«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8
Оценка 4.9

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

Оценка 4.9
Презентации учебные +2
doc
биология
7 кл—8 кл
08.06.2017
«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8
разработка урока
млекопитающие (урок).doc
Дидактический проект урока биологии Тема:  «Млекопитающие   –   высшие позвоночные животные» (2 часа) Класс: 8 0 Учитель II категории Князева Т.А. Тема: Млекопитающие – высшие позвоночные животные. Цели: 1. установить   систематическое   положение   млекопитающих   в генеалогическом древе царства Животные 2. изучить  и   обосновать   основные  прогрессивные   черты   млекопитающих, характеризующие их как самый высокоорганизованный класс на Земле перечислить   и   обосновать   приспособления   млекопитающих   к   водной, подземной, наземной и воздушной средам обитания составить обобщающую таблицу, включающие основные структурные и функциональные признаки млекопитающих осознать необходимость охраны млекопитающих Операциональные цели: 1. обитания 2. обитания перечислить   виды   млекопитающих,   живущих   в   различных   средах охарактеризовать их строение и приспособления для жизни в этих средах найти связь между структурой, функциями органов (систем органов) и условиями среды. вскармливания молоком обосновать   особое   значение   рождения   живых   детенышей   и   их установить   и   обосновать   роль   в   природе   и   жизни   человека млекопитающих самой высокоорганизованной группы животных биосферы. 3. 4. 5. 3. 4. 5. 1. Дидактические материалы: скелеты, муляжи чучела   млекопитающих,   скелеты,   экспонаты,   целые   и   расчлененные 2. 3. целые и влажные препараты отдельных органов или систем органов таблицы,   цветные   иллюстрации, отображающие разнообразие, внешнее и внутренне строение, функции систем органов, экологию, роль млекопитающих в природе и жизни человека.   слайды,   схемы,   фотографии, Учебная деятельность: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. человека работа с учебником эвристическая беседа выполнение учебных заданий в рамках текста темы учебника сравнительный анализ уровня организации млекопитающих и птиц упражнения по описанию некоторых систем органов групповая работа подготовка   сообщений   о   роли   млекопитающих   в   природе   и   жизни Техника оценивания: 1 1. объективные   тесты   с   двойственным   выбором,   парного   типа   и   с множественным выбором 2. 3. 4. 5. полуобъективные тесты с кратким ответом структурированные вопросы папка тесты с открытым ответом Урок  «Особенности   млекопитающих   как высокоорганизованных позвоночных» Внимание! Таинственная незнакомка. У меня в руках описание одного очень интересного существа. Ваша задача – догадаться, о ком идет речь. Не торопитесь с выводами! Все версии – после прослушивания. Читаю «Загадочный зверь» Класс «Млекопитающие или звери» Обратите внимание на окончание. Хочу вас предостеречь от очень распространенной ошибки. Какой?.. Для первого знакомства из более чем 4000 видов я выбрала всего 5 зверей. Выбрала не случайно, с определенным умыслом. Ваша задача – его разгадать. Демонстрирую плакаты Синий кит Это самое крупное из млекопитающих. Чтобы вы представили  его размеры, приведу такие цифры: для перевозки одного кита требуется 20 КАМАЗов, вес одного кита равен весу 20 слонов, а длина его всего на 2 метра меньше нашего школьного коридора. Белый медведь Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже в ледяной воде. Верблюд Его называют еще кораблем пустыни. Способен передвигаться по песку, нагретому до +83 С, проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды. Крот Один   из   самых   лучших   землероев.   Интересна   его   шерсть:   очень   короткая,   густая, разглаживается в любую сторону и меняется до четырех раз в год. Летучая мышь Великолепно   ориентируется   в   абсолютной   темноте   благодаря   уникальной   системе эхолокации. Мыши – великолепные летуны, способные перелетать на расстояние до 1000 км. Что я хотела вам показать? Правильно: разнообразие сред обитания Исходя из этого сформулируйте основную проблему, или главный вопрос сегодняшнего урока,   помня   о   том,   что   наша   цель   –   общее   знакомство   с   млекопитающими.   В   течение минутки запишите ваш вопрос на черновике. (или устно) Внимание! Я увидела в ваших черновиках 3 хороших вопроса (ученики зачитывают их) 1. 2. 3. Какой вопрос вам больше нравится? А мне? Почему? как приспособлены млекопитающие к жизни в разных средах? почему млекопитающие­ самая высокоорганизованная группа животных? почему млекопитающие приспособлены к жизни в разных средах? 2 Открываю   доску   с   моим   вопросом:   «Почему   млекопитающие   –   самая высокоорганизованная группа позвоночных?» Итак, это главный вопрос сегодняшнего урока. Как бы вы ответили на него сейчас? ­ ­ главный вопрос. Сгруппируем ваши факты в несколько блоков. Чувствуете, что нам пока не хватает знаний для полного ответа на этот вопрос? Читаем   самостоятельно   текст  учебника.   