Дидактический проект урока биологии
Тема:
«Млекопитающие – высшие
позвоночные животные»
(2 часа)
Класс: 8
0 Учитель II категории
Князева Т.А.
Тема: Млекопитающие – высшие позвоночные животные.
Цели:
1.
установить систематическое положение млекопитающих в
генеалогическом древе царства Животные
2.
изучить и обосновать основные прогрессивные черты млекопитающих,
характеризующие их как самый высокоорганизованный класс на Земле
перечислить и обосновать приспособления млекопитающих к водной,
подземной, наземной и воздушной средам обитания
составить обобщающую таблицу, включающие основные структурные и
функциональные признаки млекопитающих
осознать необходимость охраны млекопитающих
Операциональные цели:
1.
обитания
2.
обитания
перечислить виды млекопитающих, живущих в различных средах
охарактеризовать их строение и приспособления для жизни в этих средах
найти связь между структурой, функциями органов (систем органов) и
условиями среды.
вскармливания молоком
обосновать особое значение рождения живых детенышей и их
установить и обосновать роль в природе и жизни человека
млекопитающих самой высокоорганизованной группы животных биосферы.
3.
4.
5.
3.
4.
5.
1.
Дидактические материалы:
скелеты, муляжи
чучела млекопитающих, скелеты, экспонаты, целые и расчлененные
2.
3.
целые и влажные препараты отдельных органов или систем органов
таблицы,
цветные иллюстрации,
отображающие разнообразие, внешнее и внутренне строение, функции систем органов,
экологию, роль млекопитающих в природе и жизни человека.
слайды,
схемы,
фотографии,
Учебная деятельность:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
человека
работа с учебником
эвристическая беседа
выполнение учебных заданий в рамках текста темы учебника
сравнительный анализ уровня организации млекопитающих и птиц
упражнения по описанию некоторых систем органов
групповая работа
подготовка сообщений о роли млекопитающих в природе и жизни
Техника оценивания:
1 1.
объективные тесты с двойственным выбором, парного типа и с
множественным выбором
2.
3.
4.
5.
полуобъективные тесты с кратким ответом
структурированные вопросы
папка
тесты с открытым ответом
Урок
«Особенности
млекопитающих
как
высокоорганизованных позвоночных»
Внимание! Таинственная незнакомка.
У меня в руках описание одного очень интересного существа. Ваша задача – догадаться,
о ком идет речь. Не торопитесь с выводами! Все версии – после прослушивания.
Читаю «Загадочный зверь»
Класс «Млекопитающие или звери»
Обратите внимание на окончание. Хочу вас предостеречь от очень распространенной
ошибки. Какой?..
Для первого знакомства из более чем 4000 видов я выбрала всего 5 зверей. Выбрала не
случайно, с определенным умыслом. Ваша задача – его разгадать.
Демонстрирую плакаты
Синий кит
Это самое крупное из млекопитающих. Чтобы вы представили его размеры, приведу
такие цифры: для перевозки одного кита требуется 20 КАМАЗов, вес одного кита равен весу
20 слонов, а длина его всего на 2 метра меньше нашего школьного коридора.
Белый медведь
Тоже гигант, самый крупный из наземных хищников, который великолепно плавает даже
в ледяной воде.
Верблюд
Его называют еще кораблем пустыни. Способен передвигаться по песку, нагретому до
+83 С, проходя при этом до 40 км в день с 300 кг груза на спине, не страдая от жажды.
Крот
Один из самых лучших землероев. Интересна его шерсть: очень короткая, густая,
разглаживается в любую сторону и меняется до четырех раз в год.
Летучая мышь
Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной системе
эхолокации. Мыши – великолепные летуны, способные перелетать на расстояние до 1000 км.
Что я хотела вам показать?
Правильно: разнообразие сред обитания
Исходя из этого сформулируйте основную проблему, или главный вопрос сегодняшнего
урока, помня о том, что наша цель – общее знакомство с млекопитающими. В течение
минутки запишите ваш вопрос на черновике. (или устно)
Внимание! Я увидела в ваших черновиках 3 хороших вопроса (ученики зачитывают их)
1.
2.
3.
Какой вопрос вам больше нравится? А мне? Почему?
как приспособлены млекопитающие к жизни в разных средах?
почему млекопитающие самая высокоорганизованная группа животных?
почему млекопитающие приспособлены к жизни в разных средах?
2 Открываю доску с моим вопросом: «Почему млекопитающие – самая
высокоорганизованная группа позвоночных?»
Итак, это главный вопрос сегодняшнего урока. Как бы вы ответили на него сейчас?
главный вопрос. Сгруппируем ваши факты в несколько блоков.
Чувствуете, что нам пока не хватает знаний для полного ответа на этот вопрос?
Читаем самостоятельно текст учебника. Затем попытаемся ответить на наш
Пот 4х камерное сердце
Обмен веществ и терморегуляция
Шерсть Легкие, диафрагма
Млечные железы Живорождение
(внутриутробное развитие)
Размножение
Забота о потомстве Матка
Плацента
Органы чувств Сложное поведение н.с. (передний мозг, кора, складки,
извилины)
Давайте вспомним особенности биологии млекопитающих (записать в тетрадь)
Предполагаемые ответы с места
1.
