условием развития у них познавательной активности.

Повышение качества всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всесторонние развитие личности, зависит от решения основной проблемы – формирования умений учебной деятельности младший школьников.

Таким образом, младший школьный возраст – ответственный этап для учащихся младших классов, при котором формируется учебная деятельность.

 

ГЛАВА 2. Младший школьный возраст – благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка

2.1 Влияние личности педагога на успешность школьника

Важным человеком в жизни учеников начальной школы становится учитель. Учитель – это авторитетное лицо, которому необходимо передать свои знания и общекультурный опыт подрастающему поколению. В первую очередь учителю необходимо установить четкую дистанцию, которая будет определять дальнейшие взаимоотношения между учителем и учениками. На начальном этапе у детей нет сложившихся взаимоотношений, поэтому от деятельности учителя зависит успешность формирования детского коллектива, так как именно педагог выступает в качестве посредника зарождающихся  взаимодействий между сверстниками. 

Из-за постоянного взаимодействия с детьми личность педагога является моделью поведения, на которую равняются его ученики. Дети – наше зеркало, и они берут пример именно со своего учителя (другого примера у них пред глазами нет). Именно от первого учителя зависит дальнейшее отношение ребенка к другим учителям образовательного учреждения. Так как у детей складывается определенные представления о педагоге, учитель должен быть  не только образованным, но и справедливым, внимательным, тактичным, требовательным, доброжелательным. Чтобы успешно работать с детьми, учителю необходимо постоянно совершенствоваться и работать над собой. На установление взаимопонимания и дружбы в детском коллективе влияет общение учителя с классом. Общаясь с детьми, как отмечает В.А. Кан-Калик, «педагог должен отдавать себе отчёт в происходящих взаимодействиях, управлять ими, быть как бы вне их: наблюдать, анализировать, принимать решения, чувствовать ответную реакцию, гибко менять поведение, находить оптимальные способы и средства влияния» [6].

Важным умением, которым должен обладать учитель для эффективного взаимодействия с учениками является педагогическая техника, которая включает в себя: педагогическое общение,  технику речи, эмпатию, пантомимику, доброжелательность, регулирование своего психического состояния.

Педагогическая техника – один  из важнейших компонентов мастерства педагога, помогающая глубже донести информацию до детей. Также эта техника помогает привлечь и удержать внимание учеников во время учебного процесса, так как познавательная деятельность основывается на живом общении. 

Е.В. Анищук указывает, что «педагогическое общение станет действительно творческим процессом, если высокая информативная речевая культура и техника в сочетании с лёгкостью вступления в контакт активно-положительным отношением учителя к ученикам, развитой эмпатией, рефлексией, суггестивными, перцептивными и другими способностями будут согреты теплотой человеческого чувства и любви к школьникам» [2].

Педагогическое общение тесно связано с педагогической этикой, так как учитель начальных классов, находится в постоянных взаимоотношениях с детьми. От педагога требуется педагогический такт и педагогическая этика, в связи с тем, что его работа сходна с работой врача: « Не навреди!»

Педагогическая этика – совокупность норм и правил поведения педагога, основной задачей, которой является формирование и воспитание личности профессионала, вооружение педагога профессионально-моральными знаниями, которые помогают выполнять социальные, человеческие обязанности.

Философ К. Нешев считает, что «педагогическая этика должна выработать такие образцы деятельности и поведения специалиста-педагога, которые гарантировали бы максимально точную и гуманную направленность, при формировании самых интимных механизмов складывающейся человеческой личности. Ведь педагогическая этика обеспечивает сознательный процесс морального воспитания личности, такого воспитательного воздействия, посредством которого мораль – через деятельность педагога-специалиста – вырабатывает моральные нормы, принципы и ценности в других личностях, воспроизводит мораль в условиях данной специализированной деятельности» [9].

Понятие психолого-педагогический статус школьника принадлежит психологу М.Р. Битяновой. По её определению, статус школьника «представляет собой систему характеристик психического состояния и поведения ребёнка, важных для его успешного обучения и развития. Это характеристики познавательной сферы, эмоционально-волевого и мотивационного развития; система отношений ребёнка к миру, самому себе и значимым формам деятельности; особенности поведения в учебных и вне учебных школьных ситуациях» [3, c. 62; 4, с. 73].

В научной работе А.Е. Рябова, Р.Н. Леонова выделяют следующие основные составляющие благополучного психолого-педагогического статуса ученика начальной школы:

1. Отношение младшего школьника к себе – устойчивая положительная оценка себя как умелого, знающего ученика, способного многого добиться, адекватный уровень притязаний.

2. Отношение к значимой деятельности – эмоционально-положительное восприятие школы и учения.

3. Устойчивое эмоциональное состояние в школе – отсутствие противоречий между требованиями школы (педагога) и родителей, требованиями взрослых и актуальными возможностями ребёнка.

4. Активность и автономность поведения ребёнка – самостоятельность в познавательной и социальной деятельности.