Затем   попытаемся   ответить   на  наш Пот                                                                                                  4х камерное сердце                                   Обмен веществ и терморегуляция Шерсть                                                                                                 Легкие, диафрагма Млечные железы                                                                                               Живорождение (внутриутробное развитие)                                                             Размножение Забота о потомстве                                                                                        Матка                                                                                            Плацента  Органы чувств                 Сложное поведение               н.с. (передний мозг, кора, складки, извилины) Давайте вспомним особенности биологии млекопитающих (записать в тетрадь) Предполагаемые ответы с места 1. 2. 3. 4. 5. 6. волосяной покров, которого нет у животных живорождение, выкармливание детенышей молоком высокоразвитый головной мозг, высокий уровень нервной деятельности теплокровность четырехкаменрное сердце развитые кожные железы 3 Викторина: Стр. 32 № 1, 2 №1   Был   жаркий   день.   Я   очень   устал.   Шли   мы   медленно,   но   моя   собака   учащенно дышала, высунув язык. Что с ней случилось? Ответ: на теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение организма   достигается   испарением   воды   с   поверхности   языка   и   дыхательных   путей.   Это возможно при учащенном дыхании и высунутом языке. №2 Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов, моржей? Ответ: волосяной покров защищает тело млекопитающих от ушибов и охлаждения. У китов  и  моржей   развит  толстый   слой  подкожного  жира,  который  заменяет   им  волосяной покров. Стр. 33 №1,3 №1 В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали? Ответ: глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что дает ему обозрение на 360. благодаря этому зайцы спасаются от погони. №3 В сказке «Конек­горбунок» есть фраза «Чудо­юдо рыба­кит». Что не верно в этой фразе с точки зрения биологии? Ответ: кит не рыба, а млекопитающее. А теперь послушайте «Рассказ кота Мурлыки». Сразу скажу, что в нем 8 ошибок. Ваша задача – найти и прокомментировать их. Рассказ кота Мурлыки. Я – обычный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить молоко.   Жизнь   моя   уютна   и   спокойна.   В   жаркие   дни   я   очень   люблю   лежать   в   холодке, свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и теплый. Это от того, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный. А еще мы с бабушкой любим слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие и я не все слышу. Ну ладно, побегу – бабушка зовет. Посидим, помурлыкаем. В рассказе были допущены следующие ошибки: тип Хордовые, класс – Млекопитающие. название   класса   без   частицы   «ся»,   т.к.   животные   не   сами   питаются молоком, а выкармливают молоком своих детенышей. кот   Мурлыка   любит   молоко   не   потому,   что   относится   к   классу 1. 2. 3. млекопитающих. 4. в   жаркие   дни   кошки   вытягиваются   в   холодке.   А   сворачиваются   в клубочек и прикрывают но хвостом в холодную и прохладную погоду. 5. подшерсток. 6. вздремнуть. остевые   волосы   выполняют   защитную   функцию.   Тепло   сохраняет после   обеда   животные   не   активны.   Они   любят   просто   полежать   и 7. не у всех млекопитающих цветовое зрение. Кошачьи в основном видят в черно­белом изображении. 4 8. слух не зависит от размеров ушей. Прогрессивные   особенности   строения   млекопитающих   позволили   им   широко распространиться  на  Земле  и  заселить  самые   разнообразные  места   обитания.  Сегодня  мы узнаем, что признаки высокой организации этих животных наблюдаются также в особенностях их размножения и развития. Давайте начнем заполнять таблицу. Основные признаки подклассов млекопитающих подкласс представители яйцеклетка яйцекладу щие Утконос, ехидна сумчатые Кенгуру,   коала, опоссумы, сумчатые   белки, сумчатые   мыши, сумчатые   кроты и д.р.   Крупная (до 5 мм в диаметре), с относительно большим количеством питательных веществ. Более   мелкая,   с меньшем   запасом питательных веществ плацентарн ые Кошки,   коровы, киты, обезьяны и д.р. Очень   маленькая, лишена питательных средств развитие зародыша Вне   организма матери млечные железы Открываются протоками млечном сосков нет     на поле, В   матке,   но плацента   не образуется, детеныши рождаются недоразвитыми, продолжают развитие   сумке В   матке,   есть плацента в   Открываются протоками сосках, расположенных   в сумке на Открываются   на сосках, расположенных на открыто брюшной   стороне тела.   Итак,   млекопитающие   делятся   на   три   группы:   Яйцекладущие,   Сумчатые   и Плацентарные. Давайте рассмотрим каждую группу в отдельности. Подкласс Яйцекладущие, или первозвери. Отряд однопроходные. Эти животные, не рождающие живых детенышей, а откладывающие яйца, занимают как бы   промежуточное   положение   между   пресмыкающимися   и   млекопитающими.   К   ним относятся утконос и несколько видов ехидн, обитающие в Австралии, Тасмании и на Новой Гвинее. Взгляните на таблицу, в которой показаны отличительные особенности яйцекладущих млекопитающих. 