2.
3.
4.
5.
6.
волосяной покров, которого нет у животных
живорождение, выкармливание детенышей молоком
высокоразвитый головной мозг, высокий уровень нервной деятельности
теплокровность
четырехкаменрное сердце
развитые кожные железы
3 Викторина:
Стр. 32 № 1, 2
№1 Был жаркий день. Я очень устал. Шли мы медленно, но моя собака учащенно
дышала, высунув язык. Что с ней случилось?
Ответ: на теле собаки почти нет потовых желез, поэтому в жаркие дни охлаждение
организма достигается испарением воды с поверхности языка и дыхательных путей. Это
возможно при учащенном дыхании и высунутом языке.
№2 Какое значение для зверей имеет волосяной покров? Почему он не развит у китов,
моржей?
Ответ: волосяной покров защищает тело млекопитающих от ушибов и охлаждения. У
китов и моржей развит толстый слой подкожного жира, который заменяет им волосяной
покров.
Стр. 33 №1,3
№1 В мультиках и сказках зайца часто называют косым. За что его так прозвали?
Ответ: глаза у зайца выпуклые и находятся по бокам головы, что дает ему обозрение на
360. благодаря этому зайцы спасаются от погони.
№3 В сказке «Конекгорбунок» есть фраза «Чудоюдо рыбакит». Что не верно в этой
фразе с точки зрения биологии?
Ответ: кит не рыба, а млекопитающее.
А теперь послушайте «Рассказ кота Мурлыки». Сразу скажу, что в нем 8 ошибок. Ваша
задача – найти и прокомментировать их.
Рассказ кота Мурлыки.
Я – обычный сибирский кот из типа млекопитающихся. Именно поэтому я люблю пить
молоко. Жизнь моя уютна и спокойна. В жаркие дни я очень люблю лежать в холодке,
свернувшись клубочком и прикрыв нос хвостом. А хвост у меня пушистый и теплый. Это от
того, что весь он покрыт остевыми волосами. После обеда люблю поиграть. Особенно мне
нравится красный мяч – он такой яркий, праздничный.
А еще мы с бабушкой любим слушать радио. Жаль только, что уши у меня маленькие и я
не все слышу.
Ну ладно, побегу – бабушка зовет. Посидим, помурлыкаем.
В рассказе были допущены следующие ошибки:
тип Хордовые, класс – Млекопитающие.
название класса без частицы «ся», т.к. животные не сами питаются
молоком, а выкармливают молоком своих детенышей.
кот Мурлыка любит молоко не потому, что относится к классу
1.
2.
3.
млекопитающих.
4.
в жаркие дни кошки вытягиваются в холодке. А сворачиваются в
клубочек и прикрывают но хвостом в холодную и прохладную погоду.
5.
подшерсток.
6.
вздремнуть.
остевые волосы выполняют защитную функцию. Тепло сохраняет
после обеда животные не активны. Они любят просто полежать и
7.
не у всех млекопитающих цветовое зрение. Кошачьи в основном видят в
чернобелом изображении.
4 8.
слух не зависит от размеров ушей.
Прогрессивные особенности строения млекопитающих позволили им широко
распространиться на Земле и заселить самые разнообразные места обитания. Сегодня мы
узнаем, что признаки высокой организации этих животных наблюдаются также в особенностях
их размножения и развития.
Давайте начнем заполнять таблицу.
Основные признаки подклассов млекопитающих
подкласс
представители
яйцеклетка
яйцекладу
щие
Утконос, ехидна
сумчатые
Кенгуру, коала,
опоссумы,
сумчатые белки,
сумчатые мыши,
сумчатые кроты
и д.р.
Крупная (до 5 мм в
диаметре),
с
относительно
большим
количеством
питательных
веществ.
Более мелкая, с
меньшем запасом
питательных
веществ
плацентарн
ые
Кошки, коровы,
киты, обезьяны и
д.р.
Очень маленькая,
лишена
питательных
средств
развитие
зародыша
Вне организма
матери
млечные железы
Открываются
протоками
млечном
сосков нет
на
поле,
В матке, но
плацента
не
образуется,
детеныши
рождаются
недоразвитыми,
продолжают
развитие
сумке
В матке, есть
плацента
в
Открываются
протоками
сосках,
расположенных в
сумке
на
Открываются на
сосках,
расположенных
на
открыто
брюшной стороне
тела.
Итак, млекопитающие делятся на три группы: Яйцекладущие, Сумчатые и
Плацентарные. Давайте рассмотрим каждую группу в отдельности.
Подкласс Яйцекладущие, или первозвери. Отряд однопроходные.
Эти животные, не рождающие живых детенышей, а откладывающие яйца, занимают как
бы промежуточное положение между пресмыкающимися и млекопитающими. К ним
относятся утконос и несколько видов ехидн, обитающие в Австралии, Тасмании и на Новой
Гвинее.