5. Взаимодействие и отношения с педагогами – установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков, проявление уважения к учителю, эмоционально-положительное восприятие ребёнком личности учителя, системы своих отношений с педагогами и воспитателями.

6. Взаимодействие ребёнка со сверстниками – владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путём.

7. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности – способность сосредоточенно работать над учебной задачей, трудиться в едином темпе со всем классом.

8. Сформированность важнейших сторон познавательной сферы – умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности, сформированность внутреннего плана умственных действий и др.

Также авторы данной работы выделяют и неблагоприятные последствия, которые могут наступить из-за неэтического поведения педагога:

·        Во-первых, изначально психолого-педагогический статус ребёнка,

складываясь в неудовлетворительном психологическом климате, приобретает черты ущербности: у школьников формируется хроническое, негативное отношение к себе, стойкое неверие в свои способности быть успешным учеником, появляется эмоциональное неприятие и страх перед учителем, возрастает школьная тревожность, блокируется учебная активность и поведенческая автономность.

·        Во-вторых, разрушение ранее сложившегося относительно

благоприятного психолого-педагогического статуса ученика может наблюдаться, например, при возникновении открытых разногласий между учителем и родителями школьников или при переводе ребёнка в новый школьный коллектив.

Авторы, не один год проработавшие в школе, вполне отдают себе отчёт в том, что процесс воспитания и обучения не может обойтись без порицания и наказания учителем неподобающего детского поведения. Однако здесь очень важно строжайше соблюдать чувство меры [7, c. 18-19].

Одной из форм реализации педагогической этики является педагогический такт. Педагогический такт – чувство меры в поведении и действиях преподавателя.

Учитель в процессе индивидуального развития детей и их личностного становления выступает еще и в роли психолога, который осуществляет комплексное педагогическое наблюдение. Педагогические качества педагога составляют его индивидуальность, которая в дальнейшем влияет на формирование личности детей.

 

2.2 Раскрытие личностного потенциала ребёнка  

Личность ребенка – это высшая ценность. Педагог должен уважать личность каждого ребенка, не переделывая их личностных качеств, заложенные природой.

Личностный потенциал –  умение использовать свои способности для успешного внутреннего роста, развития и расширения своих возможностей.

В каждом человеке с момента его рождения заложен потенциал, который важно реализовать. Для его реализации необходимы условия, среда в которых личность будет самостоятельно развиваться, учиться, работать на равных с родителями и педагогами.  Важно, чтобы ребенок находился в такой среде еще с дошкольного возраста. В этом помогает семья, так как большую часть этих условий создают родители. С момента поступления ребенка в школу, основной средой становится школа, в которой как раз и развивается личностный потенциал ребенка. Деятельность ребенка должна быть игровой, познавательной и творческой, чтобы ребенок мог раскрываться с разных сторон, развивая все свои личностные качества, развивая свой потенциал.

Личностный потенциал ребенка рассматривается как система  внутренних ресурсов, которая создает ребёнку различные направления для его развития. Эта система обеспечивает уровень достижений в разных видах деятельности, но в первую очередь в учебной деятельности.

Личностный потенциал ребенка включает в себя множество, связанных между собой, компонентов. Более того, каждый из этих компонентов может быть рассмотрен как отдельный потенциал. Среди этих компонентов можно выделить:

1. Интеллектуальный потенциал – способность личности, которая была получена от самообучения в процессе работы, от природного ума, или практического опыта, решать сложные мыслительные задачи. С помощью этого потенциала ребенок достаточно быстро овладевает новыми знаниями, интеллектуальными навыками и умениями.  

2. Коммуникативный потенциал – коммуникативные навыки, с помощью которых ребенок успешно взаимодействует с окружающими его людьми.

3. Творческий потенциал – способность личности создавать что-то новое и оригинальное, действовать нестандартно в любых ситуациях. Этот потенциал направлен на творческое самовыражение и самоутверждение. Благоприятным периодом для развития творческого потенциала является младший школьный возраст. В этот период   у детей закладываются не только образовательная траектория, но и творческая.   

4. Эмоционально-волевой потенциал – способность человека управлять своей волей, действуя в соответствии с поставленной целью, воспитывать в себе жизнерадостность и оптимизм. Оптимизм является способностью личности смотреть на жизнь с положительной стороны. Оптимисты видят мир всегда замечательно, считают, что человек может осуществить свои мечты,  достичь своих целей, найти выход из любой ситуации.

5. Мотивационно-ценностный потенциал  является одним и самых важных компонентом, который включает в себя  систему целей и ценностных ориентаций. Этот компонент тесно связан с нравственным потенциалом.

В настоящие время основной задачей школы является раскрытие у каждого ученика своих способностей, которые будут основой формирования их личностей, готовых к жизни в современном мире.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чётко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования» [1].

Развитие личности – процесс, который протекает в течение всей  человеческой жизни. Важным моментов в этом процессе является формирование детской личности,  в которую существенный вклад вносит начальная школа.