5 (Вывешивается заранее подготовленная таблица) Сходство яйцекладущих млекопитающих С пресмыкающимися 1. клоака 2. откладывают яйца 3. температура тела непостоянна 4. в коракоидная кость   плечевом   поясе   имеется С млекопитающими 1. млечные железы 2. температура тела высокая 25­30 С 3. волосяной покров Первозвери, подобно пресмыкающимся, имеют клоаку. Они откладывают яйца в мягкой кожистой оболочке. Утконос насиживает их в подземном гнезде, а самка ехидны носит яйца в особой куртке на брюхе. Яйцеклетки у первозверей крупнее, чем у других млекопитающих. Детенышей однопроходные выкармливают молоком, однако млечные железы у них развиты слабо   и   не   имеют   сосков.   Молоко   выделяется   как   пот,   и   детеныши   слизывают   его. Температура   тела   однопроходных   может   меняться,   повышаясь   или   понижаясь   на   5­6 градусов. (возможно сообщение учащихся) Подкласс Сумчатые Яйцекладущие   млекопитающие   в   нашу   геологическую   эпоху   встречаются   только   в Австралии   и   на   близлежащих   островах.   Представители   другого   подкласса   –   Сумчатые   – эволюционно более продвинуты. У них появляется матка – особый орган, внутри которого развивается зародыш. Таким образом детеныши сумчатых какое­то время развиваются внутри организма матери. Однако на свет они появляются  мелкими,  недоразвитыми.  Например у кенгуру ростом в 1,5 м рождается детеныш размером не более 2­3 см и весом в 750 мг. Он заползает в сумку, находит сосок и прикрепляется к нему на долгие недели – только через 5 месяцев он начнет высовывать из сумки голову. Сумчатые млекопитающие отличаются следующими особенностями. (учитель сообщает сведения, которые заносятся в таблицу) Наиболее   известный   представитель   сумчатых   –   кенгуру.   Его   изображение   украшает государственный герб Австралии. (возможно сообщение учащихся) Подкласс Плацентарные. Это   наиболее   прогрессивная   группа   млекопитающих,   самая   многочисленная   и распространенная   на   Земле.   Яйцеклетки   у   плацентарных   очень   мелкие,   и   после оплодотворения   они   продолжают   развиваться   внутри   тела   матери,   в   матке.   В   месте прикрепления   зародыша   к   матке   возникает   особый   орган   –   плацента.   Зародыш   связан   с плацентой   пупочным  канатиком,   в  котором  проходят  кровеносные  сосуды.  За   счет  очень тесного соприкосновения сосудов матки и плаценты между зародышем и организмом матери происходит   постоянный   обмен   веществ.   Зародыш   получает   необходимые   для   роста питательные вещества и кислород, а продукты обмена удаляются из его организма. Процесс внутриутробного вынашивания зародыша у живородящих животных и человека называют   беременностью.   Заканчивается   беременность   родами   –   под   воздействием сокращений мышц матки сформировавшийся детеныш выходит наружу. Кто   может   сказать,   какие   преимущества   дает   млекопитающим   внутриутробное развитие? (Зародыш защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды) 6 Действительно, плацентарных млекопитающих на Земле гораздо больше, чем сумчатых и яйцекладущих. Их насчитывается более 4000 видов и распространены они по всему свету. (Продолжается заполнение таблицы в тетрадях и на доске) Продолжительность беременности различна у разных видов. Она зависит от размеров, продолжительности жизни, особенностей экологии. С   образом   жизни   и   продолжительностью   беременности   связан   и   уровень   развития появляющихся на свет детенышей. У хищных млекопитающих и многих грызунов, выводящих потомство в норах, они слепые и голые. А у большинства копытных детеныши рождаются зрячими,   покрытыми   шерстью   и   почти   сразу   после   рождения   способными   следовать   за матерью – ведь у них нет другого способа избежать хищников. В зависимости  от уровня развития   рождающихся   детенышей   млекопитающие   проявляют   разные   формы   заботы   о потомстве. Но все они выкармливают детенышей молоком, которое образуется в млечных железах и содержит все необходимые питательные вещества.  Тест для закрепления нового материала 1 В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на три группы: а) водные, наземные и земноводные; б) травоядные, плотоядные и со смешанным типом питания; в) яйцекладущие, сумчатые и плацентарные 2 Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся: а) кенгуру и валлаби; б) ехидны и утконосы; в) утконосы и коала 3 Детеныши утконоса после вылупления из яйца питаются молоком, которое: а) непрерывно течет из сосков; б) выделяется из сосков при сосании; в) как пот выделяется на шерсть 4 Млекопитающие,  у которых оплодотворенное яйцо развивается  в особом органе – матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой, относятся к: а) однопроходным; б) сумчатым; в) плацентарным 5 Процесс внутриутробного развития зародыша у живородящих животных и человека называется: а) беременностью; б) питанием зародыша; в) дыханием (Правильные ответы: в, б, в, в, а.) Желающие зачитывают ответы. Оценка выставляется только за правильные ответы. 7

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа) урок биологии Класс: 8

«Млекопитающие – высшие позвоночные животные» (2 часа)      урок биологии  Класс: 8
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017