Взгляните на таблицу, в которой показаны отличительные особенности яйцекладущих
млекопитающих.
5 (Вывешивается заранее подготовленная таблица)
Сходство яйцекладущих млекопитающих
С пресмыкающимися
1. клоака
2. откладывают яйца
3. температура тела непостоянна
4. в
коракоидная кость
плечевом поясе
имеется
С млекопитающими
1. млечные железы
2. температура тела высокая 2530 С
3. волосяной покров
Первозвери, подобно пресмыкающимся, имеют клоаку. Они откладывают яйца в мягкой
кожистой оболочке. Утконос насиживает их в подземном гнезде, а самка ехидны носит яйца в
особой куртке на брюхе. Яйцеклетки у первозверей крупнее, чем у других млекопитающих.
Детенышей однопроходные выкармливают молоком, однако млечные железы у них развиты
слабо и не имеют сосков. Молоко выделяется как пот, и детеныши слизывают его.
Температура тела однопроходных может меняться, повышаясь или понижаясь на 56
градусов.
(возможно сообщение учащихся)
Подкласс Сумчатые
Яйцекладущие млекопитающие в нашу геологическую эпоху встречаются только в
Австралии и на близлежащих островах. Представители другого подкласса – Сумчатые –
эволюционно более продвинуты. У них появляется матка – особый орган, внутри которого
развивается зародыш. Таким образом детеныши сумчатых какоето время развиваются внутри
организма матери. Однако на свет они появляются мелкими, недоразвитыми. Например у
кенгуру ростом в 1,5 м рождается детеныш размером не более 23 см и весом в 750 мг. Он
заползает в сумку, находит сосок и прикрепляется к нему на долгие недели – только через 5
месяцев он начнет высовывать из сумки голову.
Сумчатые млекопитающие отличаются следующими особенностями.
(учитель сообщает сведения, которые заносятся в таблицу)
Наиболее известный представитель сумчатых – кенгуру. Его изображение украшает
государственный герб Австралии.
(возможно сообщение учащихся)
Подкласс Плацентарные.
Это наиболее прогрессивная группа млекопитающих, самая многочисленная и
распространенная на Земле. Яйцеклетки у плацентарных очень мелкие, и после
оплодотворения они продолжают развиваться внутри тела матери, в матке. В месте
прикрепления зародыша к матке возникает особый орган – плацента. Зародыш связан с
плацентой пупочным канатиком, в котором проходят кровеносные сосуды. За счет очень
тесного соприкосновения сосудов матки и плаценты между зародышем и организмом матери
происходит постоянный обмен веществ. Зародыш получает необходимые для роста
питательные вещества и кислород, а продукты обмена удаляются из его организма.
Процесс внутриутробного вынашивания зародыша у живородящих животных и человека
называют беременностью. Заканчивается беременность родами – под воздействием
сокращений мышц матки сформировавшийся детеныш выходит наружу.
Кто может сказать, какие преимущества дает млекопитающим внутриутробное
развитие?
(Зародыш защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды)
6 Действительно, плацентарных млекопитающих на Земле гораздо больше, чем сумчатых и
яйцекладущих. Их насчитывается более 4000 видов и распространены они по всему свету.
(Продолжается заполнение таблицы в тетрадях и на доске)
Продолжительность беременности различна у разных видов. Она зависит от размеров,
продолжительности жизни, особенностей экологии.
С образом жизни и продолжительностью беременности связан и уровень развития
появляющихся на свет детенышей. У хищных млекопитающих и многих грызунов, выводящих
потомство в норах, они слепые и голые. А у большинства копытных детеныши рождаются
зрячими, покрытыми шерстью и почти сразу после рождения способными следовать за
матерью – ведь у них нет другого способа избежать хищников. В зависимости от уровня
развития рождающихся детенышей млекопитающие проявляют разные формы заботы о
потомстве. Но все они выкармливают детенышей молоком, которое образуется в млечных
железах и содержит все необходимые питательные вещества.
Тест для закрепления нового материала
1 В зависимости от особенностей размножения и развития млекопитающие делятся на
три группы:
а) водные, наземные и земноводные;
б) травоядные, плотоядные и со смешанным типом питания;
в) яйцекладущие, сумчатые и плацентарные
2 Из перечисленных животных к отряду Однопроходных относятся:
а) кенгуру и валлаби;
б) ехидны и утконосы;
в) утконосы и коала
3 Детеныши утконоса после вылупления из яйца питаются молоком, которое:
а) непрерывно течет из сосков;
б) выделяется из сосков при сосании;
в) как пот выделяется на шерсть
4 Млекопитающие, у которых оплодотворенное яйцо развивается в особом органе –
матке, а зародыш прикрепляется к стенке матки плацентой, относятся к:
а) однопроходным;
б) сумчатым;
в) плацентарным
5 Процесс внутриутробного развития зародыша у живородящих животных и человека
называется:
а) беременностью;
б) питанием зародыша;
в) дыханием
(Правильные ответы: в, б, в, в, а.)
Желающие зачитывают ответы.
Оценка выставляется только за правильные ответы.
7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.