         Учитель должен создать благоприятные психологические условия для развития личностного потенциала ребенка, в которых дети смогут комфортно общаться между собой, высказывать свое мнение. Преподаватель должен  заинтересовать учеников в получении новый знаний, способствовать обретению уверенности в своих силах, обеспечить возможность самореализации. А также создать педагогические условия для развития творческой активности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящие время основной задачей школы является раскрытие у каждого ученика своих способностей, которые будут основой формирования их личностей, готовых к жизни в современном мире.

В период младшего школьного возраста происходят значительные изменения и преобразования, поэтому  для каждого ребенка важны достигнутые им результаты.

Для формирования ценных качеств личности способствуют хорошие психологические условия, индивидуальный подход к каждому ученику. Эти условия первоначально начинает формировать семья, а в дальнейшем и школа. В младшем школьном возрасте для детей важно приобрести умение самостоятельно учиться, применять полученные знания, дружить, обрести уверенность в своих способностях, включаться в исследовательскую и творческую деятельность.

Именно педагог начальной школы проводит грамотную, целенаправленную работу для раскрытия способностей у учеников, которая формирует детскую личность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития личностного потенциала у детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Приказ министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

2. Анищук Е.В. К вопросу о проявлении эмоциональности личности учителя в его профессиональном общении // Научные труды МГПИ им. В.И. Ленина. М. 1985; 37-42

3. Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997 . – С. 62

4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М: Совершенство, 1997. – С.73

5. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры./ Л. С. Выготский. – М. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987; 108)

7. Рябова А.Е., Леонова Р.Н. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы. Журнал начальная школа № 9, 2001 г. С. 18-19

8. Склярова Т. В. Психологическая характеристика младшего школьного возраста; Образовательный портал слово; [Электронный ресурс] – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/43850.php

9. Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. Моральные ценности и личность. – М: Издательство МГУ, 1994 – С. 168

10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды./ Д. Б. Эльконин. – М., 2010.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………………… 3

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………………………………………………………………………… 3

Введение Современное общество выдвигает новые требования к подрастающему поколению

Введение Современное общество выдвигает новые требования к подрастающему поколению

Задачи: · особенности развития детей младшего возраста; · организация учебной деятельности; · влияние личности педагога на успешность учащихся младших классов; · раскрытие личностного потенциала детей…

Задачи: · особенности развития детей младшего возраста; · организация учебной деятельности; · влияние личности педагога на успешность учащихся младших классов; · раскрытие личностного потенциала детей…

ГЛАВА 1. Младший школьный возраст – особый возраст в жизни ребёнка 1

ГЛАВА 1. Младший школьный возраст – особый возраст в жизни ребёнка 1

В младшем возрасте у детей происходит не только психическое развитие, но и физическое

В младшем возрасте у детей происходит не только психическое развитие, но и физическое

Г.А. Цукерман говорит о младшем школьнике как субъекте учебной деятельности, если ребёнок участвует в поиске и построении новых способов действия в ситуации учебной задачи

Г.А. Цукерман говорит о младшем школьнике как субъекте учебной деятельности, если ребёнок участвует в поиске и построении новых способов действия в ситуации учебной задачи

Младший школьный возраст – это развитие способности к овладению окружающей средой

Младший школьный возраст – это развитие способности к овладению окружающей средой

Именно учебная деятельность обязывает ребёнка учиться, приобретать новые знания, быть ответственным перед учителем, школой и семьёй

Именно учебная деятельность обязывает ребёнка учиться, приобретать новые знания, быть ответственным перед учителем, школой и семьёй

Такая основа служит благоприятной почвой для формирования мотивации к учебной деятельности

Такая основа служит благоприятной почвой для формирования мотивации к учебной деятельности

На первый план выходят умственные и речевые действия необходимые для осознания учебного задания, понимание содержания

На первый план выходят умственные и речевые действия необходимые для осознания учебного задания, понимание содержания

ГЛАВА 2. Младший школьный возраст – благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка 2

ГЛАВА 2. Младший школьный возраст – благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка 2

Педагогическая техника – один из важнейших компонентов мастерства педагога, помогающая глубже донести информацию до детей

Педагогическая техника – один из важнейших компонентов мастерства педагога, помогающая глубже донести информацию до детей

Понятие психолого-педагогический статус школьника принадлежит психологу

Понятие психолого-педагогический статус школьника принадлежит психологу

Взаимодействие ребёнка со сверстниками – владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты…

Взаимодействие ребёнка со сверстниками – владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками; установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты…

Одной из форм реализации педагогической этики является педагогический такт

Одной из форм реализации педагогической этики является педагогический такт

Личностный потенциал ребенка включает в себя множество, связанных между собой, компонентов

Личностный потенциал ребенка включает в себя множество, связанных между собой, компонентов

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чётко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе…

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования чётко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе…

Заключение В настоящие время основной задачей школы является раскрытие у каждого ученика своих способностей, которые будут основой формирования их личностей, готовых к жизни в современном…

Заключение В настоящие время основной задачей школы является раскрытие у каждого ученика своих способностей, которые будут основой формирования их личностей, готовых к жизни в современном…

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2022